МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ПО ВЫПОЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов заочной формы обучения

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

для специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам)»

углубленная подготовка

по междисциплинарному курсу

МДК 01.01 Организация социально-культурной деятельности

по теме: Основы психологии и педагогики

2 курс 1 семестр

Киров, 2016


Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Организация социально-культурной деятельности» по теме: Основы психологии и педагогики (2 курс 1 семестр) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность» (вид: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений) среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года, № 1356.

Разработчик(и):

КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» преподаватель Кононова Л.В.
МЕСТО РАБОТЫ ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ

 

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________ Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г. Председатель ПЦК ________________________ /______________/  
  Одобрено Методическим советом колледжа Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Методические указания. 4

2. Рекомендуемая литература. 6

3. Варианты контрольных заданий. 7

4. Критерии оценки. 8

5. Приложения. 9

 

 


Методические указания

Большинство изучаемых тем предусматривает выполнение самостоятельной работы студентами. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретических вопросов по теме, самопроверку изученного с помощью контрольных вопросов, выполнение практических упражнений и заданий. Список рекомендуемой литературы прилагается.

Результат самостоятельной работы студента оценивается на зачете на 46 курсе в1 семестре. Для повышения эффективности усвоения рекомендуется делать конспекты по указанным вопросам и письменно выполнять предложенные упражнения. После выполненных заданий по одной теме должен быть сделан вывод о значении данной работы для саморазвития. После выполненной работы необходимо написать рефлексивный отчет о возможностях применения полученных знаний для личностного и профессионального развития. При возникновении затруднений студенты могут обратиться к педагогу за консультацией.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

· пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;

· общаться и работать с людьми разного возраста;

· правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

· анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методические материалами;

знать:

· основные понятия психологии (психику, сознание, личность, индивида, потребности, мотива, интереса, вкуса, ценностных ориентаций личности, мышления, эмоций, чувств);

· закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности;

· методы психологической диагностики личности;

· понятия: этнопсихология, национальный характер;

· особенности детской и подростковой психологии;

· особенности психологии художественного творчества, связь интуиции и творчества;

· основные понятия педагогики (воспитание, образование, развитие учащихся);

· этапы истории педагогики;

· роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка;

· понятия о дидактике и методике преподавания, цели, задачи, содержание и формы педагогического процесса, средства обучения;

· требования к личности педагога;

· закономерности межличностных и внутригрупповых отношений, нормы делового общения, профессиональной этики и этикета работника культуры и педагога;

· методические основы организации и планирования учебно-образовательного процесса;

· порядок ведения учебно-методической документации

Предполагаемые формы контроля по курсу:

контрольная работа на 2 курсе во 3 семестре, дифференцированный зачёт на 2 курсе 5 семестре.

Промежуточный контроль проводиться в форме защиты

самостоятельно выполненных контрольных работ по заданным темам,

итоговый контроль осуществляется путем сдачи экзамена.

Зачетные требования сводятся к следующему: умение студента четко и ясно излагать ответ по теоретическому вопросу контрольной работы; ответить на дополнительно задаваемые вопросы преподавателя; знание основной терминологии по предмету и применение этих знаний в письменных ответах проверочной работы; умение осуществлять самоанализ профессиональных и личностных особенностей в общении и ставить цели саморазвития. При проверке усвоения программы акцент делается на усвоении базовых психологических и педагогических терминов, гибкость знаний, умение применять их в практической деятельности.

На экзамен студент приносит выполненную, проверенную и с исправленными ошибками (после проверки) контрольную работу.

При проверке преподаватель может задать вопросы по контрольной работе,

дополнительные вопросы по задачам

Рекомендации по выполнению контрольных работ:

· выбрать тему контрольной работы (согласно номеру по списку);

· ознакомиться со списком рекомендованной литературы;

· ознакомиться с дополнительными источниками, раскрывающими

данный вопрос;

· обозначить цель, содержание и параграфы (1-3) работы;

· выбрать задачу в приложениях (согласно номеру варианта);

· решить задачу

· в соответствии с требованиями по написанию контрольных работ оформить работу;

· подготовиться к защите контрольной работы (четко представлять –

цель изучения данной темы, выводы по параграфам и общий вывод по

рассматриваемой теме).

 

 

2. Рекомендуемая литература

1. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие/М.Р. Битянова. – 2-е изд., доп. И прераб. – СПб.: Питер,2008. – 368с.

2. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 ч.-М.:Владос,2008.

3 Грецов А.Г. Практическая психология для подростов и родителей / А.Г.Грецов. – Спб.: Питер, 2006.-224с.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов/М.И.Еникеев. -4-е изд., прераб. И доп. – М.: Проспект,2007. -440с.

4 Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И Еникеев. – Котельнич: Проспект,2006.-560с.

4. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебное пособие/ М.В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. –М.: Изд-во Моск. псих-соц. Ин-та,2005.-304с.

5. Ермолаева М.В.Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов/ М.В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. –М.: Изд-во Моск. псих-соц. Ин-та,2005.-376с.

6. Казанская К.О. Возрастная психология: Конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам/ К.О Казанская. –М.: А-Приор,2008.-160.

7. Кравченко А.И. Общая психология: Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.: Проспект,2008.-432с.

8. Микляева А.В. Я-подросток: Программа уроков психологии/ А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2006. – 336с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений/ В.С. Мухина. -11-е изд., перераб. И доп. – М.: Академия,2007. -640с.

10. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память/ Т.Б. Никитина. -М.:АСТ-ПРЕСС Книга,2006.-320с.

11. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов ВУЗов/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -5-е изд., стереотип. –М.: Академия,2006.-192с.

12. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для ВУЗов/ В.И.Петрушин. – 2-е изд. –М.:Академический проект,2008.-400с.

13. Платонов Ю.П. Социальная поведение: Учебное пособие для ВУЗов/Ю.П.Платонов.- Спб.: Питер,2006.-464с.

14. Потемкина О. Тесты для подростков/О.Потемкина, Е.Потемкина. – Котельнич: АСТ-ПРЕСС Книга, 2006.-320с.

Варианты контрольных заданий

1 вариант.

1 вопрос. Развитие психики в животном мире.

2 вопрос. Методы исследования возрастной психологии.

3 вопрос. Предмет и задачи педагогики. Основные понятия: воспитание, образование, развитие.

4 вопрос. Основные этапы истории педагогики.

Задача.

2 вариант.

1 вопрос. Общение, как ведущий вид деятельности.

2 вопрос. Познавательная сфера дошкольника.

3 вопрос. Роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка.

 

 

3 вариант.

1 вопрос. Игра, как ведущий вид деятельности.

2 вопрос. Нравственная сфера дошкольника.

3 вопрос. Педагогика сотрудничества.

4 вопрос Влияние сотрудничества на учебную деятельность.

 

4 вариант.

1 вопрос. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания у детей.

2 вопрос. Психологическая готовность детей к школе.

3 вопрос. Общее понятие о дидактике и методике преподавания.

 

 

5 вариант.

1 вопрос. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Психологическая характеристика темпераментов.

2 вопрос. Проблемы подросткового возраста.

3 вопрос. Педагог: профессия и личность. Требования к личности педагога.

 

 

6 вариант.

1 вопрос. Понятие о характере. Черты характера.

2 вопрос. Познавательная сфера подростка.

3 вопрос. Содержание образования. Образовательный стандарт, учебный план, образовательная программа, конспект занятия.

 

 

7 вариант.

1 вопрос. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния человека. Регуляция эмоциональных состояний.

2 вопрос. Нравственная сфера подростка.

3 вопрос. Понятие «этнопедагогика». Современные проекты и программы в области этнокультурного и этнохудожественного образования.

 

8 вариант.

1 вопрос. Способности. Виды способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей у детей.

2 вопрос. Психологические особенности юношеского возраста.

3 вопрос. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей. Индивидуальная художественно-творческая работа с детьми.

 

9 вариант.

1 вопрос. Воля. Структура волевого действия. Волевые черты характера.

2 вопрос. Факторы, влияющие на развитие психики.

3 вопрос. Педагогический процесс, его цели, задачи, содержание, формы, средства и методы.

Критерии оценки контрольной работы

1. Соответствие содержания теме.

2. Глубина, полнота раскрытия темы.

3. Логика изложения материала.

4. Терминологическая четкость.

5. Уровень навыков самостоятельной работы с литературой.

6. Соблюдение требований к оформлению контрольной работы.

Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы. В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа направляется студенту для повторного выполнения. К повторно выполненной работе необходимо приложить первую редакцию.

Приложения

Задача№ 1.

По каким внешним признакам следует судить о невнимании ученика на уроке?

Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлён в окно, точнее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеётся. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель переводит взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущён, он порывается что-то крикнуть. Учитель задаёт Мише вопрос. Миша недоумённо молчит. (По Э. Ш. Натанзон.)

 

Задача №2.

Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т. д. (По П. А. Рудику.)

Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь

преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца.… Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. (Л.Н. Толстой. Война и мир. Собр. соч. в 20 т., т. 5, с. 176)

В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили. (По Б. А. Душкову, Ф. П. Космолинскому.)

Г. Во 2 классе учитель, показав детям репы, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.

Учитель: Валя, тебе понравилась репа?

Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька?

Ученица: Горькая.

Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются,

морщатся. (По Занкову Л. В.)

Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А. П. Чехов. Ванька. Собр. соч. в 12 т., т. 4, с. 584.)

Задача №3.

Определите, какие виды памяти были задействованы каждом случае.

Поясните свой ответ.

А. Два путешественника были застигнуты приливом на скале в море. Они спаслись и после передали свои впечатления. Один запомнил то, как и куда пошёл, где прыгну, куда наступил. Другой ничего подобного не помнил. Зато мог вспомнить, что переживал: сначала восторг, потом тревогу, надежду, наконец - панику.

Б. один из исследователей Северной Америки рассказывал, что когда он показал

индейцам журнал с иллюстрациями, они стали обводить ножами контуры

понравившихся рисунков. На вопрос: «Зачем?» - ответили: «Чтобы запомнить». (По Д. Я. Богдановой.)

 

Задача №4.

Выделите отрывки, в которых изображают преимущественно

познавательные процессы, и отрывки, изображающие преимущественно эмоции и чувства. По каким признакам вы это определили?

А. Ученик 1 класса, рассказывая по картинке, перечисляет изображённые предметы: «Два мальчика…ведро…собачка…»(По В. С. Мерлину.)

Б. Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние,…а краски! Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков - желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная…(А. А. Фадеев. Молодая гвардия.)

Задача №5.

Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.

Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно

вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему

«Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог

правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.(По В. С. Мерлину.)

Задача №6.

Прочитайте характеристику ребёнка.

Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.

Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.

 

Задача №7.

Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).

1.Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты,

мимика, изображение.

2.Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3.Грамматические связи выражены наиболее полно.

4.В значительной степени непроизвольная речь.

5.Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6.Заранее планируемая и программируемая речь.

7.Грамматически бессвязная форма речи.

8.Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика.

9.Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены

предыдущими высказываниями собеседников.

10.Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11.Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.

12.Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения. (По В. С. Мерлину.)

Задача №8.

На основании характеристики определите тип темперамента

школьника. Какие свойства темперамента проявляются в этой характеристике?

А. Виктор, 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно, не злобив, но для товарища ленится что-либо сделать, в разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо,

привязчив. (По И. М. Палею.)

Б. Борис, 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, ещё не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до конца. (По И. М. Палею.)

В. Саша, 3 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашёл в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно переживает их. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. (По И. М. Палею.)

Г. Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела?»- обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым

требованиям. Весьма разговорчива. (По И. М. Палею.)

 

Задача №9.

Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

Б. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»

В. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске. (По В. С. Мерлину.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: