Химки– 2018
Интегральное и дифференциальное исчисление
Химки– 2018
|
Министерство Российской Федерации
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
И ликвидации последствий стихийных бедствий
Академия гражданской защиты
Кафедра системного анализа и управления
Гальченко В. Т., Бахтиярова О.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА»
Химки - 2018
УДК 517.91
ББК 22. 161.6
Г 17
Авторы: Гальченко В. Т., Бахтиярова О.Н,.
Гальченко В.Т. Методические указания по изучению дисциплины «Математика» В.Т. Гальченко, О.Н. Бахтиярова. – Химки: АГЗ МЧС России, 2018 – 88 с.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Математика» и предназначены для студентов заочного факультета, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность».
В методических указаниях даны рекомендации по научной организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины, изложены основные цели изучения дисциплины, требования к студентам по её изучению, тематический план и содержание учебных занятий, задания домашней контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену, основная и дополнительная литература для изучения дисциплины.
Компьютерный набор: Гальченко В. Т., Бахтиярова О.Н.
© АГЗ МЧС России, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Общей задачей дисциплины является приобретение студентами знаний об основных понятиях и методах высшей математики; формирование современного математического мышления; выработка приемов и навыков решения конкретных задач высшей математики; формирование навыков математического исследования аналитического, численного и прикладного характеров; освоение методов математической формализации различных процессов и явлений; обучению анализу полученных решений.
Главная задача обучения состоит в освоении дисциплины студентами заочного факультета по специальности «Пожарная безопасность» на уровне, позволяющем достаточно квалифицированно выполнять работы в области математического обеспечения, моделирования, прогнозирования и оптимального управления применительно к конкретным задачам инженерной и научной практики поисково-спасательных служб и сил РСЧС.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
_ основные положения теории высшей математики;
. _. аналитические подходы и математические методы решения базовых
задач;
- математические методы решения прикладных задач и научно
исследовательских задач.
уметь:
- использовать в своей практической деятельности возможности
вычислительной техники, современные математические методы;
- выбирать наиболее подходящие математические методы к анализу
задач, возникающих в практике МЧС.
- формулировать и ставить задачи теоретического и прикладного
характера;
При изучении дисциплины особое внимание уделяется выработке навыков в использовании полученных знаний при решении прикладных задач и научно-исследовательских задач
владеть:
- навыками решения задач по следующим разделам:
а) элементы линейной алгебры;
б) элементы векторной алгебры;
в) аналитической геометрии;
г) пределы и производная функции;
д) исследование функций с помощью производной;
е) комплексные числа и многочлены;
ж) неопределенный интеграл;
з) определенный интеграл;
и) функции многих переменных;
к) кратные и криволинейные интегралы;
математическим аппаратом в исследовательской, расчётно-конструкторской и оперативно-тактической практике специалиста в различных чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
IV. ЗАДАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Примечание. Номер варианта N заданий домашней контрольной работы соответствует номеру по порядку студента в классном журнале учёта успеваемости.
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Вариант № 1
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ).
1. Найти матрицу С =
- 3В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения ХА=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 3;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(3; -1; 2) и
(1; 2;-1).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (4;5) и В (-1; 7).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 2
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
- 3В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения XА = В, имеющего вид:
Х
=
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 3;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(3; -4; 2) и
(0; 2;-1).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (5;-9) и В (3; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 3
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С = А - 4
, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения ХА=В, имеющего вид:
Х
=
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 3;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -4; 1) и
(7; 2;-8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (2;-6) и В (7; 0).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 4
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С = А - 4
, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;0).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 1) и
(5; 2;-8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (-3;-3) и В (1; 2).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 5
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(4; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 4) и
(5; -2;8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (3;-4) и В (2; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 6
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 3;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 0; -4) и
(6; -3;5).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -4; 1) и
(5; 2;-8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (8;-7) и В (4; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 7
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;0).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 1) и
(5; 2;-8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (-2;-8) и В (5; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 8
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;0).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 1) и
(4; 1;-3).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (3;-6) и В (6; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 9
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Множества
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;0).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 1) и
(4; 1;-3).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (3;-8) и В (-2; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 10
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С = А - 4
, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 5; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -4; 1) и
(7; 2;-8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (-5;-5) и В (8; 1).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 11
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ).
1. Найти матрицу С =
- 3В, где А = ; В =
2. Найти решение матричного уравнения ХА=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 4;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(5; 2; -5) и
(3; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(0; -1; -2) и
(1; 2;-4).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (4;3) и В (-1; 1).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 12
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
- 3В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения XА = В, имеющего вид:
Х
=
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 5;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(3; 2; -3) и
(2; -3;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(3; 0; 2) и
(0; 2;-2).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (3;-4) и В (3; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант №1 3
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С = А - 4
, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения ХА=В, имеющего вид:
Х
=
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(5; 2; -1) и
(6; -1;2).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -4; 1) и
(6; -2;-1).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (2;-2) и В (5; 0).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 1 4
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С = А - 4
, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 1;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -4) и
(6; -3;1).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(2; -1; 2) и
(5; 2;-0).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (-3;-1) и В (2; 2).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 1 5
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3. Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 1;
= 6; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(3; 2; -3) и
(1; -3;1).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 2) и
(5; -3;8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (3;-2) и В (2; -3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 16
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 3;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(2; 1; -2) и
(5; -3;5).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -1; 1) и
(5; 2;-0).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (8;-7) и В (4; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 17
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2.Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
,
где
= 2;
= 4; угол между векторами
и

4. Даны векторы
(4; 2; -2) и
(6; -3;1).
Вычислить
а)
;
б)
.
5. Даны векторы
(1; -2; 1) и
(5; 0;-8).
Вычислить векторное произведение:
а)
;
б)
.
в) найти модуль векторного произведения
6. Составить и построить уравнения прямой, проходящей через две точки А (-2;-2) и В (5; 3).
7. Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса, правилом Крамера, с помощью обратной матрицы.

Вариант № 18
Матрицы. Определители. Векторная алгебра. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)).
1. Найти матрицу С =
– 4В, где А =
; В = 
2. Найти решение матричного уравнения АХ=В, имеющего вид:
Х =
и сделать проверку.
3.Вычислить:
а)
;
б)
|
| Поделиться: |
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд