Сложное синтаксическое целое. Тема. Абзац




Мера выразительности

Всегда ли надо говорить ярко и образно? Выразительность не нужна в абсолютно формальной бытовой ситуации (продавец-покупатель, пассажир-пассажир); когда говорят об обычных вещать; в публицистическом стиле не всегда уместны метафоры.

Говорящий должен подчиняться правилам Грайса (говорить правду, в меру, не уклоняться от темы, говорить ясно, точно, последовательно). Эти правила - уважение прав слушающего - в современном мире часто нарушаются. Часто ответственность лежит на слушающих (жаргон, брань - провоцируются реакцией слушающих). В силу большей информированности аудитория стала менее внушаемой.

Сквернословие и брань (русский мат)

Появилась в 16-17 веке в результате переосмысления слов нерусского происхождения. Нецензурная лексика - средство выброса отрицательных эмоций. Однако, сейчас мат теряет свою функцию. Сквернословие недопустимо в речи культурных людей и особенно в официальной речи, в отношении младшие-старшие, между представителями противоположного пола.

Автор речи

Представления и хорошем авторе исторически менялись. Многое зависит от заинтересованности человека, умения себя держать, его интеллектуального багажа. В обратном случае человек может добиться только краткосрочного успеха путём мунипуляции. Хороший оратор должен учитывать аудиторию (кол-во, возраст, образовательный уровень, пожилая аудитория - самая сложная). Он параметров аудитории зависит использование приёмов (приём повтора: хорошо в публицистической или научно-популярной речи).

Периферийные слои

Периферийные слои лучше использовать ограничено. Однако, есть жанры, в которых употребление периферийной лексики является нормой (IT).

Подходы к описанию монологической речи

Текст - это сообщение, которое обладает членимостью, завершённостью, состоящее из названия и ряда особых единиц - сверхфразовые единицы.

Сложное синтаксическое целое. Тема. Абзац

Текст имеет сложную структуру. Основная единица текста - сверхфразовое единство, или сложное синтаксическое целое. Это группа предложений, которая объединяется интонационно, логически, грамматически, тематически. Некоторые учёные считают единицей текста абзац. Текст, как правило, делится на абзацы. Однако, деление текста на абзацы - деление индивидуально-авторское. В больш-ве случае членение текстов на абзацы и на сложные синтаксические целые совпадает.

Тема - это предмет повествования. Тема понимается как объект рассмотрения. В тексте можно выделить главную тему и разделить его на подтемы. Другой подход ориентирован а отражение отношения между явлениями, фактами и событиями. Он нашёл отражение в делении на функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Эти отношения проявляются на уровне связи между предложениями.

Существуют несколько типов функционально-смысловых типов речи:

1. Монологическое описание - информация об одновременных признаках предмета (описание внешности человека, химического элемента).

2. Монологическое повествование - тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях (динамический набор меняющихся признаков).

3. Монологическое рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки (цепь логических умозаключений).

4. Общее место - тип рассуждений, прямо не связанных отношениями логики, но навеянных общей темой.

Успех устной монологической речи определяется тем, соответствует устная монологическая речь в целом или её отдельные части теме. У речи есть композиция.

Композиция:

1. Зачин - начало речи. Содержит этикетные формы, а также комплименты аудитории, чтобы расположить к выступающему. Речь лучше начинать ярко, использовать какой-то образный пример.

2. Вступление - часть, которая подготавливает восприятие всей речи, содержит концепцию автора, актуальность и общественную значимость.

3. Основная часть. В ней выдвигаются тезисы, которые предстоит доказать.

4. Заключение - итог. Должно быть отработано особенно тщательно. В заключении повторяются основные положения, подчёркивается связь между ними, ставятся задачи перед аудиторией.

5. Концовка. Сдержит этикетные формы. Оптимально связать концовку с началом речи.

Все части монолога должны быть связаны. Связность - черта текста, но она существует и в устной речи.

Существует несколько способов достижения связности в устном тексте:

1. Когезия - особый вид сцепления, связей, которые обозначают пространственно-временные отношения (во-первых, во-вторых).

2. Ретроспекция - способ связи, отсылающий слушателя к тому, что было раньше.

3. Проспекция - способ связи, отсылающий слушателя к тому, что будет дальше (об этом мы поговорим позднее).

Языковые средства

1. Личные местоимения (я, мы). Местоимение "мы", "мы с вами" устанавливает контакт с аудиторией.

2. Глаголы. Объединяют со слушателем (вернёмся, скажем, поясним).

3. Вводные конструкции.

4. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным (известно, что; понятно, что).

5. Побудительные предложения (отметьте, прочитайте).

6. Вопросы как фигуры речи.

Этикет ораторской речи

Этикет ораторской речи - определённые формы обращения, принятые в данной аудитории, необходимые для установления контакта, поддерживающие определённую тональность общения. Устанавливают характер отношений.

Подготовка выступления

Существуют разные подходы. Одни авторы утверждают, что готовить выступление не надо. Больш-во авторов считает, что выступление готовить надо! Однако, время на подготовку различается: зависит от жанра, от ситуации. Сторонники точки зрения о том, что готовить не надо, приводят пример импровизацию.

Этапы подготовки:

1. Уяснить тему выступления (тема влияет не расположение и на связь частей).

2. Оценки аудитории:

- количество (много/мало)

- возраст

- национальность

- время суток (утомляемость аудитории)

- наличие вспомогательных средств

3. Отбор фактов. Факты должны быть самые яркие, самые доказательные.

4. Составление речи.

5. Репетиция. Сначала внутренний монолог (прочитать текст про себя), потом внешний монолог (орфоэпия, темп, членение на фразы). Темп речи нужно чередовать.

Как осуществлять контакт с аудиторией? Текст надо произносить, а не читать.

Типы монолога

Критерии:

1. Время подготовки: фиксированное и нефиксированное.

2. Содержание монолога: состоятельность и несостоятельность мыслей.

3. Форма монолога: самостоятельная и несамостоятельна.

4. Установка или её отсутствие на воспроизведение.

Типы монолога:

1. Монолог, подготовленный заранее. Передаёт содержание текста в готовой форме. При подготовке установка на воспроизведение.

2. Монолог-сообщение. Готовиться заранее, но передаёт содержание кратко. При подготовке установка на воспроизведение.

3. Монолог, подготовленный заранее, выражающий точку зрения говорящего, но в неготовой форме. Процесс подготовки не ограничен во времени. Например, интервью.

4. Монолог, не подготовленный заранее, в котором излагается точка зрения, не имеющая готовой формы. Самый трудный тип монолога. Например, дискуссия. Формальная сторона должна быть автоматизирована.

Диалогическая речь

Диалогическая речь всегда ситуативна. Она осуществляется с опорой на речевую ситуацию. Речевая ситуация - это условие, делающее речь необходимой.

Диалог состоит из реплик-стимулов и реплик-реакций. Реплика-реакция может по своему составу полностью или частично совпадать с репликой-стимулом. При этом в репликах-реакциях возможно явление неполноты (эллипсис).

Типы диалога по критерию ситуативности:

1. Диалог установления контакта.

2. Диалог-сообщение.

3. Диалог-волеизъявление.

Типы диалога по критерию темы:

1. Дискуссия.

2. Полемика.

3. Тематическая беседа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: