С 1 января 2006г. Федеральным законом №107-Ф3 отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками и применяются федеральные специальные марки (как подтверждение легальности продукции), а также акцизные марки, приобретаемые на таможне при импорте алкоголя.
В ст.12 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005г. №785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» федеральные специальные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в территориальном налоговом органе на условиях их предварительной оплаты.
Кроме того, данным постановлением утверждены правила маркировки алкогольной продукции, правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, требования к образцам федеральных специальных марок, форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок;
Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками.
|
Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;
Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, а также правила установления их цены утверждаются постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции».[22]
Приказом Минэкономразвития РФ от 25 января 2006 г. №12 устанавливаются образцы, перечень реквизитов и элементов зашиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными Федеральным законом № 171-ФЗ марками не допускается.
Для приобретения федеральных специальных марок и акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством РФ, или в таможенный орган следующие документы:
1. заявление о выдаче марок с указанием:
- вида алкогольной продукции в соответствии сост. 2 Федерального закона №171-ФЗ;
- содержания этилового спирта в ней;
- объема маркируемой алкогольной продукции;
- емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции;
- количества испрашиваемых марок;
2. справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;
3. отчет об использовании ранее выданных марок в установленной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005г. №866 форме;
4. копию лицензии;
|
5. копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
6. копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
7. подтверждение в порядке, установленном Правительством РФ правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
8. обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ.[23]
Перечень документов является закрытым, и требовать от организации при выдаче марок иные документы не допускается.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими:
- законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции;
- осуществление контроля за уплатой налогов.
Кроме того, федеральные специальные марки и акцизные марки являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.[24]
Положения закона по вопросу оборота после 1 января 2006г. алкогольной продукции, маркированной в установленном порядке, разъясняются и конкретизируются в письме ФНС РФ от 28 февраля 2006г. №ШТ-6-07/205.
|
В целях реализации положений Федерального закона №171-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005г. №785 установлено, что с 1 января 2006г. для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, применяются следующие образцы федеральных специальных марок:
- федеральные специальные марки, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003г. №212 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» и изготовленные в соответствии с требованиями, утвержденными указанным Постановлением, и носители информации, подтверждающие фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее — носитель информации);
- федеральные специациальные марки, изготовленные в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. №785.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005г. № 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» с 1 января 2006 года алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками в соответствии с требованиями к образцам, утвержденными указанным Постановлением.
Таким образом, оборот (в том числе закупка, поставки и розничная продажа) алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, маркированной федеральными специальными марками и акцизными марками соответствующих требованиям к образцам, утвержденным вышеназванными нормативными актами, допускается после 1 января 2006 года без ограничения.
Федеральным законом от 31.12.2005 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлено, что:
- оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года включительно в установленном порядке, до пускается по 30 июня 2006 года включительно;
- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной выданными по 31 декабря 2005 года включительно акцизными марками в установленном порядке, допускается по 31 марта 2006 года включительно, а оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции - по 30 июня 2006 года включительно.[25]
Следует учесть, что маркировка алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, региональными специальными марками в силу Федерального закона от 21.07.2005 г. М102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» отменена с 1 января 2006 года, а по натуральному вину - со дня официального опубликования указанного Закона.
Таким образом, наряду с оборотом алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками и акцизными марками, указанными в части I настоящего письма, допускается по 30 июня 2006 года включительно оборот (в том числе закупка, поставки и розничная продажа) алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, маркированной:
- федеральными специальными марками, введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003г. №212, без носителя информации;
- федеральными специальными марками, введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003г. №212, и региональными специальными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002г. №723 «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений ни учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок (без носителя информации);
- акцизными марками, введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2000г. №17 «Об образцах акцизных марок для маркировки алкогольной продукции иностранного производства».[26]
Следует отметить, что Федеральный закон от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не содержит ограничений на оборот (в том числе розничную продажу) в субъекте Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной региональными специальными марками, приобретенными в другом субъекте Российской Федерации».
Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ, на территории Российской Федерации.
Технология изготовлении и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.
Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством РФ, при условии полной уплаты акциза.[27]
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - составная часть общей экономической политики государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Россия провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая в стратегическом плане призвана способствовать росту эффективности производства. Но с учетом мирового опыта полностью открывать российский внутренний рынок, на котором абсолютное большинство производителей не выдерживает конкуренции с иностранными компаниями, можно только постепенно, побуждая их к участию в конкурентной борьбе на мировом рынке. Российская экономика не готова стать сегодня полностью открытой не только потому, что основная часть отраслей экономики неконкурентоспособна, но и в силу нынешней конкретной экономической ситуации, глубокого спада производства.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе, как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей (ВЭС). Значимость деятельности таможенной системы обусловлена еще и тем, что самым стабильным источником доходной части Федерального бюджета России являются таможенные сборы и налоги.
В настоящее время экономика России переживает не самые лучшие времена, поэтому вопрос экономической безопасности страны особенно актуален. Одной из важнейших государственных структур, стоящих на страже экономических интересов России, ее предприятий и граждан, является Государственный Таможенный Комитет Российской Федерации. (ГТК РФ). Роль и значение этой организации в экономической жизни страны переоценить трудно. Таможня дает около трети поступлений всех бюджетных доходов страны, защищает национальных производителей от иностранной конкуренции и поддерживает их в налаживании собственного производства, тем самым, косвенно также, помогая наполнению бюджета, экономическому росту страны.
Поэтому сейчас особенно важно понимание принципов работы Российской таможни, ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2066.
2. Федеральный закон 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями от 10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.)).
3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №117-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 114-ФЗ. «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
6. Приказ ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. N 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
7. Арсентьев Ю.А. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
8. Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2004. - 1.
9. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне, под ред. Карпова В., - М., 2004.
10. Волова Л.И. Международное таможенное право // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2004.
11. Воронин В. М. Регулирующая роль государства в процессе интеграции национальной экономики в мировое хозяйство // Проблемы государственного регулирования экономики России. Ростов-н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2000.
12. «Граница на замке». // Народная газета, 2008 г., № 335.
13. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М. 2005.
14. Диденко Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, - Спб, 2008.
15. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. - М.,
2000г.
16. Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17.
17. Романова Е.В. Таможенное право. СПб. 2005.
18. Стрельник В. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации, «Внешнеэкономический бюллетень», №12, 2008.
19. Таможенное право: Учебник / Халипов С.В.. - М.; Зерцало-М, 2004.
20. Тихомирова Ю.С., Попович О.М. Таможенное право. М. 2004.
21. Иваненко С.И., Федоскин Ю.Г. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.: «Руссико», 1999.
22. «Капитал», иркутский торговый журнал № 13 (261) от 11.07.2008.
23. Козырин А. Акцизы в системе таможенных платежей, «Финансы», №1, 2007.
24. Козырин А. Правовое регулирование таможенных платежей, «Бухгалтерский учет», №2, 3, 2007.
[1] Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17., С. – 4.
[2] Стрельник В. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации, «Внешнеэкономический бюллетень», №12, 2008., С. – 11.
[3] Иваненко С.И., Федоскин Ю.Г. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.: «Руссико», 1999., С. – 118.- 142.
[4] ст. 5 Федерального закона №171 –ФЗ.
[5] ст. 6 Федерального закона №171-ФЗ.
[6] «Капитал», иркутский торговый журнал № 13 (261) от 11.07.2008., С. – 15.
[7] ст. 7 Федерального закона №171-ФЗ.
[8] «Граница на замке». // Народная газета, 2008 г., № 335.
[9] Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2004. - 1., С. 21.
[10] Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17., С. 17.
[11] Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17., С. - 18.
[12] Стрельник В. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации, «Внешнеэкономический бюллетень», №12, 2008., С. - 10.
[13] ст. 281 Таможенного кодекса Российской Федерации.
[14] ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации.
[15] Волова Л.И. Международное таможенное право // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2004., С. – 162.
[16] ст. 360 Таможенного кодекса РФ.
[17] Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17., С. – 18.
[18] «Граница на замке». // Народная газета, 2008 г., № 335.
[19] Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17., С. - 23.
[20] Стрельник В. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации, «Внешнеэкономический бюллетень», №12, 2008., С. – 9.
[21] Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2004. - 1., С. - 31.
[22] Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2008 г., № 17., С. – 25.
[23] Диденко Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, - Спб, 2008., С. - 203.
[24] Романова Е.В. Таможенное право. СПб. 2005., С. – 147.
[25] «Капитал», иркутский торговый журнал № 13 (261) от 11.07.2008., С.- 24.
[26] Диденко Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, - Спб, 2008., С.- 68.
[27] «Граница на замке». // Народная газета, 2008 г., № 335.