Олег Киселев — от блатных песен к детским пьесам




03.11.2010 / 15:11

«Когда берешь в руки гитару, будь готов, что сотрешь пальцы в кровь, станешь спать беспокойно и будешь давать концерты по всей России и даже за рубежом», — по такому пути идет знаменитый музыкант гитарист, педагог и автор многочисленных детских пьес Олег Киселёв.

В минувшие выходные он посетил Тюмень с концертом и мастер-классом. Приезд в наш город стоил ему маршрута с тремя пересадками, четырех часов сна и сломанного ногтя (ногти имеют огромное значение для хорошего звучания гитары!). Тем не менее, долгожданный гость предстал перед зрителями в самом лучшем расположении духа. И на вопросы, которые ему задавали не раз в его жизни, отвечал добродушно и с вдохновением.

Как Ваше детство отозвалось на Вашем призвании?

— Я жил жизнью простого уральского пацана из маленького городка: футбол-хоккей, драки, походы с рыбалками, лазание по чужим садам за яблоками, хотя своих было вдоволь. И в этих простых дворовых увлечениях мне всегда чего-то не хватало. Я чувствовал — жизнь, которой живу — не та, которой бы хотелось жить. И вот, когда в 13 лет я познакомился с первыми тремя аккордами, которые играли в каждом дворе, и спел в своей жизни первую блатную песню, меня это зацепило. И вот уже 33 года не отпускает.

То есть к гитаре привела простая дворовая музыка?

— А другой музыки и не было тогда, кроме «Голуби летят над нашей зоной лада ти-да-ри-ба-да-па-ма» или «А на скамье прокурора…». В каждом дворе были ребята, которые играли «восьмерочкой», «боем» и пели эти жалостливые песни. И, естественно, первый мой репертуар был блатной. А буквально через пару месяцев я понял, что этих трех аккордов мало. Именно тогда я открыл для себя Beatles, где каждый аккорд переставлялся на каждый слог. Не то, что в моих песнях про прокурора, где аккорд держится практически весь куплет (смеется).

Когда же Вы поняли, что гитара — это Ваша жизнь?

— В 15 лет мы с ребятами создали группу, и я был ее руководителем. Тогда появился спрос на музыкантов, которые могут что-то сыграть, которые могут выступать на танцплощадках. Танцы проводились под живую музыку.

Эти выступления дали мне понимание, что такое настоящий музыкант. Когда наши сверстники после занятий бежали на каток, встречались с девушками, группа мрачных товарищей запиралась в бывший туалет и репетировала часами, потому что через неделю — осенний бал! А это полтора часа живой игры, где нельзя ни остановить, ни перемотать. Тогда я понял, что музыка — это, прежде всего, труд. Без него ничего не будет.

А звездой себя в тот момент чувствовали?

— Конечно! В маленьком хулиганском городке музыкантов редко били. Их уважали! Даже отъявленные хулиганы говорили всем: «Тот человек, который играет на танцплощадке, на гитаре — мой корефан!»

Что необходимо, чтобы стать хорошим гитаристом?

— Любой успех — это 90% труда и 10% таланта. Я сам через это прошел, когда был руководителем ансамбля. Бывало уже и пальцы в кровь, а все равно просыпался ночью в испуге: кажется, я забыл два аккорда в этой песне! Вставал, брал в руки гитару — а нет, не забыл!

Сколько я видел музыкантов, которым легко все давалось — ни к чему хорошему это не приводило. Они не дорожили даром, они не работали через «не могу», и этот талант они теряли, попадая в нехорошие ситуации.

Я даже сейчас, когда у меня начинаются гастроли, отрабатываю программу концерта каждый день. Сажусь и отыгрываю от начала и до конца. Ни плохое настроение, ни температура — не причина, чтобы затормозить работу. Ведь один день остановки отбрасывает меня на полторы недели назад. Поэтому даже в поезде, на вокзале или в аэропорту нахожу уголок и играю. И своих учеников стараюсь учить трудолюбию.

Наверное, многие юные гитаристы и их родители хотят, чтобы Вы стали их наставником?

— Да, немало я встречал людей, которые приходили ко мне с установкой «хочу быть звездой!» Зачастую, конечно, это не дети, а их родители. Приходилось тогда с ними разговаривать, объяснять, что это изначально неправильно. Сидя на конкурсах в жюри по всей стране, я нередко такое видел. Выходит на сцену девочка лет шести, исполняет произведение и производит на тебя огромное впечатление. Думаешь: «Ну, круто!». Даешь ей высший балл — она получает первое место. Потом ты встречаешь ее через 8 лет и думаешь: «Куда все девалось?» Она уже выхолощена, ей всего этого не надо. Она идет по инерции — мама заставляет, вот она и идет. Ты вспоминаешь ту девочку с горящими глазами и понимаешь, что этот путь ущербный и неправильный. В музыку нужно идти только в одном случае — если ты без этого не можешь. И никакими успехами, никакими богатствами нельзя соблазнять ребенка.

А как Вы нашли своих успешных учеников — Дмитрия Масленникова, Тимура Шамсивалеева? Вы их сразу же заметили среди других?

— Диму я заметил сразу, когда он еще занимался у моей жены. Помню, дашь ему пьесу, и он исполняет ее уже на следующий день по максимуму. В то время как нормальный ученик подготовит ее только через два дня и сыграет так, нормально.

Тимур же полностью сформировался благодаря Диме. Честная конкуренция способствовала его росту. После 2-х лет обучения Тимур уже собирался бросать гитару, и тут я поставил его с Димой в дуэт. Он понял, что Дима играет сложные партии, а он и аккомпанемент не может ему сыграть. Его это задело, и он резко стал прибавлять. Сперва на конкурсе дуэтов они стали лауреатами, потом Тимур захотел попробовать сольно (лауреат 3 степени, видеоконкурс в Вильнюсе). И теперь Тимур на все 100% реализовал себя как музыкант, и все благодаря труду.

Вообще такие яркие ученики, как Дима и Тимур, в маленьком городке рождаются раз в 20 лет. Вот выпущу их, и следующие 20 лет пройдут у меня спокойно (смеется)

Расскажите про свою методику обучения. Она ведь отличается от традиционной? Взять хотя бы название сборника ваших пьес «Немного отдохни от Каркасси».

— Я сам начал писать потому, что во времена СССР не было музыки для детей современных авторов. Была музыка авторов XVIII века: Каркасси, Джулиани и пр. А хотелось поиграть что-то современное. Поэтому я уже и написал 500 пьес, из которых большинство для детей.

Моя методика заключается в том, что пьесы заставляют играть ребенка более эмоционально и программно. Если пьеса называется «Танцующий слон», то ребенку, по крайней мере, ясно, про что это пьеса. Ему интересно разобраться и раскрыть образ. «Ты себе слона представляешь — какой он? Огромный! А как он танцует, раз огромный? Неуклюже танцует. Вот! А ты как играешь?»

Для детей пишут вообще очень мало, потому что с точки зрения композитора-профессионала — это невыгодно. Основные деньги композитор получает не за сборники, а за исполнение своей музыки по всему миру. Понятно же, что детские пьески в серьезных концертах никто играть не будет.

А Вы сейчас продолжаете писать для детей?

— Да. Недавно написал 30 пьес по заказу для английского издательства, сейчас закончил — для канадцев. В России у меня новый сборник выходит. Я это делаю, потому что мне нравится. Потому что сразу видишь исполнителей — своих учеников. Не то, что написать сонату, опубликовать ее и ждать, когда же ее кто-нибудьсыграет, чтобы заработать свои 50 центов.

Для детей Вы не только пишете, но теперь и организовываете конкурсы: конкурс «Олег Киселёв приглашает» состоится будущей весной. Откуда возникла идея?

— Идею подкинули умные западные музыканты. Я привозил в наш город (г. Аша) мексиканцев и израильтян, и, когда они гуляли по нашему городу, они спросили меня, причем не сговариваясь: «А что ты фестиваль у себя не проведешь? Гостиницы дешевые, еда дешевая, такси в любой конец города 40 рублей». Они уехали, а я подумал: а ведь точно! Наш город всего километр — всё в пределах шаговой доступности. Не так, как в больших городах: живем в одном месте, конкурс в другом, концерт в третьем. Вся поездка — это суета какая-то! И конкурс теряет из-за нее свою праздничность.

То, что конкурс называется «Олег Киселёв приглашает», — это не для того, чтобы мне лишний раз забронзоветь, бронзы мне и так хватает. Это вовсе не реклама, это ответственность. Название моего города — Аша — никому ничего не говорит, а вот мое имя за годы музыкальной деятельности уже стало известным. Поэтому название дает людям понять, что за этим конкурсом стоит конкретный человек, которого они знают, чью музыку они играют, с которым они общались. И, если что-то пойдет не так, понятно, кому бить лицо.

Главное, чтобы люди, которые приехали на конкурс, участвовали в нем и в следующий раз.

И много сейчас желающих принять участие в конкурсе?

— Мы уже вправе переименовать его из открытого регионального конкурса во всероссийский. География огромна: Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Самара, Уфа, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Сургут. Надеюсь, что из Тюмень участники тоже приедут.

Светлана Рожина

Фото Натальи Горевой

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: