Из законодательного акта




История – 14

Часть 1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) ограничение срока крестьянских переходов Юрьевым днём

2) издание манифеста о трёхдневной барщине

3) война Алой и Белой розы в Англии

     

 

2. Установите соответствиемеждусобытиямиигодами:ккаждойпозиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Куликовская битва Б) указ «О вольных хлебопашцах» В) окончание Крымской войны Г) Новоторговый устав 1) 1803 г. 2) 1223 г. 3) 1147 г. 4) 1667 г. 5) 1856 г. 6) 1380 г.
А Б В Г  
         
           

 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, отражают процесс закрепощения крестьян в XV-XVII вв.

1) пожилое; 2) Соборное уложение; 3) Табель о рангах; 4) заповедные лета; 5) указ «Об обязанных крестьянах»; 6) Юрьев день.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

   

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».

Ответ: _____________________

 

5. Установите соответствие между событиями военной истории и их участниками. К каждой позициии первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

УЧАСТНИКИ СОБЫТИЯ
А) Дмитрий Боброк-Волынский Б) Кузьма Минин В) Александр Меншиков Г) Григорий Потемкин 1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г. 2) Куликовская битва 3) стояние на реке Угре 4) Северная война 5) Псковское сидение 6) присоединение Крыма
А Б В Г  
         
           

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ

А) «…пришёл в Киев; тотчас повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. И приволочивши Перуна, ввергли его в Днепр. И приставил (людей), сказав: «Если где пристанет, отталкивайте его от берега, пока не пройдет порогов; а тогда бросьте его». Эти люди сделали, как было повелено. Когда они пустили Перуна, и он прошёл сквозь пороги, выкинуло его ветром на отмель; и от этого прослыла она, как отмель Перуна, как слывёт и до сего дня».

Б) «...Пришел Святополк с печенегами, с большой силой. Собрал множество воинов и вышел против него на Альту, стал на месте, где убили Бориса, поднял руки к небу и сказал: «Кровь брата моего вопиет к тебе, владыка»... Когда он сказал это, пошли враги друг против друга, и покрылось поле около Альты с обеих сторон множеством воинов. Тогда была пятница; восходило солнце, сошлись оба войска, была страшная битва, какой не было на Руси, бились врукопашную, трижды сходились, текла кровь ручьями. К вечеру одолел, а Святополк убежал».

1) Описываемые в отрывке события происходили в XI веке.

2) Упоминаемый в отрывке князь стал одним из первых русских православных святых.

3) В отрывке упоминается языческий бог, который был покровителем домашнего скота.

4) В период правления князя, имя которого пропущено в отрывке, в Киеве была построена Десятинная церковь.

5) Князь, имя которого пропущено в отрывке, получил прозвище Красно Солнышко.

6) Упоминаемые в отрывке кочевники были союзниками русских князей в битве на Калке.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

События (процессы, явления) Участники  
А) покушение на императора Александра II 1) Иван Калита, Михаил Ярославич Тверской  
Б) съезд князей в Любече 2) Петр Первый, Ф. Прокопович  
В) отмена патриаршества в России 3) С.Л. Перовская, А.И. Желябов  
Г) деятельность Избранной рады 4) Святополк Изяславич, Владимир Мономах  
  5) Н.А. Бестужев, П.Г. Каховский  
  6) А.Ф. Адашев, Сильвестр  
А Б В Г
       

 

8. Заполните пустыеячейкитаблицы,используяпредставленныевприведённомнижеспискеданные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие Десятилетие Участник
Открытие Америки ___________________(А) Христофор Колумб
Съезд князей в Любече ___________________(Б) ___________________(В)
___________________(Г) 1470-е гг. Дмитрий Борецкий
___________________(Д) 1570-е гг. ___________________(Е)

Пропущенные элементы:

1)980-е гг.

2)присоединение к России Астраханского ханства

3)битва на реке Шелони

4)разгром войск крымского хана при Молодях

5)Владимир Мономах

6)1490-е гг.

7)Михаил Воротынский

8)1090-е гг.

9)Владимир Красное Солнышко

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

 

9. Прочтите отрывок из указа российского императора.

«1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприоб­ретённых или родовых крестьян своих поодиночке или це­лым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли..., то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводите­ля к министру внутренних дел для рассмотрения и пред­ставления нам...

4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым услови­ям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в дру­гие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состо­яние свободных хлебопашцев.

На сем основании Правительствующий сенат не оставит учинить все нужные распоряжения.

Контрассигнировал (т. е. скрепил печатью) министр внутренних дел граф Виктор Кочубей».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) министр внутренних дел, скрепивший печатью доку­мент, входил в состав Негласного комитета.

2) указ подписал император Павел I

3) на основании этого указа свободу получили более 30% крепостных крестьян

4) указ предполагал личное освобождение крестьян с на­делом земли

5) указ был подписан в 1803 г.

6) в период подписания указа особым влиянием на импера­тора пользовался А.А. Аракчеев

     

10. Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2».

Ответ: ________________

 

11. Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» (ответ напишите словом).

Ответ:_______________

 

12.Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ, обозначенных на схеме жирной чертой.

Ответ:____________________________

 

13. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберитетри суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, подкоторыми они указаны.

1) В городах, обозначенных цифрами «2» и «3», до вхождения в состав единого Русского государства существовала республиканская форма правления.

2) Следствием провала похода, обозначенного чёрными стрелками, стало освобождение Русского государства от ордынского ига.

3) Город, обозначенный цифрой «1», вошёл в состав единого Русского государства в 1478 г.

4) Ордынское войско в походе, обозначенном чёрными стрелками, возглавлял Мамай.

5) Город, обозначенный цифрой «2», вошёл в состав единого Русского государства в 1485 г.

6) Города, обозначенные цифрами «4» и «5», были отвоёваны Русским государством у Великого княжества Литовского.

     

 

 

14. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры Характеристики
А) Казанский собор в Санкт-Петербурге 1) автор – К. П. Брюллов
Б) «Повесть о житии Александра Невского» 2) герой произведения жил в XIII в.
В) икона «Троица» 3) данный памятник культуры создан в начале XIX в.
Г) картина «Всадница» 4) автор – Афанасий Никитин
  5) автор – Андрей Рублев
  6) автор был отправлен в ссылку за это произведение
А Б В Г
       

 


 

15. Какие суждения о медали, изображённой на рисунке, являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Среди участников войны, отмеченных этой медалью, были М.А. Милорадович и Н.Н. Раевский.

2) Война, участники которой получали эту медаль, завершилась победой России.

3) Медаль украшена вензелями двух императоров, так как император, при котором началась война, в ходе неё лишился трона в результате дворцового переворота.

4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена данная медаль, был подписан в Париже.

5) Война, участники которой получали эту медаль, стала одной из причин реформы, изменившей социальную структуру российского общества.

   

 

16. Какие из представленных ниже картин относятся к художественному направлению, возникшему в России в годы правления императора, при котором завершилась связанная с медалью война? В ответе запишите цифры, под которыми эти картины указаны.

   

 

Часть 2

Из законодательного акта

«...По указам предков наших, великих государей, со­борным уложением положено... отцам детей своих в дви­жимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а женам, после умерших мужей, давать из по­местий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году... дядя наш, его императорское ве­личество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упа­дали. Но... отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем дру­гие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не толь­ко ненависти и ссоры произошли, но некоторые,... и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское ве­личество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины имено­вать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, по­ступать по нижеследующим пунктам:

После умершего мужа изо всего его недвижимого име­ния, какого бы звания за ним ни было, из жилого и пу­стого, давать жене его со ста по пятнадцати четвертей, в вечное владение, а из движимого имения по уложению, а собственным их приданым имениям и что они, будучи замужем, куплею себе или после родственников, по на­следству присовокупили, быть при них, не зачитывая того в ту указную дачу что надлежит дать из мужней (соб­ственности); а дочерям, при братьях, как из недвижимо­го, так и из движимого, против матери или мачехи, по­ловину».

 

17. Назовите десятилетие, когда вышел данный указ. Какой государь (государыня) его издал(-а)? О каком царе («дяде нашем») идёт речь в тексте?

 

18. Какой порядок раздела имения между наследниками вво­дился данным указом? Какими причинами объяснялась не­обходимость его введения? Как данный указ защищал иму­щественные права женщин?

 

19. Укажите, чем поместье отличалось от вотчины. Назовите, указ, по которому окончательно было ликвидировано раз­личие между поместьем и вотчиной. Какую норму преды­дущего закона отменял данный указ?

 

20. В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г.

Укажите три причины, которые заставляли их так поступать, несмотря на то, что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.

 

21. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политика Екатерины II не соответствовала идеалам просветителей,поклонницей которых провозглашала себя императрица».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

 

22. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов

истории России:

1) 1237 – 1480 гг.;2) 1741 – 1761 гг.;3) 1953 –1964 гг.

В сочинении необходимо:

–указать не менее двух событий(явлений, процессов), относящихсяк данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знаниеисторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавшихмежду событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периодаистории.

Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайтеодну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: