Пальчиковая гимнастика
(комплекс упражнений для детей от 1 года до 3 лет)
Известно, что развитие мелкой моторики пальцев является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития. Поэтому упражнения для пальцев рук - развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключил еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Эти все выводы не случайны. Действительно, пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
|
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, маленькие мячики, игрушки с пищалками.
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верное выполнение).
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, нужно взять руку ребенка в свою и выполнять вместе с ним. Можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют энергичные движения кистями рук («месим тесто», «забиваем гвоздик», «капусту рубим, морковку трём»).
Стихи в сочетании с пальчиковыми играми могут быть предложены и детям младшего школьного возраста. В этом случае игры с пальчиками используют в качестве отдыха на уроке или при выполнении домашних заданий.
|
Ладони на столе»
Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз.
На счет «Раз» - пальцы врозь, «Два» - вместе.
Пальчики здороваются»
Ребёнок сидит, руки держит перед собой.
На счет «раз» соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.
Человечек»
Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков».
Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем - левой.
Дети бегут наперегонки»
Движения, описанные в предыдущем упражнении («Человечек»), обе руки выполняют одновременно.
Коза»
Ребёнок изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки (средний и безымянный пальцы согнуты).
«У козы торчат рога,
Может забодать она».
(Подключая звуки «Ме-е-е»).
Козлята»
То же упражнение (описанное выше), но выполняется обеими руками одновременно.
Очки»
Ребенок изображает «очки», образовав два кружочка из большого и
указательного пальцев обеих рук и соединив их.
Зайчик»
Ребенок вытягивает вверх указательный и средний пальцы; большой, безымянный и мизинец соединяет, поочередно обеими руками.
«Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат».
Ладошка – кулачок – ребро»
Ребенок сидит за столом. На счет «раз» кладет руки на стол ладонями вниз, «два» — сжимает кулачки, «три» — кладет кисти ребром.
Деревья»
Малыш поднимает обе руки ладонями к себе — «деревья стоят».
Широко разводит пальцы — «ветки раскинулись».
|
Гнездо»
Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
Пчела»
Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси (подключая звуки«Ж-ж-ж»).
Паук»
Все пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Стихотворения на выбор:
1) Паучок вьет паутинку.
Он плетет свою картинку.
Он живет одной работой.
Лишь единственной заботой.
2) Паук, спустившись с паутинки,
Засел на листике в травинке.
Паук- охотник,- не простак,
Подкарауливал зевак.
Стол»
Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально
левую руку.
Мост»
Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
Ежик»
Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Бочонок с водой»
Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
18. Игра «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так.
Так головки убирали.
19. Игра «Сорока»
При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. На слова «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца.
«Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!»
20. Игра «Пальчик-мальчик»
Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
21. Игра «Белка»
Малыш держит руку ладошкой кверху. Указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочередно загибает пальцы.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
22. Игра «Этот пальчик»
Ребенок поочередно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем —
на другой, начиная с большого:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Затем поочередно сгибает пальцы:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не буди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
(либо последняя фраза «Нам играть идти пора»).
23. Игра «По грибы»
Малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
24. Игра «Апельсин»
Малыш поочередно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная
с мизинца:
Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота.
Эта долька для ежа.
Эта долька для бобра.
Эта долька для чижа.
Ну, а волку кожура.
25. Игра «Ну-ка, братцы, за работу!»
Ребенок разгибает пальцы, на одной руке, поочередно постукивая по
ним указательным пальцем другой руки:
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять