План-конспект занятия
«Развиваемся, играя»
В средней группе
Место проведения: физкультурный зал
Дата проведения: 19.01.2016; 21.01.2016; 22.01.2016.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Цель: развитие познавательной сферы ребенка.
Задачи:
¾ Образовательные:активизировать такие психические процессы, как слухоречевую память, зрительную память и внимание, мышление, творческое воображение.
¾ Развивающие: развивать фонематический слух, память, воображение, память, креативность, речь.
¾ Воспитательные:воспитывать чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.
Оборудование и материалы: мольберт, листы с заданиями, рисунки с абстрактными символами (друдлы), змейка из киндерсюрпризов, коврик, коробочка с игрушками, кегли, карточки с цифрами, журнальный столик, столы для занятий.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления, воображения и восприятия; упражнения для развития мелкой моторики рук; игры, направленные на развитие речи; формирование логического мышления.
Ход занятия.
Вводная часть.
Цель.Создать положительный эмоциональный настрой.
Ритуал приветствия.
Психолог здоровается с детьми и пожимает руку первому ребенку. Далее хорошее настроение передается всем (ребята берутся за руки и улыбаются друг другу).
Входит Буратино (грустный) с воздушным шариком красного цвета. Внутри шарика – записка с заданием.
Психолог: Буратино, почему ты такой грустный?
Буратино:Мне приснился замечательный сон, как будто у меня есть театр кукол, где так весело и интересно. Но когда я проснулся, то понял, что моя мечта не сбудется.
|
Психолог: Буратино, может, мы можем тебе помочь?
Буратино: Если вы выполните несколько заданий, тогда Черепаха Тартилла подарит Вам ключик от кукольного театра.
Психолог: Ну что, ребята, поможем?
Дети: Да!
Буратино: А вот в этом шарике спрятано первое задание (отдает шарик психологу). Буратино уходит. Психолог лопает шарик.
Основная часть
Цель: Активизировать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, речь.
Игровые упражнения.
Запомни пары слов»
Цель: развитие слухоречевой памяти.
Материалы: лист с заданием.
Психолог озвучивает задание: «Запомни пары слов». Он читает 10 пар слов с листа бумаги, предлагая детям на слух запомнить их. Затем зачитывает только одно слово из пары, а ребята воспроизводят второе слово по памяти. Выполняется сидя.
Психолог: Ребята, а второе задание спрятано в чудесной змейке. Но сначала нужно придумать и разгадать загадку.
Один из детей по картинке загадывает загадку про яблоко. Остальные отгадывают.
Психолог: Ответ на загадку наклеен на змейке. Нужно найти наклейку с изображением яблока на нашей змейке.
Психолог выбирает двух детей, которые с двух концов змейки ищут наклейку. Найдя наклейку с яблоком, открывают сегмент змейки и достают записку с заданием. Затем отдают ее психологу, который зачитывает задание «Фокусник». Психолог убирает змейку. Ставит перед детьми журнальный столик.
Фокусник»
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Материалы: коробочка с игрушками.
Психолог на журнальный столик выставляет 8 различных игрушек и предметов из волшебной коробочки, называя их. Дети внимательно смотрят и запоминают предметы на столе. По команде дети закрывают глаза, а психолог убирает со стола какой-нибудь предмет. Ребята должны ответить на вопрос «что, по их мнению, исчезло». Выполняется сидя. Психолог убирает журнальный столик.
|
Психолог: Замечательно. Ребята, следующее задание спрятано на дне морском. 4 детей подходят к коврику, где находят записку с заданием №3 «Четвертый лишний». Дают записку психологу, который ее читает и сворачивает коврик.
Четвертый лишний»
Цель: формирование логического мышления.
Материалы: листы с картинками для каждого ребенка.
Психолог раздает каждому картинки «Четвертый лишний» (5 заданий на листе) и просит объяснить, почему данный предмет лишний. Игра проходит сидя.
Далее психолог предлагает провести разминку. Дети выходят на ковер и становятся в круг.
Физкультминутка.
Буратино потянулся (руки вверх).
Раз нагнулся (руки опускаем и наклон в одну сторону),
Два нагнулся (наклон в другую сторону),
Руки в стороны развел (руки в стороны ладонями вверх)
Ищет ключик (повороты головы в разные стороны) –
Не нашел (опускают руки, повороты головы «нет»).
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
А где же ключик? Нужно выполнить еще несколько заданий.
Психолог: Ребята, следующее задание находится в чудесной коробочке. Подходит к ней и достает записку. Читает: «Сочини предложение».
Сочини предложение»
Цель: развитие речи и воображения.
Материалы: лист с заданием.
Психолог предлагает 3 слова по очереди, чтобы сочинить предложение из 1 слова. Выполняется сидя.
|
Психолог: А теперь предлагаю вам придумать что-нибудь новенькое из следующих рисунков (ставит мольберт с друдлами).
Придумай новое»
Цель: развитие воображения, восприятия, креативного мышления.
Материалы: мольберт, листы с символами (друдлы).
Психолог подходит к мольберту, где находятся перевернутые картинки с символами. Показать 3-4 символа. Дети придумывают из данных символов что-то новое.
Под музыку выходит Черепаха Тартилла (у нее в руках золотой ключик и мешочек с монетами).
Психолог: Уважаемая Черепаха Тартилла, дай нам, пожалуйста, золотой ключик – мы поможем Буратино открыть театр кукол.
Черепаха Тартилла: Для начала правильно сосчитайте монеты и бросьте их в кегли с соответствующей цифрой. Вот тогда я и подарю вам золотой ключик.
Психолог: Ребята, сосчитаем монеты?
Дети: Да!
Сосчитай монеты»
Цель: закреплениенавыков счета и наглядного изображения цифр до 10.
Материалы: кегли, карточки с цифрами.
Психолог: Ну, хорошо. Каждому из вас я дам несколько монет. Вы должны их посчитать и подойти к той кегле, которая соответствует числу ваших монет. Затем вы бросите их внутрь кегли. Например, я дам 2 монеты. К кегле с какой цифрой вы должны подойти?
Дети: Два.
Ведущий: Правильно. Вперед! (по очереди каждому дает определенное количество монет и следит за правильность выполнения).
Черепаха Тартилла: Молодцы, ребята! Вот теперь я подарю вам золотой ключик (дает ключик ведущему).
Заключительная часть
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя.
Ведущий: Спасибо, уважаемая Черепаха Тартилла. Спасибо огромное вам, ребята, что вы с помощью своего ума, памяти, внимания и старания помогли Буратино. Я обязательно передам ему золотой ключик. А сейчас я каждому вручу Грамоту. Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.
Литература
1. Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошкольных учреждений / А. Н. Белоус. – Мн.: Беларусь, 2002. – 144 с.
2. Кушнир, Н. Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. Я. Кушнир. – Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2004. – 118 с.
3. Семенова, Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174 с.
4. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования РБ. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
Развивающие:
- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;
- развивать речь и фонематический слух;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.
Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.
В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.
Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.
Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.
Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.
Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.
В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.
В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.
В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.