Публичное право мусульман: понятие государства




Мусульманское право: общая характеристика

Возникновение

Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.

Эволюция

В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:

племенной аристократии;

рабовладельцев;

формирующегося класса земельных собственников.

В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы:

государственной верхушки,

землевладельцев,

богатых купцов,

мусульманского духовенства.

Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).

Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.

Характерные черты:

-относительная целостность,

-конфессиональный принцип,

-постепенное превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,

-с утверждением главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.

Источники мусульманского права

1.КОРАН - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье).

2.СУННА - состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

3.ИДЖМА - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

4.ФЕТВА - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам.

5.КИЯС (с 10 в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола.

6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.

Основные мазхабы ислама

В Мусульманской религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).

Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.

Публичное право мусульман: понятие государства

Понятия гос-ва нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во.

Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский.

Своеобразная теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.

Задачи существования исламского гос-ва:

1.защита Веры от неверных.

2.прозелитизм - пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти.

Организация гос-ва:

1.халиф - религиозные вопросы;

2.визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: