Факты. Фактологическое обеспечение




Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3

1. Факты. Фактологическое обеспечение………………………................4

2. Методы сбора данных о политических и социально-экономических процессах……………………………………….………………………….9

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………….14

Введение

Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-экономических и политических процессов ведется в рамках научного исследования.

Научное исследование - это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко и опирается в первую очередь именно на факты.

Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных фактов в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы.

Все это является фактологическим обеспечением исследования.


Факты. Фактологическое обеспечение

В основе любого исследования лежит факт. В число функций исследователя политических и социально-экономических процессов входит учет и выявление социальных фактов.

Факт – это предложение, отображающее определенное знание о состоявшемся событии или явлении, подтверждающее или опровергающее положение научной теории [1, с. 34].

Источниками фактического материала являются: документальные данные (в том числе статистические материалы), реальные события, память, данные опросов.

По отношению к наблюдателю факты подразделяются на завершенные и незавершенные, структурированные и неструктурированные. Признак завершенности (незавершенности) является очень важным при работе с фактическим материалом. Завершенные события легче облечь в рациональную форму, чем незавершенные. Кроме того, легче понять их логику и смысл. Факты имеют различную протяженность во времени, что является важнейшим их свойством.

Классификация фактов. Выделяются факты, отражающие количественные и качественные характеристики объектов. Также факты подразделяются по сферам деятельности: факты социальной деятельности, экономической, организационной, психологической, политической и т.д. Выделяются факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность, первичных, степень их достоверности.

Большое значение в проведении исследования имеет выделение фактов научных, отделение их от обыденных. Научные факты — это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.

Для организации и проведения исследований необходим не просто набор разнообразных и разнородных фактов, а система фактов, которая определяется как целостная совокупность взаимосвязанных фактов. Только система фактов позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы, построить научную концепцию.

Формирование такой системы фактов требует и системной работы с фактами, основанной на единой логике исследования, установленной цели и научной гипотезе. Такая система работы с фактами определяется понятием фактология исследования. А сформированная в результате фактологической деятельности система фактов представляет собой фактологическую базу исследования [1, с. 37 - 38].

Фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами [4, с. 56].

Принципы фактологического обеспечения исследования. Принцип проверки на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.

Принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настолько полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.

Принцип научной ценности фактов, можно его также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.

Принцип соответствия предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.

Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.

Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.

Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация. При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не торопиться с выводами, ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследования [4, с. 59 - 60].

Фактологическая база исследования имеет определенную структуру. Эта база содержит в себе разделы во всем основным направлениям исследования; подразделы по более частным направлениям; отдельные пункты по конкретным показателям и характеристикам. Все они тесно связаны между собой и взаимосогласованы.

Процедура формирования фактологической базы включает в себя следующие действия:

1) определение основных разделов, подразделов и конкретных пунктов фактологической базы;

2) установление конкретной совокупности фактических данных по каждому конкретному пункту фактологической базы;

3) определение методов и способов получения конкретных фактических данных;

4) установление способов определения достоверности фактических данных;

5) определение конкретных исполнителей, осуществляющих сбор фактических материалов с закреплением за отдельными разделами и подразделами;

6) установление взаимосогласованности между отдельными исполнителями;

7) определение лиц, осуществляющих обобщение собранных материалов;

8) сбор фактических материалов;

9) обобщение фактических материалов и сведение их в единую фактологическую базу.

Можно выделить некоторые наиболее характерные искажения фактологической базы:

- преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих одностороннее представление о действительности, проблем и тенденций развития, формирует деформированное понимание;

- подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;

- искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;

- фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;

- абсолютизация отдельных фактов, что рождает ложное представление о действительности, ограничивает мышление.

Основными формами работы с фактологическим материалом являются: сбор, классификация, систематизация, обработка фактологической информации [5, с. 45].

Сбор – на данном этапе происходит накапливание необходимой для проведения исследований информации, оценка ее качества, отбор и первичная группировка по внешним признакам. Данный этап начинается процедурой планирования сбора данных. На этом этапе определяется степень детализации информации, а также доля ее достоверности. По результатам сбора проводится группировка, классификация и систематизация полученной информации.

Группировка – широко применяется во всех видах исследований процессов. Она представляет собой упорядочение первичной статистической информации по одному признаку, в соответствие с которым производится дифференциация объектов исследования на отдельные группы. Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, уровню образования и т.д.

Классификация – предполагает предварительное выделение оснований, по которым будет происходить группировка информации в соответствие с целями исследования. Классификация помогает исследователю более рационально выполнить работу с базами данных. При этом он закладывает основу для более адекватного способа получения новых данных. Систематизация закрепляет результаты проделанной работы, соотнося их с базовыми принципами накопления информации: временем, местом получении, сферой ответственности исполнителей, воздействующими факторами и пр.

Начало обработки информации закладывается уже на стадии ее сбора. В ходе обработки информации ей придается форма, которая отвечает нормам ее формализованного учета. Одним из ключевых инструментов обработки информации является ее кодирование (например, коды административно-территориальных образований).

В процессе работы исследователь имеет дело с информацией двух типов: первичной и вторичной. Первичная информация предполагает использование данных, непосредственно отобранных в соответствии с целями проводимого исследования. При работе с первичной информацией исследователь сам обобщает и классифицирует ее на основе им же сформулированных признаков. Вторичная информация представляет собой фактологически материал, собранный безотносительно к целям настоящего исследования. Эта информация используется для проверки выдвинутых в ходе исследований гипотез.

Требования к оценке качества фактологической информации:

- релевантность. Приобщение к информационной базе данных, касающихся только конкретной проблемы, объекта, цели и периода времени;

- информационная емкость. Призвана снять проблему неопределенности или неполноты информации о свойствах и признаках исследуемого объекта;

- измеримость. Она означает возможность кодирования полученной информации или е перевод на формализованный язык;

- точность. Информация делает ее использование правомерным для вынесения заключений в соответствии с заявленными целями исследования [5, с. 63].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: