Г. Трудовое обучение
Тема. Отражениекультурно-исторических традиций в изделиях из соломки.
Цель. Ознакомить учащихся с данной темой.
Прививать творчество. Развивать интерес к соломоплетению.
Воспитывать любознательность.
Ход урока
История белорусской соломки
На Беларуси плетением из соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.
Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.
Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них
|
хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее..
Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени, на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.
Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна.
Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений.
Родоначальницей современного соломоплетения стала Вера Ильинична Гаврилюк (1904—1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок, которые еще сохранялись в памяти сельских жителей.
Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. Ее преемницей стала мастер из Могилева Екатерина Артеменко.
Такие, казалось бы, не сочетаемые качества соломки, как неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами большие творческие просторы.
|
«Колядники». Автор — Вера Гаврилюк. 1972 г. Соломка, нитки
В отличие от ремесла прошлых столетий, возникшего и развившегося в сельской среде, центрами современного соломоплетения в наши дни стали города, а занимающиеся этим искусством люди, как правило очень далеки от сельского хозяйства. Соломка для них стала материалом, при помощи которого они выражают свои чувства и мысли, проявляют мир и выказывают свое отношение к нему. Утратившее свое первоначальное бытовое ритуальное назначение, соломоплетение сохраняется и развивается вашими современниками как одно из величайших культурных и духовных наследий, доставшееся нам от ваших предков, демонстрируя великолепную гамму своих декоративных свойств. Беларусь — одна из немногих стран мира, где соломоплетение получило интенсивное современное развитие. В большинстве развитых стран Западной Европы, Америки, Азии плетение соломки перешло в разряд хобби. Любители и энтузиасты этого искусства во всем мире занимаются сохранением его традиций. Члены национальных гильдий соломоплетения собираются на международные встречи и фестивали, проводят мастер-классы, на которых изучают особенности национальных школ соломоплетения. В 2001 году мастера из Англии, Америки, Австралии и Венгрии посетили Беларусь. Уровень работ белорусских мастеров и художников, работающих с соломкой, был расценен ими как эталон современного искусства соломоплетения, сохранившего и развившего яркую национальную индивидуальность.
Для знакомства с белорусскими мастерами и национальной школой соломоплетения на фестиваль соломки в 2003 году приехало более 40 мастеров из разных стран мира. Это была их первая встреча с белорусской землей и её мастерами. Современное соломоплетение хранит в себе опыт, накопленный предыдущими поколениями, но солома еще не раскрыла всех своих тайн человеку, и это предстоит сделать мастерам настоящего и будущего.
Белорусское искусство соломоплетения, благодаря работам художников, мастеров, искусствоведов, достойно входит в сокровищницу достижений мировой художественной культуры. Развитие его не останавливается сегодня, оно завоевывает новых поклонников, привлекая к талантливым учителям талантливых учеников.
|
Начало формы
· Интересно
· Не интересно
Конец формы
· < Назад