Человек, сделавший себя сам




ЗАБЫТЫЕ РОССИЕЙ ИМЕНА: ИГОРЬ СИКОРСКИЙ

Флай-путешествие в библиотеке «Фолиант», посвященное 12 августа - Дню Военно-воздушных сил (Дню ВВС) России, 18 августа - Дню авиации (Дню Воздушного Флота СССР- России). Фоторепортаж

12 августа в России отмечается День военно - воздушных сил (День ВВС).

В этот день в библиотеке «Фолиант» прошло флай - путешествие «Забытые Россией имена: Игорь Сикорский».

Самолётостроение начала XX века было уделом людей фанатичных и смелых до безумия. Именно таким и был Игорь Иванович Сикорский. В возрасте 24 лет он презентовал Николаю II первый в мире многомоторный самолёт «Русский Витязь», открывший эру тяжелой авиации. Позже Сикорский стал основателем мирового вертолетостроения. Долгое время он оставался на недосягаемой высоте, его называли «вертолетчиком №1».

Под его руководством в конце 50 - начале 60-х годов были созданы и доведены до серийного производства вертолеты всех существовавших классов. Эмигрировав из России в США, авиаконструктор создал 17 базовых типов самолетов и 18 - вертолетов.

… Человек сильной воли и неутомимого трудолюбия, изобретатель оставил пост руководителя, когда его фирма «Сикорский Эйркрафт Корпорейшн» пребывала в цветущем состоянии. Ни одна из конкурирующих вертолетных фирм не могла сравниться с ней по технологическому и лабораторному оснащению, по числу сотрудников, объему и разнообразию продукции, количеству гарантированных заказов.

На встрече в библиотеке, посмотрев документальный фильм «Избранники. Россия. Век ХХ. Игорь Сикорский (1889 - 1972)», читатели чуть больше узнали о роли Сикорского в создании тяжелой авиации - первых в мире тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана и серийного вертолёта одновинтовой схемы. А, прикоснувшись к биографии великого авиаконструктора и изобретателя, дети и взрослые, активисты литературного клуба «Прикосновение», смогли понять, почему великий человек оказался Родине не нужен, почему в России его имя забыто.

Итак.

Дед Игоря Сикорского, православный священник, протоиерей Алексий Сикорский, служил в селе Антоновка, близ города Сквира Киевской губернии. Впоследствии он стал настоятелем одного из киевских храмов. Его сын, Иван Алексеевич, отец будущего изобретателя, был профессором университета имени Святого Владимира и получил мировую известность как автор многочисленных трудов по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. Оба родителя считались людьми очень интеллигентными, оба имели медицинское образование. Игорь Сикорский родился 6 мая 1889 года в Киеве. Он был пятым ребёнком в семье.

В 1913 году Сикорский старший был приглашён в качестве эксперта на процесс по скандальному «делу Бейлиса». Иван Алексеевич дал заключение, в котором предполагал «ритуальный характер убийства». Последовавшая за этим волна антисемитизма и погромов подкосили здоровье Ивана Алексеевича, в университет он больше не вернулся.

Мать, Мария Степановна, прививала сыну любовь к искусству, от неё маленький Игорь узнал про Леонардо да Винчи и его разработки летательных аппаратов. Любимой книгой мальчишки был роман Жюля Верна «Робур-завоеватель». Воздушный аппарат из этой книги, возможно, стал прообразом будущих проектов Сикорского.

Первую модель летательного аппарата Игорь Сикорский сделал в возрасте 12 лет, это был вертолёт с резиновым моторчиком.

 

Из кадетов в инженеры

Стать авиаконструктором Сикорский решился не сразу. Одно время Игорь учился в морском кадетском корпусе, но поступление туда было скорее следованием по стопам старшего брата, чем «решением на всю жизнь». Хотя юноша был доволен учёбой в кадетском корпусе, он принимает судьбоносное решение о поступлении в высшее техническое заведение и мечтает стать инженером.

На дворе 1906 год, Россию лихорадят волны революционного протеста, университеты фактически не работают. Но Сикорский времени не теряет и едет учиться в Париж, в техническую школу Дювиньо де Лано. Проучившись там год, он возвращается в Киев и поступает в Политехнический институт.

 

Первый геликоптер

 

Показывая неплохие результаты в академической успеваемости, Игорь всё же решает, что ему не стоит тратить время на изучение необязательных для авиаконструктора дисциплин. Диплом Сикорский получит только через 7 лет, уже будучи известным авиаконструктором. Сейчас же он едет в Европу, где знакомится с последними разработками авиастроения и покупает в Париже двигатель. Вернувшись в Киев, строит свой первый «геликоптер» (вертолет), но терпит фиаско, причем, дважды - его вертолётам не хватает тяги. Не оставляя своей мечты о вертолётостроении, Сикорский решает заняться разработкой аэропланов с жестко закрепленным крылом.

Подниматься в воздух на маленьком самолёте с деревянным реечным фюзеляжем - занятие для избранных. Но многочисленные аварии первых летательных аппаратов не останавливали пионеров авиастроения, а тяжёлая работа не прошла даром.

3 июня 1910 года Сикорский впервые поднялся в воздух на самолёте БиС-2 (С-2), хотя настоящий успех пришёл позднее, когда в небо взмыла пятая модификация самолёта (С-5). Игорь Иванович лично испытывал свои планеры и несколько раз был на краю от гибели.

На своём биплане он сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже катал пассажиров. А в начале сентября 1911 года проходили военные маневры. Сикорский, 22-летний недоучившийся студент Киевского политехнического института, принял в них участие и продемонстрировал превосходство своего самолета над машинами иностранных марок.

 

«Русский витязь»

В возрасте 23 лет Игорь Сикорский возглавил конструкторское бюро по созданию самолетов. Вот как это случилось.

Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. Машина выиграла соревнования летательных аппаратов, проводившиеся в рамках выставки, и была награждена золотой медалью. Победителя заметил и пригласил на ужин Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской империи, председатель правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод». «Руссо-Балт» как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие.

За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. Финансист решил рискнуть - предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал. В своих исследованиях и разработках молодой инженер останавливаться не собирался. «Звёздная болезнь» была придумана не про него.

Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу, где за год создал самолет-гигант, первый многомоторный самолет в истории. Хорошо понимая значение для страны тяжёлой авиации, он решился на поистине смелый шаг - проектирование четырёхмоторного самолёта, пригодного для эксплуатации в тяжёлых условиях российского климата. Это должен был быть надёжный самолёт, который, кроме прочих усовершенствований, можно было бы ещё и чинить во время полёта.

В марте 1913 года такой самолёт был построен. Ему присвоили название «Гранд», но после нескольких полётов переименовали в «Русский витязь». Самолёт быстро стал легендой, в мире просто не верили в то, что такой самолёт - реальность, Николай II лично осматривал «Русского витязя» и поднимался на борт. Молодого изобретателя царь наградил золотыми часами.

Самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все до сих пор построенные, положил начало новому направлению в авиации - тяжелому самолетостроению.

 

«Илья Муромец»

После того, как «Русский витязь» случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант «Илья Муромец» стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекордный перелет вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург - Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось.

А «Илья Муромец» стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте «Муромцы» отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а гасили огонь прямо в полете.

 

В расстрельных списках

 

После успешных испытаний «Русского витязя» 24-летний инженер становится мировой знаменитостью и национальным героем. До 1917 года Сикорский сконструировал более двух десятков летательных машин, два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель. В 25 лет он стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени.

Революцию великий конструктор не принял. Он никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на родине. Революционные волнения остановили заводы, повсюду вспыхивали стачки и забастовки. Самолёты Сикорского тоже «не сходили со стапелей». Кроме того, он, знаменитый авиаконструктор, был известен своей преданностью двору.

После большевистского переворота Игорь Сикорский был на волосок от смерти. Оставаться в России стало опасно - чекисты внесли его имя в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора о том, что его придут арестовывать. При этом сообщил, что жену и дочь тронуть не должны.

Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию, затем - в США. Но, эмигрировав, Сикорский все равно остался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное - учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», - так он говорил, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам.

 

Человек, сделавший себя сам

 

Судьба Сикорского - это типичная история self-made-человека. В Америке, поработав некоторое время школьным учителем, авиаконструктор собрал команду единомышленников из среды эмигрантов и, в итоге, создал собственную компанию «Сикорский Корпорейшн», где занял должность президента. (Компания существует и поныне).

Вице-президентом и инвестором стал гениальный композитор и пианист Сергей Рахманинов. Он выделил Игорю Ивановичу огромную по тем временам сумму - пять тысяч долларов. Позже, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

Помощь «русской фирме» оказали многие наши эмигранты, и компания Сикорского стала настоящей Меккой для белой эмиграции. Известный историограф белого движения, казачий генерал С. В. Денисов готовил свои исторические исследования, работая в «Сикорский Корпорейшн» ночным сторожем. Адмирал Б. А. Блохин был простым рабочим…

 

Самолет - амфибия

Еще в России авиаконструктор занимался самолетами-амфибиями, способными взлетать с водной поверхности. В США такие самолеты оказались очень востребованы. Десятиместная амфибия S-38, которую Сикорский создал с единомышленниками, стала неимоверно популярной. А следующая, сорокаместная S-42 поразила самого конструктора. Когда Сикорский впервые увидел салон собранного самолета, то вспомнил, что именно такой салон приснился ему еще в возрасте 11 лет.

Амфибии Сикорского у США закупал СССР. Одна из них попала в знаменитую кинокомедию «Волга, Волга».

В Америке Сикорский получил возможность не только много и плодотворно работать, разрабатывая самолёты и другие машины, но и вернуться к мечте своего детства - созданию вертолётов. У него и это получилось - он стал создателем первых вертолётов. Некоторые модели того времени до сих пор находятся в эксплуатации

 

Легендарная шляпа

Как известно, свои машины Сикорский испытывал сам. За штурвал он садился в рубашке с галстуком и в шляпе, которую называл женским именем Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу.

Сейчас эта шляпа хранится под прозрачным колпаком в рабочем кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят в музей, чтобы прикоснуться к шляпе - на счастье. Подобная традиция существует и в Киевском политехе, на территории которого стоит памятник Сикорскому со шляпой в руках. Перед экзаменами студенты приходят к памятнику, чтобы прикоснуться к легендарной шляпе.

 

V.I.P. – вертолеты

Все президенты США выбирают вертолеты фирмы Сикорского. Вернее, выбирает группа экспертов, от инженеров и летчиков до агентов ФБР. Их неизменный выбор - лучшее свидетельство надежности вертолетов.

В 1959 году в Америке гостил Никита Хрущев. Президент Дуайт Эйзенхауэр предложил генсеку прокатиться на президентском вертолете, а когда Никита Сергеевич заинтересовался новинкой, то пообещал подарить пару машин. Вертолеты были доставлены в СССР, их отправили в соответствующие конструкторские бюро. Вскоре появился очень похожий на вертолет Сикорского советский вертолет Ми-4. На нем Хрущев и летал.

Семья, интересы и у влечения

Среднего роста, с мягкой, даже застенчивой, манерой разговора и поведения, выдающийся авиаконструктор Сикорский обладал недюжинной силой, моральной и физической. Он любил путешествовать, объездил на машине всю Америку, побывал во многих странах мира. Увлекался альпинизмом, покорил многие пики Америки и Канады. Особой его любовью были вулканы, «могучий и величественный феномен природы». Человеческому общению ученый предпочитал уединение, уезжая на машине подальше от городской суеты.

В 1917 году Сикорский женился, но брак этот оказался непродолжительным. Родилась дочь Татьяна, в будущем профессор социологии Бриджпортского университета. Второй раз Сикорский женился в 1924 году на Елизавете Алексеевне Семеновой. Их первенец Сергей работал в отцовской фирме, был ее вице-президентом. Остальные трое сыновей избрали другие профессии: Николай стал скрипачом, Игорь - адвокатом, Георгий - математиком.

Глубоко религиозный человек, Сикорский не только материально поддерживал русскую православную церковь в Америке, но и сам был автором нескольких богословских трудов. Помня о своем бедственном положении в первые годы пребывания в США, он оказывал материальную помощь различным эмигрантским организациям.

Умер Сикорский в 83 года, 26 октября 1972 года. Русский авиаконструктор был похоронен не в России, а в Америке, в штате Коннектикут, в городке Истон.

 

Что имеем, не храним…

За свою долгую жизнь конструктор был удостоен множества почетных званий и наград. В 1948 году ему была вручена редкая награда - Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук он был награжден Почетной медалью Джона Фрица. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт. Кроме того, Сикорский был почетным доктором многих университетов.

Но главная его награда - это благодарность людей, широко использующих созданные им машины. И среди этих благодарных людей - президенты Соединенных Штатов, которые, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают на вертолетах с надписью «Sikorsky» на борту.

В память о великом изобретателе в 1980 году был учреждён «приз Сикорского». В 2013 году за создание мускулолёта вертолётного типа приз достался команде студентов и выпускников Торонтского университета.

…А киевский особняк на Ярославовом Валу, в котором Игорь Иванович родился, вырос и конструировал свои первые машины, сохранился. Он принадлежит Министерству обороны Украины и долгие годы находится в крайне запущенном состоянии. В 1989 году, когда в СССР приезжали сыновья Сикорского Сергей и Игорь, дом в срочном порядке отремонтировали и установили памятную доску. Кто и когда украл ее - неизвестно. Потом дом облюбовали бомжи, и он стал рушиться прямо на глазах.

В 2000 году здание было передано в аренду на 49 лет Международному фонду «Музей авиации и воздухоплавания имени Сикорского». Фонд обещал сделать в особняке музей, но до сих пор так и не сделал…

 

ЛИТЕРАТУРА:

Его труды:

1. Сикорский И. И. Воздушный путь. - М.: «Русский путь». - N.-Y.: «YMCA Press», 1998.

О нем:

1. Катышев Г. И. Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889-1972. - М.: «Наука», 1989. - 176 с. - («Научно-биографическая серия»).

2. Михеев В.Р. Игорь Иванович Сикорский: герой, изгнанник, отец авиации//Природа.- 1998. - № 9.- Стр. 71

3. Михеев В. Р. Катышев Г. И. Сикорский. - СПб.: «Политехника», 2003. - 624 с. - (Серия «XX век. Знаменитые конструкторы России»). – Тираж: 3000 экз.

4. Монархист с винтом: как русский эмигрант придумал вертолёт // Известия.- 2019.- 25 мая.

5. Надеждин Н. Я. Игорь Сикорский: «Русский витязь» / Осипенко А. И. - М.: «Майор», 2011. - 192 с. - (Серия «Неформальные биографии»). - Тираж: 2000 экз.

6. С дальним прицелом: как в России придумали бомбардировщики. Судьба их создателей Игоря Сикорского и Михаила Шидловского могла сложиться иначе //Известия. - 2018.- 23 декабря.

7. Сикорский Игорь Иванович (1889-1972) // Отечественные создатели новой техники: XVII-XX вв.: Популярные биобиблиографические очерки / Составитель З. П. Джинова; Худож. оформление: В. В. Покатов; ФГУ «Российская государственная библиотека», Науч.-исслед. отд. библиографии. - М.: «Пашков дом», 2006. - Стр. 197-205. - 360 с. -Тираж: 1000 экз.

8. Сикорский И.И. Сен-Жерменский мир 1679. Социальное обеспечение. - М.: «Большая российская энциклопедия», 2015. - Стр. 160. - (Серия «Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 30).

9. Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). - СПб.: «Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала», 2005. - 280 с. - Тираж: 340 экз

10. Соболев Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции.-М.: «Машиностроение», 1988. - 208 с. - Тираж: 5 000 экз..

P.S. https://vk.com/album-46420619_265479709 – вот в этом фотоальбоме - «Игорь Сикорский – гений русской авиации» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе флай-путешествия в библиотеке «Фолиант», посвященного 12 августа - Дню Военно-воздушных сил (Дню ВВС) России, 18 августа - Дню авиации (Дню Воздушного Флота СССР- России). Всего их – 45.

 

12.08.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте:https://vk.com/library_foliant; 30-78-00.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: