Учет выполненных заказов и реализованной продукции.




УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ 1»

 

1. Определение сущности управленческого учета: история выделения концепции.

Под управленческим учетом понимается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой, производственной, маркетинговой и иной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения.

Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции.

В системе управленческого учета, в отличие от бухгалтерского и налогового учета, генерируются данные как в денежном, так и в натуральном выражении.

Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая стратегическое управление, оценку деятельности организации, ее подразделений и функциональных блоков, контроля и планирования хозяйственной деятельности и обеспечения оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

. Управленческий учет как область практической деятельности и теоретических изысканий сформировался от бухгалтерского учета около ста лет назад.

2. Цель управленческого учета.

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.

3. Функции управленческого учета.

Функции управленческого учета в рамках функций управления организацией состоят из: планирования, контроля, оценки, организационной работы, формирования внутренних информационных связей и стимулирования.

Планирование – процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем.

Контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера.

Оценка – заключительный процесс анализа всей системы приятия решений. В этом случае определяется была ли достигнута поставленная цель и выясняются недостатки планирования, неоптимальный набор действий, несоответствие системы контроля требованиям управления, выбор неверной цели.

Организационная работа состоит в создании организационной структуры организации – отделов, бюро, групп, подразделений, распределение обязанностей между исполнителями, координации действий исполнителей.

Стимулирование – это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям.

4. Сравнительная характеристика систем управленческого и финансового учета: цели учета; пользователи информации, представляемой в рамках учетных процедур; временные рамки информации; способы отражения информации; базисная структура; свобода выбора; обязательность; ответственность за правильность ведения учета; частота составления отчетности; точность; объекты учета.

Управленческий учет имеет целью обеспечение информацией менеджеров-инсайдеров, т.е. лиц, входящих в состав управления предприятия, где проводится учет;

Финансовый учет подготавливает информацию для внешних пользователей - аутсайдеров, т.е. для лиц, не входящих в состав управления данного предприятия.

В составе финансового учета можно выделить как отдельное направление, налоговый учет, так как информация для налоговой службы готовится не так, как для других внешних пользователей и учитывает конкретные требования налогового законодательства.

Финансовый учет предполагает среди прочего сравнение текущих затрат с текущими доходами для определения прибыли, признаваемой за период и процедуру оценки запасов (материалов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров) в балансе на конец периода. При оценке себестоимости произведенной продукции на предприятии, выпускающем товары большого ассортимента или имеющем большой перечень производимых работ, необходимо учитывать стоимость каждой выполненной работы. Общая сумма, складывающаяся из стоимости произведенных работ, работ в стадии производства и стоимости неиспользованного сырья, составляет стоимость запасов для включения в баланс. А себестоимость проданных за период товаров, работ и продукции вычитается из полученного дохода (продаж, выручки) от реализации этих товаров для определения прибыли. Поэтому стоимость исчисляется по каждому виду произведенных работ или продукции, т.е. тем самым подготавливается необходимая информация для составления финансовых отчетов.

5. Роль управленческого учета в принятии решений.

Управленческий учет играет немаловажную роль в принятии управленческих решений.

Принятие решений на предприятии - это всегда выбор между вариантами действий с разными прогнозами результатов. Текущие управленческие решения редко бывают настолько глобальными, чтобы ценную информацию для них можно было получить из итоговых цифр финансовых отчетов, отражающих состояние компании в целом. Важны, как правило, цифры, показывающие отдельные аспекты деятельности предприятия. Для лучшего понимания сути процесса имеет смысл провести классификацию данных, используемых в принятии решений.

6. Производственный учет и его роль в управлении.

Производственный учет - это составление внутренних отчетов, предназначенных для использования аппаратом управления при планировании, осуществлении контроля и принятии решений.

Основными разделами современного производственного учета являются:

· учет издержек по видам, который показывает, какие группы издержек возникли в организации в процессе производства продукции (работ, услуг) в отчетном периоде;

· учет издержек по местам их возникновения позволяет распределять их между подразделениями организации (центрами ответственности), в которых они были осуществлены;

· учет издержек по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы конкретной продукции или выполнением определенного заказа.

7. Связь управленческого учета с производственным учетом.

Анализируя сущность и роль управления издержками предприятия, можно сформулировать следующее понятие производственного учета: под производственным учетом понимается сбор данных для определения издержек производства, калькулирования себестоимости продукции, оценки ее запасов и незавершенного производства, выявления резервов экономии, устранения различного рода потерь и непроизводительных расходов.

Производственный учет должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Таким образом, производственный учет является «базой» управленческого учета.

Управленческий учет представляет собой процесс подготовки информации, необходимой менеджерам для планирования, управления и оценки производственно-коммерческой деятельности предприятия в целом, а также его структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет - это связующее звено между учетным процессом и управлением организацией. Предметом его является производственная деятельность предприятия и его отдельных структурных подразделений (сегментов). Он организуется исходя из целей и задач управляющих (менеджеров), не регламентируется государством, служит лишь интересам пред приятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство предприятия полезной информацией для принятия правильных решений.

Таким образом, любое производство продукции связано с определенными затратами, производственный учет которых призван обеспечить:

- своевременное полное и достоверное отражение в учете всех фактических затрат, связанных с производством продукции, а также непроизводительных работ и потерь, допускаемых на отдельных участках деятельности предприятия;

- контроль над правильным использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов предприятия, за соблюдением установленных норм расхода материалов и производительности труда;

- выявление резервов сокращения затрат;

- точное формирование себестоимости продукции посредством обоснованного распределения производственных затрат между отчетными периодами, остатками незавершенного производства и готовыми изделиями, между отдельными видами выпускаемой продукции.

8. Понятия «место возникновения затрат», «носитель затрат», «центр ответственности».

Место возникновения затрат (Responsibility center) — место учета затрат на производстве.

Носители затрат — это те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на величину затрат по тому или иному объекту. Все носители затрат можно условно разделить на три группы: состав продукта (что и из чего вы производите); технология и бизнес-процессы (как вы производите и реализуете продукцию); управление и структура компании (как вы управляете, и как структурирована ваша компания).

Центр ответственности - это подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого:

наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий,

несет ответственность за деятельность подразделения и выполнение плановых заданий.

9. Классификация затрат для оценки запасов: затраты на продукт и затраты периода, прямые и косвенные затраты, отчет о себестоимости произведенной продукции.

Одним из подходов классификации затрат в управленческом учете является выделение затрат на продукт и на период.

К затратам на период относятся все затраты, которые не были включены в затраты на продукт. Расходы периода все затраты, которые не включаются в себестоимость продукции.

Затраты на продукт рассматриваются как "прикрепленные" к произведенной продукции или купленным товарам, и они остаются прикрепленными пока продукция находится на складе до момента продажи.

К косвенным затратам относят те из них, которые невозможно отнести непосредственно к конкретному объекту затрат, но они связаны с поддержанием деятельности компании в целом. Накладные расходы, которые остались после вычитания прямых затрат, являются примером таких затрат.

Под классификацию прямых затрат попадают те из них, которые могут быть легко отнесены к конкретному объекту затрат (продукции, услуге или проекту). К ним относятся сырье и материалы, которые непосредственно используются для производства продукции, или затраты на оплату труда, непосредственно связанного с ее производством.

10. Классификация затрат для принятия решений: поведение затрат, постоянные и переменные затраты, условно-переменные затраты и условно-постоянные затраты, совокупные затраты и метод наибольшего и наименьшего значений, метод счета, инженерный метод и регрессионный анализ; релевантные и нерелевантные затраты, невозвратные затраты, альтернативные (вмененные) затраты, инкрементные (приростные) и маржинальные затраты.

Затраты предприятия - сложное и многогранное явление. В управленческом учете целью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут.

Поведение затрат - это характер реагирования затрат на изменения в деятельности предприятия.

Постоянные затраты не зависят от объема производства, то есть не изменяются при изменении объема производства. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. К ним можно отнести арендную плату, амортизацию и др.

Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

Условно постоянные затраты — это затраты, которые не связаны с объёмом производства и реализации продукции, товаров, услуг, в процессе предпринимательской деятельности изменяющиеся как в количественном так и в качественном состоянии. Постоянные затраты могут превращаться в переменные. Об этом мы писали в этой статье.

 

Условно переменные затраты — это затраты, которые связаны непосредственно с объёмом производства и реализации продукции, изменяющиеся в течении жизни деятельности предпринимателя и в количестве и в своём качестве и составе.

11. Классификация затрат для планирования и контроля: нормативные (стандартные) затраты в сравнении с фактическими затратами, контролируемые и неконтролируемые затраты.

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них. Пользуясь этим методом, бухгалтер имеет дело с нормативной себестоимостью и отклонениями от нее.

Затраты делятся на две группы: регулируемые (контролируемые), нерегулируемые (неконтролируемые). Если руководитель центра затрат способен влиять на затраты, они являются регулируемыми, если затраты не поддаются управлению – они являются нерегулируемыми.

12. Учет по центрам ответственности.

Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход — это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция (услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. В этих условиях деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности функционирования.

Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении бюджета (планов), где сравниваются фактические и плановые данные, называется учетом по центрам ответственности.

С позиции управления деление организации на центры ответственности должно определятся спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:

центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия;

во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо — менеджер;

в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;

необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности. Менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;

для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;

менеджеры центра ответственности должны принять участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.

13. Учет затрат основного производства.

Основные затраты составляют большую часть себестоимости изготовлен-ной продукции (работ, услуг). К таким расходам относятся: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих; отчисле-ния на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих

Преобладающая часть основных затрат - прямые затраты, т.е. те, которые включаются в себестоимость конкретного вида продукции на основании пер-вичных документов и в калькуляциях выделяются отдельными статьями

 

Сырье и основные материалы, израсходованные на производство продук-ции (работ, услуг), включаются в себестоимость на основании лимитно-заборных карт, требований, накладных. Первичные документы предварительно группируются по направлениям расходов материалов, и данные, которые в них содержатся, отражаются в ведомости распределения расхода материалов по ка-ждому структурному подразделению организации. Оценивается расход матери-альных ценностей в зависимости от принятой в организации методологии

14. Учет материалов.

Целью учета материалов является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о наличии и движении материалов на складах организации.

К бухгалтерскому учету в качестве материалов принимаются активы, используемые в качестве сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и т.п. при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются:

формирование фактической себестоимости материалов (оценка материалов);

правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению материалов, перемещению и отпуску материалов на производство и другие цели;

контроль за сохранностью материалов в местах их хранения и на всех этапах движения. Учет недостач и порчи материалов, выявленных в результате приемки;

контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов материалов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

своевременное выявление ненужных и излишних материалов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения этих материалов в оборот;

проведение анализа эффективности использования материалов.

15. Учет затрат по оплате труда и отчислений от оплаты труда.

Учет затрат на рабочую силу преследует две основные цели:

- Обеспечение расчетов с работниками за произведенные единицы готовой продукции,

выполненные объемы работы и т.д. При этом учетная система должна также обеспечивать

учет удержаний с работников налога на доходы физических лиц (подоходного налога) в бюджет страны, взносов на социальное страхование в социальные фонды, взносы работодателя в

виде социальных платежей и т.д.;

- Отнесение начисленных сумм оплаты труда на соответствующие счета затрат.

На предприятиях источником информации о времени, затраченном производственными рабочими на различные виды работ, являются документы: карточка заказов, табель, наряд на сдельную работу, карточка простоев и т.п. Когда производственный рабочий приступает к выполнению заказа, мастер или табельщик проставляет время начала работы на карточке заказов или в табеле. В обоих этих документах значится номер заказа или номер статьи накладных расходов. Там же отмечается время завершения работы. Имея эти сведения и данные о почасовой ставке заработной платы, можно рассчитать затраты на рабочую силу.

16. Учет производственных накладных расходов.

Накладными расходами являются те расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к прямым затратам на продукцию и производственный процесс.

Большинство фирм относит накладные расходы на продукцию двухступенчатым методом.

Первая ступень - накладные расходы распределяются по центрам затрат;

Вторая ступень - накладные расходы, накопленные по центрам затрат, распределяются на продукцию.

На второй ступени выбирается основа для распределения производственных накладных расходов на продукцию. Эта основа называется базой распределения затрат. За базу распределения чаще всего принимается или время работы оборудования, или время работы основных производственных рабочих.

Ставка накладных расходов (коэффициент поглощения) определяется делением общей суммы накладных расходов данного центра затрат на общий размер базы распределения затрат.

Некоторые накладные расходы (вспомогательные материалы, амортизация) могут быть непосредственно отнесены к центрам затрат производства.

В ряде случаев накладные расходы осуществляются в интересах многих подразделений. Для таких позиций необходимо устанавливать логическую базу для распределения их на центры затрат. Например:

Затраты База распределения

Аренда, освещение, отопление Площадь

Затраты столового отдела заработной платы Численность

Амортизация, страхование оборудования Стоимость оборудования

Накладные расходы, начисленные обслуживающими подразделениями, должны быть отнесены на производственные подразделения, которые фактически производят продукцию. Метод распределения этих расходов между производствами должен учитывать выгоды, которые производственные подразделения получают от обслуживающих подразделений.

17. Порядок распределения накладных расходов.

Для распределения накладных расходов может быть использована двухступенчатая процедура. На первой ступени накладные расходы распределяются по центрам затрат, на второй ступени затраты перераспределяются на выпущенную продукцию. Центры затрат – центры ответственности, в пределах которых управленческий персонал отвечает за расходы, находящиеся в их компетенции.

Наиболее часто используемые базы распределения накладных расходов:

1 – для подразделений, не оснащенных станками, использующих ручной труд, как правило применяется метод исчисления в пропорции от времени труда основных производственных рабочих;

2 – для механизированных производств используется метод распределения накладных расходов в пропорции от времени работы основного оборудования;

3 – метод исчисления в пропорции от заработной платы основных производственных рабочих используется на тех предприятиях, где заработная плата выплачивается по одним и тем же ставкам;

4 – исчисление в пропорции от расхода основных материалов используется там, где большая часть накладных расходов связана не с затратами времени, а с расходами материалов;

5 – в пропорции от себестоимости;

6 - в пропорции от численности работников подразделений;

7 - в пропорции от объема выпускаемой продукции; могут применяться как стоимо

18. Учет вспомогательного производства.

Учет расходов цехов и подразделений, занятых обслуживанием основного производства. Оформление материальных, трудовых и других затрат вспомогательного производства аналогично оформлению затрат основного производства. При организации аналитического учета затрат вспомогательного производства принимают во внимание специфические особенности каждого предприятия. Для синтетического учета затрат применяется счет "Вспомогательные производства". На данном счете в течение месяца группируются прямые затраты. Косвенные затраты вспомогательного производства на средних и крупных промышленных предприятиях сначала учитывают на счете "Общепроизводственные расходы", а потом распределяют. При ведении учета на небольшом производстве общепроизводственные расходы можно учитывать сразу на счете "Вспомогательные производства". Распределение затрат вспомогательного производства аналогично распределению затрат основного производства, а именно: прямые затраты сразу относятся на счет "Вспомогательные производства", а общепроизводственные расходы группируются в течение месяца на счете "Общепроизводственные расходы" и уже потом распределяются пропорционально заработной плате производственных рабочих, пропорционально нормативной себестоимости изделия. При определении фактической себестоимости продукции вспомогательного производства возможно применение счета "Выпуск продукции (работ, услуг)". Фактическая себестоимость продукции отражается: дебет счета "Выпуск продукции (работ, услуг)", кредит счета "Вспомогательные производства". Нормативная себестоимость продукции отражается: дебет счета "Вспомогательные производства" ("Материалы", "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", "Общепроизводственные расходы", "Общехозяйственные расходы", "Готовая продукция", "Коммерческие расходы" и т. д.), кредит счета "Выпуск продукции (работ, услуг)". При оказании услуг основному производству делают записи: по нормативу - дебет счета "Реализация продукции (работ, услуг)", кредит счета "Вспомогательные производства"; по фактической себестоимости - дебет счета "Реализация продукции (работ, услуг)", кредит счета "Выпуск продукции (работ, услуг).

