Оглавление
Введение………………………………………………………………….....3
1. Факты. Фактологическое обеспечение………………………................4
2. Методы сбора данных о политических и социально-экономических процессах……………………………………….………………………….9
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14
Введение
Социально-экономические и политические процессы – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-экономических и политических процессов ведется в рамках научного исследования.
Научное исследование - это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко и опирается в первую очередь именно на факты.
Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных фактов в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы.
Все это является фактологическим обеспечением исследования.
Факты. Фактологическое обеспечение
В основе любого исследования лежит факт. В число функций исследователя политических и социально-экономических процессов входит учет и выявление социальных фактов.
Факт – это предложение, отображающее определенное знание о состоявшемся событии или явлении, подтверждающее или опровергающее положение научной теории [1, с. 34].
Источниками фактического материала являются: документальные данные (в том числе статистические материалы), реальные события, память, данные опросов.
По отношению к наблюдателю факты подразделяются на завершенные и незавершенные, структурированные и неструктурированные. Признак завершенности (незавершенности) является очень важным при работе с фактическим материалом. Завершенные события легче облечь в рациональную форму, чем незавершенные. Кроме того, легче понять их логику и смысл. Факты имеют различную протяженность во времени, что является важнейшим их свойством.
Классификация фактов. Выделяются факты, отражающие количественные и качественные характеристики объектов. Также факты подразделяются по сферам деятельности: факты социальной деятельности, экономической, организационной, психологической, политической и т.д. Выделяются факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность, первичных, степень их достоверности.
Большое значение в проведении исследования имеет выделение фактов научных, отделение их от обыденных. Научные факты — это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.
Для организации и проведения исследований необходим не просто набор разнообразных и разнородных фактов, а система фактов, которая определяется как целостная совокупность взаимосвязанных фактов. Только система фактов позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы, построить научную концепцию.
Формирование такой системы фактов требует и системной работы с фактами, основанной на единой логике исследования, установленной цели и научной гипотезе. Такая система работы с фактами определяется понятием фактология исследования. А сформированная в результате фактологической деятельности система фактов представляет собой фактологическую базу исследования [1, с. 37 - 38].
Фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами [4, с. 56].
Принципы фактологического обеспечения исследования. Принцип проверки на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.
Принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настолько полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.
Принцип научной ценности фактов, можно его также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.
Принцип соответствия предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.
Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.
Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.
Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация. При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не торопиться с выводами, ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследования [4, с. 59 - 60].
Фактологическая база исследования имеет определенную структуру. Эта база содержит в себе разделы во всем основным направлениям исследования; подразделы по более частным направлениям; отдельные пункты по конкретным показателям и характеристикам. Все они тесно связаны между собой и взаимосогласованы.
Процедура формирования фактологической базы включает в себя следующие действия:
1) определение основных разделов, подразделов и конкретных пунктов фактологической базы;
2) установление конкретной совокупности фактических данных по каждому конкретному пункту фактологической базы;
3) определение методов и способов получения конкретных фактических данных;
4) установление способов определения достоверности фактических данных;
5) определение конкретных исполнителей, осуществляющих сбор фактических материалов с закреплением за отдельными разделами и подразделами;
6) установление взаимосогласованности между отдельными исполнителями;
7) определение лиц, осуществляющих обобщение собранных материалов;
8) сбор фактических материалов;
9) обобщение фактических материалов и сведение их в единую фактологическую базу.
Можно выделить некоторые наиболее характерные искажения фактологической базы:
- преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих одностороннее представление о действительности, проблем и тенденций развития, формирует деформированное понимание;
- подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;
- искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;
- фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;
- абсолютизация отдельных фактов, что рождает ложное представление о действительности, ограничивает мышление.
Основными формами работы с фактологическим материалом являются: сбор, классификация, систематизация, обработка фактологической информации [5, с. 45].
Сбор – на данном этапе происходит накапливание необходимой для проведения исследований информации, оценка ее качества, отбор и первичная группировка по внешним признакам. Данный этап начинается процедурой планирования сбора данных. На этом этапе определяется степень детализации информации, а также доля ее достоверности. По результатам сбора проводится группировка, классификация и систематизация полученной информации.
Группировка – широко применяется во всех видах исследований процессов. Она представляет собой упорядочение первичной статистической информации по одному признаку, в соответствие с которым производится дифференциация объектов исследования на отдельные группы. Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, уровню образования и т.д.
Классификация – предполагает предварительное выделение оснований, по которым будет происходить группировка информации в соответствие с целями исследования. Классификация помогает исследователю более рационально выполнить работу с базами данных. При этом он закладывает основу для более адекватного способа получения новых данных. Систематизация закрепляет результаты проделанной работы, соотнося их с базовыми принципами накопления информации: временем, местом получении, сферой ответственности исполнителей, воздействующими факторами и пр.
Начало обработки информации закладывается уже на стадии ее сбора. В ходе обработки информации ей придается форма, которая отвечает нормам ее формализованного учета. Одним из ключевых инструментов обработки информации является ее кодирование (например, коды административно-территориальных образований).
В процессе работы исследователь имеет дело с информацией двух типов: первичной и вторичной. Первичная информация предполагает использование данных, непосредственно отобранных в соответствии с целями проводимого исследования. При работе с первичной информацией исследователь сам обобщает и классифицирует ее на основе им же сформулированных признаков. Вторичная информация представляет собой фактологически материал, собранный безотносительно к целям настоящего исследования. Эта информация используется для проверки выдвинутых в ходе исследований гипотез.
Требования к оценке качества фактологической информации:
- релевантность. Приобщение к информационной базе данных, касающихся только конкретной проблемы, объекта, цели и периода времени;
- информационная емкость. Призвана снять проблему неопределенности или неполноты информации о свойствах и признаках исследуемого объекта;
- измеримость. Она означает возможность кодирования полученной информации или е перевод на формализованный язык;
- точность. Информация делает ее использование правомерным для вынесения заключений в соответствии с заявленными целями исследования [5, с. 63].