Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей
Бедность – это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума: временная или застойная. Бедность части населения, между тем, является постоянным фактором функционирования любого современного общества, но она не может и не должна быть хронической для конкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения – сокращение масштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельной семье.
В мировой практике используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.
Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.
Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. В общем виде бедность основана на сопоставлении строго определённого набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определённых групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин.
Потребительская корзина [4] – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Минимальный достаток [5] – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.
Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счёт роста цен.
Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах.
Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.
Фактическая информация о бедных слоях населения показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения молодых и пожилых, семейных и одиноких, занятых и безработных.
Дифференциация причин бедности приводит к необходимости различать типы бедности для того, чтобы определить специфические меры по её ликвидации и сокращению.
Уровень жизни и бедные в России
Социальное неравенство
Беспредельно высокое неравенство в распределении собственности по территориям и отраслям российской экономики, по доходам, потреблению и сбережениям населения, по располагаемому человеческому и социальному капиталу.
Анализ зарплаты по различным отраслям нашей экономики показывает, что диспропорции в оплате труда велики. По данным апрельского обследования 2004 года, зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения получали примерно 30% занятых в российской экономике. При этом в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в сфере культуры и искусства – 52, 3%, в сфере образования – 43, 5%, а в здравоохранении – 38,5%. Чтобы проиллюстрировать контраст между этими отраслями российской экономики, где зарплаты являются наиболее высокими, приведу следующие цифры. В том же апреле 2004 года половина работников топливной промышленности получала зарплату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 20 раз, и более одной трети работников банковской сферы получали зарплату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 26 раз. Не удивительно, что по российской экономике в целом зарплата 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает зарплату 10% наиболее низкооплачиваемых работников в 28 раз.
Если говорить об общем показателе неравенства и как он варьируется по всем регионам России, то наша страна демонстрирует спектр практически всех стран, начиная с уровня африканских и латиноамериканских.
Такие регионы, как Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по внешним признакам уровня жизни приближаются к развитым странам. Но это достигается за счёт неравенства доходов, многократно превосходящего не только показатели неравенства в Европе, но и в США. В Москве доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 39 раз, а в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах – в 27–28 раз, причём во многих бедных регионах неравенство доходов выше, чем в этих округах.
Подобные сравнения дают только частичное представление о межрегиональном экономическом неравенстве и показывают, что тенденция к нарастанию концентрации доходов в отдельных регионах при неразвитости и бедности других регионов приобретает угрожающие масштабы.
Уровень жизни России
В 90-х годах прошлого столетия сформировался слой очень богатых людей, в который попали, прежде всего, люди с низкими социальными и духовными качествами. Многим из них богатство досталось в результате захвата государственной собственности. Причём этот социальный слой пополняется и ныне зачастую в прежнем режиме. Однако нужно отметить, что и 90-х годах, и в настоящее время формируется слой предпринимателей, не только успешных, не только высокообразованных, но и с высоким жизненными устремлениями. Этот слой людей хотя и функционирует в неблагоприятной среде, но вносит растущий вклад в продвижение к процветанию страны и тем самым к преодолению бедности в её современном виде.
Во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ) бедность исследуется различно, на фоне анализа социально-экономического неравенства вообще. Особое внимание мы уделяем изучению уровня жизни в регионах Российской федерации. В ряде из них выполнены крупные проекты по повышению уровня и качества жизни и снижению бедности.
Таблица 1. Группировки регионов по уровню благосостояния населения (2003 г., в %)
Регион | Доля населения с доходом выше МПБ* | Ранг | Регион | Доля населения с доходом выше МПБ* | Ранг |
Москва | 69,5 | Усть-Ордынский Бурятский АО | 1,8 | ||
Тюменская область | 59,5 | ||||
Ямало-Ненецкий АО | 58,4 | Республика Ингушетия | 3,4 | ||
Россия | 42,1 | Республика Калмыкия | 10,9 |
В центр исследовательской работы поставлено изучение семей, имеющих в своём составе работающих по найму. Это обусловлено тем, что почти 50 % из них имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума, что совершенно ненормально. Для повышения уровня их доходов методики повышения заработной платы и реализован ряд проектов по внедрению минимальных отраслевых социальных нормативов оплаты труда в конкретных отраслях экономики на основе механизмов социального партнёрства.
Более десяти лет во ВЦУЖ проводится комплексный мониторинг уровня и качества жизни населения. Ежеквартально по оригинальным методикам разрабатываются и публикуются сведения о величинах прожиточного минимума, потребительских бюджетов восстановительного и развивающего уровней, о покупательной способности личных денежных доходов. На этой основе составляются группировки населения по уровню материального достатка в целом по Российской Федерации и во всех её субъектах. Даётся оценка социально-экономической дифференциации российского общества, производится группировка субъектов Российской Федерации по величинам частных и интегральных показателей уровня и качества жизни.
Полученные по результатам мониторинга величины валового внутреннего продукта на душу населения, покупательной способности среднедушевых денежных доходов, удельных весов населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше минимального потребительского бюджета, социально-экономического неравенства, а также здоровья и образования в субъектах Российской Федерации положены в основу расчётов индексов качества жизни. Результаты мониторинга и другие разработки ВЦУЖ широко используются для повышения эффективности федеральной и региональной социальной политики, оценки уровня и качества жизни, снижения уровня бедности.