Игра, включающая элементы поисковой деятельности.




Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различие, интересен поиск недостающего. Другие педагоги выделяют следующие виды дидактических игр:

· Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность и облегчают преодоление трудностей.

· Игры – поручения по содержанию проще, но по продолжительности короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

· Игры – предположения (что было бы…) Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

· Игры-загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать вывод.

· Игры-беседы. В основе лежит обобщение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Некоторые исследователи делят дидактические игры на две группы: наглядные; словесные.

· Игры – с использованием средств наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалом и игры с различными игрушками. К дидактическим играм с использованием наглядности можно также отнести игры – инсценировки.

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении.

Одним из современных игр для обобщения (наряду с компьютерными играми, играми с механизированными игрушками и другие) являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники – в качестве ответа на произведённое действие появляется обратная информация посредством звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребёнок контролирует, на сколько правильно соблюдаются им определённые правила.

В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети.

Дидактические игры по числу участников в них делятся на:

· коллективные;

· групповые;

· индивидуальные.

Очень важно различать дидактические игры и игровые моменты. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр, вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование дидактической игры – это наличие ТСО. Также сюда относятся различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них нарушает игру. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие приводит к повышению организованности игры, к желаемому результату.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Всё это позволяет сформировать основные функции дидактических игр:

1. функция формирования устойчивого интереса к изучению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2. функция формирования психических новообразований;

3. функция формирования собственно учебной деятельности;

4. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6. функция формирования адекватно взаимоотношений и освоение социальных ролей.

При проведении урока математики с использованием дидактической игры учителю необходимо продумать следующие вопросы методики, выявленные В.Г. Коваленко:

1. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие развивающие, воспитательные цели ставятся при проведении игры?

2. Сколько учащихся будет участвовать в игре?

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие выводы следует сообщить учащимся в конце игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, отметки и оценки участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

 

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен учитывать при организации дидактических игр на уроках математики в начальной школе:

1. Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему ещё большее внимание. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.

2. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.

4. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

5. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

6. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического мате­риала является эффективным средством активизации учебной дея­тельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, на развитие их умст­венной деятельности.

Таким образом, рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, а также вызвать окрылённость, неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря такому подъему, у детей может значительно повыситься познавательный интерес к урокам математики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: