Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией. Подобрать комплекс упражнений для свистящих звуков.




Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезии.

На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.

Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. С некоторой адаптацией могут быть использованы игры, опубликованные в литературе.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в ак­тивную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения. Пассивная гимнастика проводится в три стадии:

- вход в позицию;

- фиксация;

- выход из позиции.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии.

Комплекс упражнений для свистящих звуков.

  ОПИСАНИЕ
  «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.
"Змейка" Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
«Почистим зубки» Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка» Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С).
"Катушка" Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

3. Развитие тонкой моторики пальцев рук у детей с дизартрией. Подобрать упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Недостатки развития мелкой моторики у детей с дизартрией проявляются:

· в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;

· затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;

· невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

· снижении двигательной памяти и самоконтроля;

· замедленности, застревании на одной позе.

К задачам развития мелкой моторики относятся:

· Ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;

· Развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;

· Формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;

· Развитие зрительно-моторной координации.

 

В ся система работы по развитию мелкой моторики рук должна реализовываться поэтапно:

· упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. К этой группе относится самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Для массажа используют приспособления и мелкие предметы: массажные щетки («ежики»), маленький каучуковый мячик, грецкий орех, карандаши.

· упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики - сопряженная гимнастика.

· упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Например, упражнения с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем.

· упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками.

· самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами; на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами.

· упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. В работе по формированию графомоторных навыков используют опыт копирования геометрических форм, соединение контура рисунка по точкам, раскрашивание картинок внутри контура с применением шаблонов.

 

Для развития мелкой моторики в свободной деятельности детям предлагают игры: «Собери бусы», «Вырежи и наклей», разнообразные мозаики, мелкий конструктор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: