Порядок проведения инвентаризации




Понятие и виды инвентаризации

Применяемое в бухгалтерском учете сплошное документирование операций не исключает возможности возникновения в хозяйственной деятельности практически любой организации отдельных фактов, которые не могут быть зарегистрированы на момент их совершения. К ним можно отнести естественную убыль, недостачу или порчу имущества сверх норм естественной убыли, возможные ошибки при принятии на учет имущества, злоупотребления со стороны материально ответственных лиц, хищения имущества или денежных средств и др.

Выявление документально не оформленных хозяйственных операций осуществляется путем инвентаризации, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие имущества, его состояние и оценка. Выявленные по результатам проведенной инвентаризации неучтенные хозяйственные операции должны быть оформлены соответствующими документами, т.е. должно быть проведено документирование выявленных неучтенных операций.

Инвентаризация предназначена для проверки наличия, состояния и оценки имущества организации путем сопоставления данных бухгалтерского учета и фактических данных. Кроме имущества, инвентаризации также подлежат финансовые обязательства организации.

Требования к проведению инвентаризации имущества и активов, предъявляемые бухгалтерским законодательством к организациям содержатся в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011г № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Кроме того порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).

 

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

- при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Помимо обязательной инвентаризации различают такие виды инвентаризаций, как:

- плановая инвентаризация, проводимая в заранее установленные сроки, утверждаемые руководителем организации. Кроме того, к плановым инвентаризациям относится и инвентаризация, проводимая организацией перед составлением годового отчета;

- внеплановая инвентаризация, проводимая внезапно, вне графика. Такой вид инвентаризации, как правило, используется для дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества торговой фирмы.

Также по степени охвата проверяемых видов имущества и финансовых обязательств инвентаризации подразделяются на полные и выборочные. Выборочные инвентаризации предполагают проведение инвентаризационной проверки только одной или нескольких областей бухгалтерского учета.

Для целей инвентаризации под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материально-производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков и займы.

 

Порядок проведения инвентаризации

Процесс проведения инвентаризации состоит из следующих основных этапов:

1) подготовка к инвентаризации;

2) проведение инвентаризации;

3) оформление результатов инвентаризации и их анализ;

4) проведение контрольных проверок результатов проведенной инвентаризации;

5) отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Инвентаризации подлежат все виды имущества организации независимо от их местонахождения и все виды финансовых обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации и утверждаются в виде приложения к приказу об учетной политике организации. Данный порядок определяет количество плановых инвентаризации в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств организации, проверяемых в ходе каждой инвентаризации. Исключением из этого порядка являются законодательно установленные случаи, когда проведение инвентаризации обязательно.

На этапе подготовки инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав комиссии рекомендуется включать представителей администрации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Также в нее можно включить представителей службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя организации, который оформляется в соответствии с унифицированной формой № ИНВ-22. Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма № ИНВ –23). Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Инвентаризация имущества должна проводиться по местонахождению имущества и материально ответственному лицу (при обязательном его участии). Проведение инвентаризации не допускается при неполном составе инвентаризационной комиссии.

Руководитель организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия товаров в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.

Бухгалтерия готовит инвентаризационные описи, не заполняя графу "По данным бухгалтерского учета", по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации, не менее чем в двух экземплярах. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально-ответственным лицам для заполнения графы "Фактическое наличие" с указанием сроков заполнения.

Материально-ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все имущество, оформить все приходные и расходные документы.

Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков товаров:

¾ пломбирует помещения, в которых находятся товары;

¾ проверяет весы, мерную тару;

¾ получает от материально-ответственных лиц отчеты со всеми документами, подтверждающими движение товаров и денежных средств, а также расписку.

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) основных средств, нематериальных активов и иного имущества. Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально-ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение имущества.

На этапе проведения инвентаризации определяется фактическое наличие имущества путем его подсчета, взвешивания и обмера. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится, как правило, в порядке расположения ценностей в помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость, дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

На этапе оформления результатов инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи и или акты не менее чем в двух экземплярах, которые могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми записями правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Наличие незаполненных строк в инвентаризационных описях не допускается, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

В целях обеспечения достоверности полученных данных по окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (ф. № ИНВ-25).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: