Науки | Факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных |
Сравнительная анатомия | Все системы органов человека имеют сходный план строения с системами наземных позвоночных. Человек имеет все признаки типа хордовых животных, подтипа позвоночных, класса млекопитающих, подкласса плацентарных, отряда приматов. Рудименты (аппендикс, копчик) и атавизмы.. |
Эмбриология | Выполняется закон К.Бэра «На ранних стадиях развития зародыши разных классов позвоночных животных сходны, а затем отклоняются в своем развитии друг от друга». Выполняется закон Мюллера-Геккеля: в эмбриогенезе повторяются стадии филогенеза (зародыш человека похож сначала на зародыш рыб, затем на зародыш земноводных, пресмыкающихся, обезьян). У эмбриона закладывается до 8 пар сосков, но в дальнейшем развивается только одна пара. В возрасте 5 месяцев весь зародыш покрыт нежными мягкими волосами, расположение которых такое же, как и у обезьян. |
Палеонтология | Восстановлен филогенетический ряд человека. |
Физиология | Физиологические показатели человека наиболее близки физиологическим показателям человекообразных обезьян, особенно шимпанзе (менструальный цикл и продолжительность беременности, болезни). |
Молекулярная биология | Сходство в строении и структуре хромосом, ДНК, белков. Сходны группы крови, резус-фактор. У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе. Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 97%, человека и гиббона — 76%. ДНК человека и шимпанзе отличается в среднем 1 нуклеотидом из 100, ДНК двух людей – 1 нуклеотидом из 1000. |
Задание 3. «Рудименты и атавизмы у человека»
|
1. Сравнительно упрощенные, недоразвитые структуры, утратившие свое значение, имевшиеся у эволюционных предков в развитой форме.
2. Появление у некоторых особей данного вида признаков, существовавших у далеких предков, но затем утраченных в процессе эволюции.
3. Рудимент третьего века у человека (2), которое хорошо развито у птиц (1); дарвинов бугорок на ушной раковине (5) — рудимент вершины остроконечного уха животных; слепая кишка и аппендикс (7); копчик (8).
4. Гипертрихоз (9); несколько пар грудных сосков (10), хвост (11) может достигать 25 см и покрывается волосками).
Задание 4. «Биохимические доказательства»
1. 46 хромосом.
2. 48 хромосом.
3. Сходство в количестве, размерах, строении и окрашивании.
4. Плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.
5. ДНК человека и шимпанзе сходны более чем на 97%, что возможно только при наличии общего предка.
Задание 5. «Антропоморфозы»
Причины | Антропоморфозы |
Прямохождение: Трудовая деятельность: Речь: Использование огня: | Привело к формированию сводчатой стопы, массивных нижних конечностей, расширенных костей таза, S-образной формы позвоночника, расширенной в стороны грудной клетке. Вызвала изменение в строении руки (с противопоставленным большим пальцем) и мозга. Произошли изменения в гортани, появился подбородочный выступ, речевые центры в левом полушарии. Тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему. В результате уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник. |
Задание 6. «Факторы эволюции человека»
|
Движущие силы антропогенеза | Значение в антропогенезе |
Биологические факторы Наследственная изменчивость Естественный отбор Изоляция Популяционные волны Социальные факторы Труд Речь Сознание | Поставляет материал для естественного отбора. Мощное мутагенное действие оказали урановые рудники в Восточной Африке. В результате борьбы за существование шел отбор наиболее прямоходящих, физически сильных, сообразительных. В настоящее время утратил свою ведущую роль. Привела к появлению рас и расовых групп с адаптациями, позволяющими выжить в различных условиях. Болезни и войны приводят к изменению генофонда популяций людей. Труд создал человека; из обезьяны — охотника и собирателя в результате трудовой деятельности сформировался человек. Появилась в результате необходимости обмена информацией, стала аппаратом абстрактного мышления. Под влиянием труда и речи формируется сознание человека, развитие сознания оказывает воздействие на труд и речь. |