19. Учет, инвентаризация и оценка незавершенного производства.

Под незавершенным производством понимается продукция частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также законченная продукция, которая не прошла испытания, или не укомплектована, или не принята заказчиком.

Наличие и величина незавершенного производства зависят от характера и длительности технологического процесса, особенностей продукции и объема ее выпуска. В добывающей промышленности, энергетике незавершенное производство отсутствует. Наиболее высок удельный вес незавершенного производства в машиностроении.

Учет незавершенного производства подразделяют следующим образом:

оперативный учет, который ведется в цехах и отделах работниками планово-диспетчерской службы. Различают также подетально-операционный учет (в серийных производствах с применением маршрутных листов, в которых фиксируется выработка и движение полуфабрикатов по операциям);

подетальный учет (в массовых производствах, где передача деталей на обработку оформляется накладными, лимитно-заборными картами, комплектовочными ведомостями).

В конце месяца цеха составляют оборотные ведомости движения (балансы) деталей в незавершенном производстве. Бухгалтерский учет ведется в денежном выражении с привлечением данных оперативного учета и инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия (представители отделов, цехов, бухгалтерии) составляет инвентаризационную опись, в которой указывает натуральные остатки и степень готовности полуфабрикатов. Это необходимо для более точной оценки незавершенного производства. По итогам инвентаризации составляют сличительную ведомость, в которой отражают результаты инвентаризации.

Остатки незавершенного производства допускается оценивать:.

20. Сводный учет затрат на производство.

Под сводным учетом затрат на производство принято понимать весь комплекс учетных работ, связанных с группировкой затрат в разрезе установленных статей расходов в целом по предприятию, по распределению затрат между незавершенным производством и товарным выпуском, а также по цехам, переделам и другим местам возникновения этих затрат.

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

Бесполуфабрикатный вариант ограничивается учетом затрат по каждому цеху (переделу). Контроль за движением полуфабрикатов из одного цеха в другой осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении.

При полуфабрикатном варианте сводного учета затрат на производство предусматриваются обособленное выявление себестоимости полуфабрикатов и стоимостной учет их движения по каждому технологическому процессу (переделу).

Сводный учет затрат на производство осуществляется на основе сводных данных, получаемых в результате обработки первичной документации, оформленной в установленном порядке, и должен обеспечивать выделение в себестоимости продукции затрат в соответствии с принятой методикой планирования и группировкой затрат. Данные сводного учета используются при составлении калькуляции фактической себестоимости продукции.

21. Учет административных расходов.

Административными расходами считаются общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия.

 

К административным расходам относятся: расходы на содержание административно-управленческого персонала, расходы на служебные командировки административно-управленческого персонала, расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного назначения (аренда, амортизация, ремонт, коммунальные услуги), охрану, юридические, аудиторские, транспортные услуги, почтово-телеграфные расходы, канцелярские расходы. В административные расходы входит сумма налогов, сборов (обязательных платежей).

К административным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно – хозяйственной деятельностью:

-заработная плата персонала аппарата управления организацией с отчислениями от оплаты труда;

-расходы на командировки; представительские расходы;

-расходы на служебные разъезды и содержание легкового транспорта;

-офисные, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы;

-амортизация, расходы на содержание и ремонт основных средств общезаводского (общефирменного) назначения;

- расходы на производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских (общефирменных) лабораторий;

-расходы на изобретательство и технические усовершенствования; затраты на охрану труда (некапитального характера), производимые для общезаводских (общефирменных) целей;

-подготовка кадров, оргнабор рабочей силы;

- прочие общехозяйственные расходы, налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы;

- потери от простоев, потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах;

- недостача материалов и продукции на заводских складах; прочие непроизводительные Административные расходы в бухгалтерии предприятия отражаются в соответствии с Типовым планом счетов на счете 7210 «Административные расходы». Данный счет является активным и предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных напрямую с производственным процессом.

Расходы на счете 7210 целесообразно учитывать по направлениям затрат. При необходимости определения рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) с учетом общих и административных расходов последние, как правило, распределяют между отдельными видами продукции (работ, услуг) пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальным системам) и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Общие и административные расходы, учтенные на счете 7210 в конце отчетного периода, списываются с кредита этого счета в дебет счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)». После списания административных расходов на счет итогового дохода, счет 7210 «Административные расходы» закрывается.

22. Учет расходов по реализации продукции и оказанию услуг.

В отличие от затрат на производство продукции, работ и услуг, расходы по реализации не зависят в целом от изменения объема производства т.е. являются условно-постоянными.

В Типовом плане счетов бухгалтерского учета для учета расходов по реализации продукции предусмотрен синтетический счет 7110 «Расходы реализации продукции и оказанию услуг». К ним относят расходы по оплате труда работников отдела сбыта продукции и оказания услуг, отчисления от оплаты труда, расходы на командировки работников отделов сбыта продукции, амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в процессе реализации продукции и оказании услуг, коммунальные расходы, посреднические услуги и пр.

По дебету счета 7110 "Расходы по реализации продукции и оказанию услуг” расходы отражаются либо:

· в момент их начисления, независимо от времени оплаты;

· в момент их фактической оплаты.

При этом расходы, непосредственно относящиеся к реализации продукции и оказанию услуг следует признавать как расходы в течение того отчетного периода, в котором признаются доходы, относящиеся к продаже.

23. Сущность калькулирования: калькулирование, калькуляция, калькуляционные единицы.

Калькулирование — система экономических расчетов себестоимости калькуляционной единицы в рамках направления учета затрат. Конечным результатом калькулирования является калькуляция - перечень затрат, необходимых для приведения одной калькуляционной единицы в некое целевое состояние.

Калькуляционная единица— это количественная мера конкретного объекта калькулирования. Она не может подменить собой объект калькулирования, является метрической единицей измерения конкретного объекта.

24. Классификация методов калькулирования: по оперативности учета затрат, по полноте включения затрат в производственную себестоимость, по объектам учета затрат.

Классификация методов калькулирования может быть проведена по нескольким независимым основаниям. Наиболее информативными и, вероятно, поэтому широко употребимыми на практике являются классификации по трем признакам.

1) по оперативности учета затрат;

2) по полноте включения затрат в производственную себестоимость;

3) по объектам учета затрат.

В рамках первой классификации выделяют два подхода в зависимости от того, когда проводится калькулирование: после окончания отчетного периода выявляется фактическая себестоимость, если же калькулирование осуществляется по плановым данным и нормативам - рассчитывается нормативная себестоимость. Нормативная себестоимость может служить основой системы бюджетирования, которую мы рассмотрим в части 4 нашего издания. В остальных разделах, там, где это не отмечено специально, речь будет идти о фактической себестоимости и фактических затратах.

По полноте включения затрат в производственную себестоимость выделяют методы калькулирования по полным затратам (когда общепроизводственные расходы включаются в оценку произведенной продукции и соответственно запасов) и по переменным затратам (когда в оценке запасов участвуют только переменные производственные расходы).

Список методов, отвечающих первому и второму классификационным признакам, является исчерпывающим, а вот относительно классификации по объектам учета все не так просто. Традиционно отечественные учебники по учету затрат называют в качестве основы классификации объекты, определяемые особенностями технологического процесса, - заказ (при единичном способе производства), процесс (в поточном производстве) и передел (в дискретных технологических процессах производства массовой продукции). Этим объектам соответствуют позаказный4, попро-цессный и полередельный методы. В отдельных случаях рассматриваются дополнительные методы, например, партионное (пооперационное) калькулирование, а также, обычно вне связи с данной классификацией - учет затрат по функциям (ABC-Costing).

25. Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости.

Метод учета затрат и калькулирования себестоимости - это способ документирования, группировки и обработки информации о производственных затратах, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции. Другими словами, эта совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления себестоимости калькуляционных единиц.

Немаловажное значение для классификации методов учета производственных затрат и калькулирования имеет выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования.

К основным методам учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в бухгалтерском учете относят: простой, позаказный, попере- дельный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: