Дидактический и речевой материал для обследования ребенка с алалией.
КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ
ДЛЯ АЛАЛИКОВ
ЗАДАНИЕ № 1 ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Широко открываем рот, громко поём:
А-а-а!
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Округляем губы, громко поём:
О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
О-о-о!
Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
У-у-у!
Как гудит паровоз?
У-у-у!
Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
И-и-и!
Как кричит лошадка?
И-и-и!
Дети заблудились в лесу. Они кричат:
Ау! Ау!
Малыш плачет:
Уа! Уа!
Ослик кричит:
Иа! Иа!
ЗАДАНИЕ № 2 РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
А-о-у-и!
У-а-и-о! И т.п.
Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Как гудит паровоз?
У-у-у! И т.п.
|
ЗАДАНИЕ № 3 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
Как мычит корова? - Как кричит овечка?
Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
Как кричит кошка? - Как лает собака?
ЗАДАНИЕ № 4 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
Как кричит гусь? - Как крякает утка?
Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
ЗАДАНИЕ № 5 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
| ЗАДАНИЕ № 6 ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.
Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
ЗАДАНИЕ № 7
Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:
Но! Но! Но! НА-НА-НА
Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ
Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,
Как дядя погоняет ослика? называем:
Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и
Как капризничает малыш? назвать девочек.
ЗАДАНИЕ № 8
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.
2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки,
как птички машут
крыльями.
| ЗАДАНИЕ № 9
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в
лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.
Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,
потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.
ЗАДАНИЕ № 10
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
БИ-БИ. и т.п.
ЗАДАНИЕ № 11
Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
- Как топает малыш? - Как бьют часы?
Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
- Как капает вода? - Как стреляет охотник?
Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
- Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
| ЗАДАНИЕ № 12
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
Папа! Ау! - Дядя! Ау!
Мама! Ау! - Катя! Ау!
Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
ЗАДАНИЕ № 13
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Катя, дай Лялю!
Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 14
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Это Вова. У Вовы би-би.
Вова, дай би-би.
Тётя, на би-би.
Мама, на би-би.
Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 15
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.
Прыжки на левой ноге,
на правой ноге. 4. Ходьба на носочках.
5. Ходьба на пятках.
| ЗАДАНИЕ № 16
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.
ЗАДАНИЕ № 17
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:
Что я поменяла местами?
Ребёнок показывает и называет.
ЗАДАНИЕ № 18
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
| ЗАДАНИЕ № 19
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
ЗАДАНИЕ № 20
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и
ловить двумя руками.
3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.
ЗАДАНИЕ № 21
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.
ЗАДАНИЕ № 22
Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:
Пошёл зайчик под кусток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Далее проговаривает один взрослый:
Поймал белку за хвосток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Прыг-скок! Прыг-скок!
| ЗАДАНИЕ № 23
СЕМЬЯ
Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.
Задавайте ребёнку вопросы:
Где мама?
Где папа?
Где баба? И т.д.
Пусть показывает и называет.
Подберите фотографии для составления простых предложений:
Мама идёт.
Папа сидит. И т.д.
Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.
Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.
Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.
ЗАДАНИЕ № 24
ИГРУШКИ
Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:
Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.
Показывайте и называйте:
Это кубик. Это мяч. И т.п.
Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.
Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.
ЗАДАНИЕ № 25
ЗВУКИ [В], [ВЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.
ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.
ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.
| ЗАДАНИЕ № 26
ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.
ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.
ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.
ЗАДАНИЕ № 27
ЗВУКИ [П],[ПЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.
ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.
ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.
Мама мыла пол. Петя пьёт.
У Паши палка. Поля поёт.
ЗАДАНИЕ № 28
ЗВУКИ [Б], [БЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.
БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!
БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.
БАБА
Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»
БОБИК
У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!
| ЗАДАНИЕ № 29
ЗВУКИ [Т], [ТЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.
ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.
ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.
КОТ ГОСТИ
У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!
- Кто тут?
- Тут Тоня. Тут Таня.
ЗАДАНИЕ № 30
ЗВУКИ [Д], [ДЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.
ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.
ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.
ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.
ДУДКА ДЫНЯ
У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.
- Дина, дай дыню!
- На, Дуня, дыню!
ЗАДАНИЕ № 31
ЗВУКИ [К],[КЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.
КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.
КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.
КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.
МАК БАНТ
У Кати мак. У Кати косы.
- На, мама, мак. – На, Катя, бант.
- Дай, Катя, мак.
|
|
Поиск по сайту:
|