Дидактический и речевой материал для обследования ребенка с алалией.




КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ АЛАЛИКОВ ЗАДАНИЕ № 1 ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Широко открываем рот, громко поём: А-а-а! Как мама укачивает малыша? А-а-а! Округляем губы, громко поём: О-о-о! Как плачет мальчик, у которого болит зуб? О-о-о! Вытягиваем губы трубочкой, громко поём: У-у-у! Как гудит паровоз? У-у-у! Растягиваем губы в улыбку, громко поём: И-и-и! Как кричит лошадка? И-и-и! Дети заблудились в лесу. Они кричат: Ау! Ау! Малыш плачет: Уа! Уа! Ослик кричит: Иа! Иа! ЗАДАНИЕ № 2 РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона): А-а-а! - О-о-о! И т.д. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков: А-о-у-и! У-а-и-о! И т.п. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы: Как мама укачивает малыша? А-а-а! Как гудит паровоз? У-у-у! И т.п. ЗАДАНИЕ № 3 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит: Му-му-му! - Бе! Бе! Бе! Как мычит корова? - Как кричит овечка? Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит: Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи! Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок? Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает: Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав! Как кричит кошка? - Как лает собака? ЗАДАНИЕ № 4 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает: Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква! Как кричит курочка? - Как квакает лягушка? Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает: Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря! Как кричит гусь? - Как крякает утка? Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт: Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку! Как кукует кукушка? - Как поёт петушок? ЗАДАНИЕ № 5 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик: Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь! Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик? Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком: Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук! Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком? Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане, Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик, Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
ЗАДАНИЕ № 6 ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ. Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях: Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух! У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова: - Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх! ЗАДАНИЕ № 7 Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов: Но! Но! Но! НА-НА-НА Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем, Как дядя погоняет ослика? называем: Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна. Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и Как капризничает малыш? назвать девочек. ЗАДАНИЕ № 8 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки. 2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями. ЗАДАНИЕ № 9 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке, потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой. ЗАДАНИЕ № 10 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком: Ляля, Киса, Зая, би-би. Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем: Что я убрала? Ребёнок отвечает: БИ-БИ. и т.п. ЗАДАНИЕ № 11 Малыш топает: 4. Часы бьют: ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ - Как топает малыш? - Как бьют часы? Вода капает: 5. Охотник стреляет: КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ - Как капает вода? - Как стреляет охотник? Часы тикают: 6. Зайчик прыгает: ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ - Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
ЗАДАНИЕ № 12 Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: Папа! Ау! - Дядя! Ау! Мама! Ау! - Катя! Ау! Тётя! Ау! - Нина! Ау! Помоги девочке, покричи вместе с ней. ЗАДАНИЕ № 13 Показываем ребёнку картинку, рассказываем: У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!» Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай! Катя, дай Лялю! Тётя, на Лялю! Просим ребёнка повторить. ЗАДАНИЕ № 14 Показываем ребёнку картинку, рассказываем: Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би. Тётя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Просим ребёнка повторить. ЗАДАНИЕ № 15 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте. Прыжки на левой ноге, на правой ноге. 4. Ходьба на носочках. 5. Ходьба на пятках. ЗАДАНИЕ № 16 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки». Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками. Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку. ЗАДАНИЕ № 17 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем: Что я поменяла местами? Ребёнок показывает и называет. ЗАДАНИЕ № 18 Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает: Вот солдатики идут, Вот идут, идут, идут. Ружья на плечах несут, Вот несут, вот несут. Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та!
ЗАДАНИЕ № 19 Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает: Вот охотник в лес идёт, Он идёт, он идёт. Волка серого убьёт, Он убьёт, он убьёт. Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! ЗАДАНИЕ № 20 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ Ходьба по узкой доске, положенной на пол. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и ловить двумя руками. 3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча. ЗАДАНИЕ № 21 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ Складывание пирамидок по образцу и по памяти. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов. ЗАДАНИЕ № 22 Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает: Пошёл зайчик под кусток. Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Прыг-скок! Прыг-скок! Далее проговаривает один взрослый: Поймал белку за хвосток. Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Прыг-скок! Прыг-скок! ЗАДАНИЕ № 23 СЕМЬЯ Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать. Задавайте ребёнку вопросы: Где мама? Где папа? Где баба? И т.д. Пусть показывает и называет. Подберите фотографии для составления простых предложений: Мама идёт. Папа сидит. И т.д. Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно. Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена. Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть. ЗАДАНИЕ № 24 ИГРУШКИ Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка: Покажи зайку, мишку, куклу и т.п. Показывайте и называйте: Это кубик. Это мяч. И т.п. Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно. Работаем над простыми предложениями: Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п. Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти. ЗАДАНИЕ № 25 ЗВУКИ [В], [ВЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода. ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду. ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.
ЗАДАНИЕ № 26 ЗВУКИ [Ф], [ФЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли. ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта. ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли. ЗАДАНИЕ № 27 ЗВУКИ [П],[ПЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит. ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка. ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила. Мама мыла пол. Петя пьёт. У Паши палка. Поля поёт. ЗАДАНИЕ № 28 ЗВУКИ [Б], [БЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба. БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба! БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик. БАБА Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!» БОБИК У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика! ЗАДАНИЕ № 29 ЗВУКИ [Т], [ТЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома. ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня. ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата. КОТ ГОСТИ У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук! - Кто тут? - Тут Тоня. Тут Таня. ЗАДАНИЕ № 30 ЗВУКИ [Д], [ДЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом. ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым. ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб. ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба. ДУДКА ДЫНЯ У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня. - Дина, дай дыню! - На, Дуня, дыню! ЗАДАНИЕ № 31 ЗВУКИ [К],[КЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток. КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток. КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино. КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу. МАК БАНТ У Кати мак. У Кати косы. - На, мама, мак. – На, Катя, бант. - Дай, Катя, мак.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: