Тема урока «Органы слуха и равновесия. Их анализаторы».
Здравствуйте, ребята. Продолжаем изучать органы, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Это анализаторы.
Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% - с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.
Сегодня мы будем изучать орган слуха – ухо.
Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:
• сегодня я помогу вам сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
• вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха;
• я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха.
Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: «Природа,
давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для
слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».
Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число, уже второе апреля. Классная работа. Тема урока «Органы слуха и равновесия. Их анализаторы». Всю работу вы выполняете в тетради с печатной основой (ТПО), которую я перешлю. Если у вас имеется возможность ее скачать, заполните и перешлите в электронном виде или фото выполненных заданий пересылаете мне. Внимательно читайте, что требуется при выполнении заданий, чтобы не выполнять лишнюю работу. Вы можете работать и в своей рабочей тетради, тогда вам придется писать все в свою тетрадь.
На предыдущих уроках вы изучили тему «Орган зрения и его функции», «Болезни глаз»
Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме «Зрительный анализатор».
Задание 1. в тетради с печатной основой (ТПО).(В ТПО заполняете таблицу после теста), если отвечаете в своей тетради, то переносите таблицу в свою тетрадь)
Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе.
Это задание 2 в ТПО Схема «Слуховой анализатор»
Проверим выполнение работы. (устно, для себя – самопроверка)
Назовите первое звено слухового анализатора.
Назовите второе звено слухового анализатора
Куда слуховой нерв передает импульс?
Где находится слуховая зона?
Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. Посмотрите на рисунок «Строение уха» задания 3 в ТПО и скажите: сколько отделов уха различают? Назовите их.
Правильно, это наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.
Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве, улавливает звук, проводит его и преобразует звуковые волны в механические колебания.
Среднее ухо- полость, заполненная воздухом, в ней имеются слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания в 50 раз. Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью слуховой трубы, что важно при выравнивании давления на барабанную перепонку со стороны среднего уха.
Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха, который находится в улитке, и органом равновесия, поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы.
Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните вторую графу таблицы «Строение органа слуха».
Задание 3. Заполнить таблицу в ТПО. Если будете работать в своей рабочей тетради, то переписать придется все колонки.
По таблице «Строение органа слуха» определите: какие функции соответствуют органу слуха, а какие - вестибулярному аппарату (устно)
Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть.
Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их 4 – 6 раз.
Продолжаем работу.
Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Просмотрите видеофрагмент о передаче звука.
После чего вы должны дополнить схему «Прохождение звуковой волны»
задания 4 ТПО. Дополните схему «Прохождение звуковой волны»
Я предлагаю вам проверить результаты выполнения работы.
Задание 5 в ТПО - выбрать и записать в таблицу номера правильных положений.
Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой - к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни. Как известно, многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте. В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения.
В вашей тетради помещена памятка «Гигиена слуха». Я предлагаю прочитать их Обратимся к ним.
Памятка «Гигиена слуха»
- Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
- Защищайте уши от сильного шума.
- Если уши заболели, обратитесь к врачу.
- Каждое утро разминайте ушную раковину.
- Слушайте спокойную ритмичную музыку.
- Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
- Вовремя лечите воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению
слуха.
- Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
- От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
- Берегите уши от ударов.
Домашнее задание
Задание 1