ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Перед проведением психологического анализа урока необходимо изучить схему. Она предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося. Для работы со схемой анализа урока необходимо вспомнить фактические знания по психологии. Анализ мотивации требует понимания, что мотив - это побуждение к деятельности, то. ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Основным компо­нентом мотива является чувство необходимости. В зависимости от того, каков мотив деятельно­сти, она приобретает для ученика свой смысл. В анализе мотивации следует отразить, как моти­вы оказывают влияние на особенности учебной деятельности, и что делает учитель для создания учебной мотивации детей на конкретном уроке.

Мотивация учебной деятельности определяет избирательность сознания ребенка. Именно интерес к предмету является основной причиной внимания. Внимание - это психологическое состояние, необходимое для умственной деятельности. Внешние впечатления ребенка опреде­ляют его непроизвольное внимание. В анализе очень важно описать, что он увидел новое, не­обычное на уроке, что могло сосредоточить ребенка. Как учитель развивает умение работать це­ленаправленно, какие приемы активизации произвольного и непроизвольного внимания исполь­зует на уроке.

Далее, анализируя восприятие, следует учесть, что это психический, познавательный про­цесс, который зависит от возрастных и индивидуальных особенностей человека, его установок и интересов. Важно описать, как влияют на восприятие особенности самого предмета, педаго­гическое мастерство учителя, его речь, способность выделить главное, существенное отноше­ние. Какие причины оказывают влияние на избирательность восприятия в ходе урока.

От особенностей внимания и восприятия зависит продуктивность памяти. Чем меньше психологическая трудность урока, больше ассоциативных связей, тем выше уровень запомина­ния учебного материала. В процессе урока, очевидно, какие приемы активизации и развития па­мяти использует учитель, насколько рациональны эти приемы. Если для усвоения материала не­обходимо заучивание, носит ли оно характер механического или осмысленного заучивания. При смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала.

Он упорядочивается, организуется, опирается на опыт, отбрасывается второстепенное, вы­деляются смысловые опорные точки. При этом целые обширные куски заменяются их обоб­щенными обозначениями.

Таким образом, происходит переработка учебной информации. При анализе нужно опи­сать, как учитель доносит до детей не сам материал, а его смысл. И если смысл определяется опытом и знаниями человека, то как учитель на уроке переводит единицы учебного материала з единицу опыта, умения ребенка.

Анализ развития процессов памяти ребенка непосредственно связан с мыслительной пере­работкой учебного материала. «Обучение - это управление развитием умственных действий ученика». Развиваются ли на уроке те умственные действия. которые помогают усвоению учеб­ного материала.

Какие условия создаются для самореализации. совместной деятельности, самостоятельного управления своей умственной активностью, послепроизвольного внимания, творческого интуитивного мышления. Известно, что именно эмоциональная привлекательность урока, аффективные свойства учебного материала способствуют развитию творческого подхода к обучению. Учитель, способный вызывать сильные эмоционально-положительные чувства, помогает ученику относиться к учебе увлеченно и легко принимать учебный материал.

Нужно отметить, что при работе над психологическим анализом урока допускается ряд типичных ошибок:

1. Часто происходит только описание хода урока, перечисление отдельных фактов, без не­
обходимого анализа.

2. Недостаточное раскрытие причинных связей при анализе фактического материала.
Особенно ценным является рефлексивный анализ урока. Анализируя свои возможности и

слабые стороны конкретного урока, студент помогает себе переосмыслить психологическую сущность собственных установок, умений и знаний. Осознанный рефлексивный анализ может дать полное понимание того, чего ждет /будущий учитель от своей педагогической деятельности.


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

1. Создание положительной мотивации

Требовательность к учащимся: апелляция к чувству долга и ответственности: создание проблемных ситуаций: связь с жизнью, подчеркивание важности материала: эмоциональность изложения: использование ТСО. интересных фактов и иллюстраций: постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внима­тельность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.

2. Организация внимания

Создание установок на сосредоточение внимания: последовательность и логичность изло­жения материала: подчеркивание важности и значимости материала: постановка вопросов к учащимся: использование наглядности и ТСО: эмоциональная насыщенность: оптимальный темп и ритм урока: внешний вид учителя и т.д.

О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетель­ствует: поглощенность деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторон­ними делами: соответствие ответов поставленным вопросам: длительность продуктивной рабо­ты: одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.): скорость перехода от одного задания к другому.

3. Организация восприятия учебного материала.

Четкая постановка целей и задач: последовательность и доступность изложения: выделе­ние существенного в материале: четкость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность. ТСО и т.д.).

О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в мате­риале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам

4. Организация работы памяти

Последовательность и доступность изложения: создание установок на длительность, пол­ноту, точность запоминания: постановка вопросов, включение запоминаемого материала з ак­тивную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.): эмоциональ­ная насыщенность изложения: использование наглядности. ТСО.

О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала: свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций: выделение существенных или вто­ростепенных фактов и деталей.

5. Организация деятельности мышления

Создание проблемных ситуации: четкая постановка вопросов: организация операций ана­лиза, сравнения, обобщения: создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащих­ся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование раз­личных видов творческих работ.

О самостоятельности, эвристичности. обобщенности и гибкости мышления свндетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок. своего подхода к теме, вопросу: легкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к од­ному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: