Игровая деятельность на уроках математики




Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся первых и вторых классов, где исполь­зуются разнообразные методы обучения.

К первой группе относятся игры, в основе которых лежит объ­яснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры использу­ются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы, показа диафильма и т.д.

Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запо­минают сообщенные знания.

Приведем пример игры учащихся II класса, цель которой состо­ит в объяснении приема сложения однозначных чисел с перехо­дом через десяток.

Украсить елочку шарами

Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нари­совать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому сла­гаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить осталь­ные шары.

В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе на­глядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) гак, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих на­правлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

5. Задачи на сообразительность.

а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг — Катя, Галя и Оля — опустила в свой «чудесный» мешочек од­ну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медве­жонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.

Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, рас­пределить роли, поставить перед детьми познавательную зада­чу, продумать методику проведения игры, подготовить необхо­димое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если ди­дактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действи­ем, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

б) Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет вни­мание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правиль­но произведете расчеты (правильно решите примеры, в которых зашифрован путь полета вашего самолета)».

В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый уче­ник класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе уро­ка и на уроке любого типа).

Если игра используется на уроке объяснения нового материа­ла, то в ней должны быть запрограммированы практические дей­ствия детей с группами предметов или рисунками. На уроках за­крепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и напра­вить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычис­лительных приемов. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроиз­водящую, контролирующую и поисковую. В игре следует проду­мывать не только характер управления ею. С этой целью исполь­зуются средства обратной связи с учениками: сигнальные карто­чки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного — с дру­гой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети реша­ют в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, по­казывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальные карто­чки (зеленого цвета — если с ответом согласны, красного цвета — если ответ неправильный). Сигнальные карточки служат средст­вом активизации детей в игре.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее не­допустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком сво­его участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь уча­щихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, зага­дочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже шестилетними детьми, и интерес детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужден­но, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятель­ности и полноценности.

Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на состав­ные части и выполняется поэтапно (см. игру «Определи путь Ве­селого Карандаша»).

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнова­ния, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками от­мечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за то­го, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить какого-либо ученика из этой команды, с тем что­бы он ответил правильно и получил за ответ звездочку. В конце уро­ка учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать такому ребенку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреп­лении целесообразно проводить игру со всем классом.

При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использо­вать игровые карточки (5. с.116).

Учитель проводит игру со слабыми учащимися по-разному. В одном случае он может вызвать их к доске, когда другие заняты са­мостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить иг­ру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он орга­низует игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или иной игры, им пред­лагают игру с раздаточными карточками.

В индивидуальных и групповых играх сложна проверка результатов игры. К ней учитель должен тщательно готовиться.

Так, при проведении игры «Вычислительная машина» (3,154) учитель заранее «прогоняет через машину» все возможные варианты чисел, которые предположительно могут «заложить в нее» учащиеся. Решив все примеры по схеме действий, учитель со­ставляет таблицу, в которой записывает исходные числа и соответст­вующие ответы. При проверке ответов в игре учащиеся показывают на карточках исходное число, в конце игры — конечный результат.

Игровой материал в пособии группируется в соответствии с по­следовательностью и сущностью раскрываемых тем. Вначале предлагаются игры с использованием демонстрационного и раз­даточного материала, а затем — словесные игры (без использова­ния средств наглядности). С помощью дидактических игр на уроках математики осуществляется умственное развитие, развивается логическое мышление младших школьников.

 

 

2.2. Речь – канал развития интеллекта

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет ос­воен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приоб­ретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.

Не чужда эта проблема и нам. Главная наша задача — научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

Работа над связной речью — письменны­ми сочинениями и изложениями, устными рассказами — требует отдельного внима­ния, и на это выделен один час в неделю во всех классах. Основная цель всех видов ра­боты по развитию речи и одна из важней­ших целей всей системы обучения русскому языку.

Поэтому на уроках русского языка и чтения в начальной школе, используя дидактические игры, повышаются познавательная и умственная активность.

Игра побуждает уча­щихся к игровым действиям, дает возмож­ность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку за­ново пережить яркие впечатления и события, однако "игра не есть простое воспоминание о пережитом", считал Л. С. Выготский, но "творческая переработка пережитых впечат­лений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка" (1, с. 7). Играя, дети накапливают знания об ок­ружающем мире, учатся самостоятельно при­нимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения.

Важно, чтобы учитель творчески подхо­дил к решению этой задачи и использовал в учебно-воспитательном процессе различ­ные игровые приемы и творческие задания, направленные на развитие воображения учащихся:

— словесное описание сказочных и ли­тературных героев;

— инсценирование фрагментов сказок и рассказов;

— конкурс детских рисунков на опре­деленную тему ("Мой любимый сказочный герой");

— коллективное придумывание сказки ("Весенняя сказка", "Новогодняя сказка"),

— написание сочинений ("Если бы жи­вотные умели говорить");

— слушание музыкальных произведе­ний и словесное рисование картин;

— создание воображаемых ситуаций и т.д.

Урок-концерт "Весенние звоночки"

В исполнении ученицы звучит песня "Весна-волшебница" (музыка И. Кадомцева).

Учитель:

— О чем эта песня? Какая она по наст­роению? (Светлая, жизнерадостная.)

— А теперь посидим тихо и послушаем, что там за окном.

(Капает капель, чирикают воробьи, карка­ют вороны, журчат ручейки, гудят машины.)

— Началась весна.

— Какой сейчас весенний месяц? (Март.)

— Март называют утром весны. Почему?

— Март называют еще зимобором, протальником. Почему?

— Как еще называют проталинки? (Мар­товские веснушки.)

— Вспомните пословицы о весне, о марте. (Дети называют пословицы, объяс­няют их смысл.)

Как в марте зима ни злится, а весна

не покорится. Мартушка закружит вертушку. В марте весна и сзади и спереди. Мартовский ручей землю будит. Весенней воды никто не уймет.

Побеждает та команда, которая знает больше пословиц.

— А я знаю еще пословицу: "И в марте мороз на нос садится". Объясните ее смысл.

— В древнем Риме Новый год начинался в марте и носил название "мартиус", в честь бога войны Марса. Название "мартиус" да­ло название нашему марту. В старину его ласково называли: мартушка, марток.

— Почему же год начинался именно в марте?

— Что было причиной перемен в при­роде? (Солнце.)

— Какое солнышко весной? (Ответы детей.)

Подберите слова, обозначающие дейст­вия. (Греет. Ликует. Дарит лучи. Улыбается.)

Составьте устно предложение по схеме:

——— солнце ——— ——— ———.

У Федора Ивановича Тютчева есть за­мечательные стихи о весне.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась...

— Какие замечательные слова! Это заз­вучал наш поэтический ручеек. Он подхва­тил наш кораблик и понес его от столика к столику. (У учителя в руках кораблик, он передает его от одного стола к другому.) Чтение стихов детьми:

"Уходи, зима седая!" А. Майкова. "Полно, степь моя, спать беспробудно" И. Никитина.

— Закроем глаза и шепотом произне­сем слово: "Весна".

— Какое чувство у вас возникло? (Ста­ло хорошо, приятно, радостно, легко.)

— Благодаря мимике наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения. Попробуйте показать выраже­нием лица свое весеннее настроение.

Часто говорят: "Весной пахнет". А чем пахнет весна?

Игра-шутка.

— Часто мимика и жесты помогают че­ловеку выразить свои чувства.

Первый вариант игры. Дети хором называют слова: да—нет.

Второй вариант игры. Дети показы­вают ответ только жестами и мимикой.

— Он уже не пышный? (Нет.)

— Он уже не лыжный? (Нет.)

— Он не из ваты? (Нет.)

— Он ноздреватый? (Да.)

— Он уже не белый? (Нет.)

— Он потемнелый? (Да.)

— Серый и мокрый? (Да.)

— Старый и добрый снег.

— Весна — это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песни — заклички.

Первая группа. Добавить в текст "красивые" слова.

Самые приметные краски весны... Весна врывается на улицы и в парки... потоками... вод, вспыхивает... зеленью трав, загорается... огоньками распустив­шихся листочков на деревьях. В... лучах солнышка блестят дома, асфальт,... лужи. Воздух весной.... Небо в... дни.... По не­бу плывут... облака.

Март называют весной света. Вторая группа. Придумать весен­нюю сказку (устно).

Третья группа. Напишите стихотво­рение о весне, используя слова:

.... не жалко.... танцую.... в снегу.... пою.... фиалка.... молодую.... не могу.... люблю Четвертая группа. Из музея про­пала картина "Весна. Большая вода" И. Ле­витана. Дайте ее словесное описание.

Каждая группа работает коллективно и отбирает лучшие варианты работ. Именно эти ученики и отчитываются за работу в творческих группах.

Не ворона, не лисица... Как зовется эта птица? Примостилась на суку — Раздалось в лесу: "Ку-ку". Одним из важных достоинств дидактических игр является то, что в ее основе лежит интересный материал дающий пищу для ума. А сам процесс игры развивает логическое мышление.

Задача 1. Даны слова: оно, лакал, Анна, колок, или, Сорос, дед. как. шалаш. \ Задание. Определи, что общего у этих слов; по какому(им) признаку(ам), основанию(ям) можно разделить их на две группы?

Решенче. Общее: слова одинаково читаются слева направо и справа налево. Данные слова — палиндромы.

Можно выделить две группы по следующим основаниям: 1) количество букв (3 буквы и 5 букв):

1-я гр.: оно, или, дед, как;

2-я гр.: Сорос, лакал, Анна, колок, шалаш; Б 2) количество слогов (1 слог и 2 слога):

1-я гр.: дед, как;

2-я гр.: Анна, оно, лакал, колок, или, Сорос, шалаш;

3) имя собственное — остальные слова:

1-я гр.: Анна, Сорос;

2-я гр.: оно, лакал, колок, или, дед, как, шалаш.

Во время задания класс делится на команды.Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.


Заключение

Дети очень любят когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С.Т. Шатский


Литература

1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М.,1964

2. Возлинкая М.Ф. Нестандартная математика в школе. – М,1993

3. Воронов В.В. Педагогика школы. – М., 1999

4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994

5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993

6. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск., 1989

7. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики \\Начальная школа. - №2., 1997

8. Собалевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск., 1997

9. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе \\Начальная школа. – №10. – 2002

10. Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей \ Начальная школа. – №6. – 1997

11. Эльконин. Психология игры. – М., 1984


Приложение

Тема «Организация дифферен­цированного подхода в начальной школе».

При проведении игры «Биржа» предлагается детям диф­ференцированные задания.

Существует фондовая биржа — это ры­нок ценных бумаг. А наша «Биржа» интел­лектуальная: мы «покупаем акции» и обме­ниваем свои знания на оценку. На доску вы­вешивается пособие: название игры, откры­вающиеся ставни, внутри четыре кармашка, куда вкладываются «акции» (карточки с за­даниями). Карточки-«акции» отмечены кружками разного цвета: красным — задания для сильных учащихся, зеленым — средней сложности, желтым — для слабоуспевающих детей, ПТ — повышенной трудности.

После объяснения учителем условий выбора карточки каждый ребенок «покупа­ет» нужную «акцию», т.е. выбирает карточ­ку с определенным кружком (красным, зе­леным или желтым), и самостоятельно вы­полняет задания. Два ученика, которые за­ранее сдали зачет по всем четырем карточкам, назначаются «спонсором» и «брокером». Если ученику непонятно зада­ние, он поднимает индивидуальный флажок с буквой «С», т.е. зовет «спонсора», который оказывает помощь в объяснении задания (но не подсказывает!). Если же ученик справляется со своей карточкой-«акцией» раньше отведенного времени, следователь­но, он может обменять ее на другую. В таком случае поднимается индивидуальный фла­жок с буквой «Б» (брокер) и флажок такого цвета, на какую «акцию» хочет обменять свою карточку ученик. В случае выполне­ния трудного задания или задания средней сложности можно «купить акцию» — кар­точку с пометкой ПТ (обычно это кроссвор­ды или логические задания).Таблички разного цвета для помощни­ков учителя (вывешиваются на грудь или надеваются в виде шапочек-полосок на го­лову)

Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх и формирует правильную самооценку.

Предлагаю несколько карточек-«акций» по математике.

Математика. Тема: «Действия с многозначными числами.

1. На складе было 986 ц. картофеля. Одному магазину отправили 455 ц, второму —127 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе?

2. Вычисли.

7592+92468 90305-56246 (200 000-149 900): 100 200000-149900:100

 

3. Реши уравнения: х -200 =800

 

1. С бахчи собрали 550 арбузов, а дынь на 170 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе?

2. Вычисли. 1375+9625 70600-2348-897 27380-15456 70 600-(2 348-897)

3. Реши уравнения. 700-л-=400 ^+800=1000

4. Сделай преобразования. 7руб.=...коп.... руб. = 500 коп.... м... см =920 см...кг 130 г =8130 г

1. Школьники собрали 300 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько ки­лограммов фруктов в каждом ящике?

2. Вычисли.

85191-769300:100+19407 360 987 - 278 549 187360+198288

3. Реши уравнения. 580 = 420 х- 590 =420

4. Вычисли удобным способом. 12 км 315 м - 9 км 850 м -1 км 315 м

1. Найди неизвестное число. 24 (38) 52 47 (50) 53 14 (?) 38

2. Коля и Петя вышли из своих домов навстречу друг другу, Петя шел со скоростью 5 км/ч, Коля — 4 км/ч. Ч(два часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи?

3. Продолжи ряд чисел. 15,1,13,2,11,3,9,...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: