Раздел «Методика словарной работы»




Глоссарий по дисциплине «Методика развития речи»

 

Дидакти́ческаяи́гра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Структура дидактической игры включает:

- обучающую (дидактическую) задачу – закрепить, обобщить, систематизировать знания детей; развивать умение сравнивать, классифицировать и т.д.;

- игровую задачу – раскрывается «программа игровых действий», часто заложена в названии игры («Угадай по описанию», «Сложи картинку»);

- игровые действия – способы проявления активности ребенка в игре (опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее);

- правила – основные требования, которые предъявляют к детям в ходе игры. Они направляют поведение детей и регулируют отношения между участниками;

- ход игры – показ способа действия, игровые действия детей;

- результат игры – показатель уровня развития детей.

Виды дидактических игр:

- игры с предметами («Чудесный мешочек», «Магазин», «Устроим кукле дом»);

- настольно-печатные (лото, домино, парные картинки);

- словесные игры («Почтальон принес открытку», «Бывает - не бывает», «Где спрятался звук»)

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, содержащая в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса. Виды загадок: народные/литературные; с прямым описанием/ метафорическим.Систематическое использование загадок в работе с дошкольниками непринуждённо развивает их наблюдательность, чуткость к языку, учит отбирать точные и уместные слова, формирует умение замечать выразительные средства, размышлять над смысловой стороной лексики, заинтересовывает детей к самостоятельной творческой деятельности. Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроте умственных реакций.

Задачи словарной работы - основные направления работы воспитателя по совершенствованию словаря детей:

1) обогащение словаря новыми словами;

2) закрепление и уточнение словаря;

3) активизация словаря;

4) устранение нелитературных слов

Лексический запас – совокупность слов, активный и пассивный словарный состав речи.

Наглядные приёмы обучения – приёмы развития речи дошкольников в процессе их зрительного восприятия окружающего мира.

Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание

действий и образа жизни изображаемого в игрушке живого существа.

Словарная работа - целенаправленное и планомерное расширение и обогащение словаря детей за счет незнакомых и сложных слов.

Развитие словаря - длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Словесные методы – методы развития речи детей, в основе которых преобладает слово воспитателя или ребёнка. Словесные методы (чтение, беседа, рассказывание, пересказывание, сочинение, заучивание стихотворений наизусть, отгадывание загадок) позволяют изложить объёмный материал за ограниченное время, помогают активизировать воображение, память, чувства детей, создать необходимый настрой и доброжелательную атмосферу, вызвать в сознании яркие образы, узнать проблемы в усвоении новых знаний, сформировать устойчивые речевые умения и навыки.

Словесные приёмы – формы реализации словесных методов. Словесные приёмы подразделяют на прямые (речевой образец, имитация, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка, вопрос) и косвенные (напоминание, совет, подсказка, исправление, замечание, реплика).

Речевой образец – образцовое высказывание воспитателя в виде слова, фразы, связной речи. Используется многократно на протяжении одного занятия для повторения, подражания детьми.

Приём имитации (приём отражённой речи, обучение по образцу) – повторение ребёнком речи воспитателя. В отличие от речевого образца имитация требует от ребёнка точности, дословности повторения.

Повторное проговаривание – многократное повторение речевой единицы (звука, слова, фразы, высказывания) с целью привлечения внимания, запоминания. Широко используется в игровой деятельности, в словарной работе и процессе формирования звуковой культуры речи.

Объяснение – разъяснение правил и действий в дидактических играх, комментирование значения слов во время чтения художественного произведения, истолкование нового, непонятного в процессе наблюдений или обследования предметов.

Указание – наставление, постановка детям заданий в процессе обучения, проговаривание правил поведения. Детям можно дать указание внимательно слушать текст, пересказать концовку сказки, изменить творческий рассказ от лица героя и др.

Оценка – развёрнутый анализ, рассуждение об особенностях высказывания ребёнка. Оценка воспитателя характеризует положительные стороны усвоенных детьми знаний, речевых умений и навыков, качество исправлений, старательность и инициативность. Оценка должна быть корректной, активизировать и заинтересовывать детей. Оценка речевой деятельности ребёнка может быть непосредственной и реже отсроченной.

Вопрос – словесное обращение с целью получения ответа. Вопросы могут быть репродуктивными и эвристическими, наводящими и подсказывающими. Методические требования к вопросам педагогов: чёткость, логичность, доступность, интонационная выразительность. Вопросы используются во всех методах: в рассматривании предметов, рассказывании по картине, беседе, экспериментировании, словесных упражнениях, дидактических играх и т.д.).

Слово – структурная единица языка, служащая для обозначения предметов, явлений, признаков и действий. Слово объединяет фонетический, грамматический и лексический компоненты языка.

Экскурсия - это целенаправленный выход детей за территорию детского учреждения с целью непосредственного ознакомления с предметами и объектами окружающего мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: