| №
| Этап урока
| Продолжительность
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| Планируемый результат
|
| Предм.
| Метапр.
| Личностн.
|
|
| Организационно-мотивационный
| 2 мин
| -Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли у Вас готово к уроку и лежит на парте.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто здесь хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
А теперь, чтобы начать работу, отгадайте загадку:
«Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?»
Что это за время года?
| Внимательно слушают учителя.
Зима.
| -
| Р:контролируют свою деятельность
| -
|
|
| Актуализация опорных знаний
| 5 мин
| 1 Подготовка к восприятию.
- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину
И. Грабаря?
-Что изобразил художник на своей картине?
- Какие деревья в этом лесу?
- Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен?
- Сосны покрыты иголками- хвоей, и если мы прислушаемся в
таком лесу, то что можем услышать? - Какие ещё деревья нарисовал художник?
- Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно
описать эти деревья.
- Зима – удивительное время года
она бывает разной: радостной,
весёлой, торжественной, холодной, величавой, неуютной и даже злой.
- Чем вам нравится зима? А чем не нравится? Какие стихотворения
о зиме вы помните? Кто является авторомэтих стихов?
|
Смотрят на представленные репродукции картин.
- Торжественное, и в то же время возникает ощущение
холода и мороза.
Зимний лес.
Сосновый бор, сосняк.
Шорох, еле слышный звон.
Березы, осины.
Пушистые, сказочные, мохнатые.
| -
| Р:контролируют свою деятельность
| Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе
|
|
| Сообщение темы урока, определение целей урока.
| 5 мин
|
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. А. Есенина «
Поёт зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно.
(Демонстрация портрета С.А. Есенина)
- Сергей Александрович Есенин – прекрасный русский поэт. Он
родился и вырос в селе Константиново, около города Рязани, на берегу
реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах.
- Послушайте стихотворение и постарайтесь представить те
картины, которые описывает поэт.
| Внимательно слушают учителя, слушают стихотворение.
| Знаю биографию поэта.
| Р.: умеют контролировать свое поведение
| Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе
|
|
| Составление плана по разрешению затруднения
| 5 мин
| 2. Первичное восприятие: Учитель читает стихотворение наизусть. Чтение сопровождается музыкой из цикла А.П. Чайковского «Времена года»
3. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
-Какие картины представили, слушая произведение?
- Прочитайте стихотворение про себя и отметьте карандашом слова и
выражения, значение которых вам непонятно.
| Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
| Дают оценку прочитанному.
| Р: Контролируют свою деятельность на уроке
К: Взаимодействуют в группе
П: выделяют информацию в предложенном тексте
| Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе
|
|
| Реализация выбранного проекта
| 15 мин
| 4. Повторное чтение. Словарно – лексическая работа.
Учитель сопровождает объяснение чтением толкования слов из словаря Ожегова.
Затруднение у учащихся могут вызвать следующие слова:
Аукает – кричит.
Баюкает- укачивает, напевая.
Стозвоном сосняка - сто звонов
Озябли – испытали чувство холода, страдают от холода.
Пташки – маленькие птички.
Стучит по ставням свешенным-
Ставня – дощатая или железная створка для прикрытия окна.
- Прочитайте первую часть стихотворения.
- Как автор описывает зиму? Что она делает?
- О ком так можно сказать? Как называется такой приём в литературе?
- Какое настроение возникает у вас при чтении строк про облака?
- С помощью каких слов Есенину удалось создать такое настроение?
- Прочитайте вторую часть стихотворения.
- О чём автор пишет в этой части?
- Он называет её ласково «метелица». Но как он к ней относится?
Из каких слов это видно?
- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части.
-Как он её теперь называет?
-Какая она?
- Какие слова помогают нам это понять?
- О ком Есенин ещё пишет в стихотворении?
- Как вы думаете, почему он пишет именно о них?
- Какие слова он употребляет, чтобы передать своё отношение к воробышкам?
- С кем сравнивает Сергей Александрович птичек? Зачитайте. Почему?
Как называется такой приём в литературе?
- О чём мечтают воробышки?
-Прочитайте, о какой весне они мечтают.
-Как называет поэт весну? На кого
она похожа? Что это за литературный приём?
- Найдите рифмующиеся слова. Какая это рифма?
- А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению. Что изобразил художник? Какими он изобразил птичек? Какие краски он выбрал?
- Представьте, что вы художники. Какую иллюстрацию нарисовали бы вы? Какие подберёте краски? Почему?
Работа над основными компонентами интонации.
Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? С каким
чувством? Посмотрите на «Словарь настроений» он вам поможет выбрать
нужный ответ.
Все ли части стихотворения надо читать с одинаковой
интонацией? Почему?
- В каком темпе мы будем читать это стихотворение? Почему?
- В каком темпе мы будем читать это стихотворение? Почему?
- Где можно увеличить темп чтения? Для чего?
- Где необходимо делать паузы при чтении?
- Возьмите карандаши, давайте составим «партитуру чтения». (отрывок)
Поёт зима – аукает, \
Мохнатый лес баюкает \
Стозвоном сосняка. \\
Кругом с тоской глубокою\
Плывут в страну далёкую \
Седые облака. \\
- Какие слова мы будем выделять голосом при чтении?
Учитель корректирует по необходимости работу учащихся с помощью наводящих вопросов.
- Теперь прочтём стихотворение медленно, соблюдая паузы, логические ударения хором.
|
Работают со стихотворением.
Дети называют слова и выражения с незнакомым для них
лексическим значением, объясняют их значение коллективно.
Аукает, баюкает лес.
О ребенке.
Олицетворение.
Грустное, печальное.
«С тоской глубокою, в страну далёкую, седые облака»
О метелице.
Любуется, но опасается.
«Ковром шелковым
стелется, но больно холодна».
Вьюга.
«Злая», «сердитая».
С рёвом бешенным, стучит, злится
всё сильней.
О воробышках.
Они маленькие, беззащитные, очень бедствуют от холода и голода зимой.
Голодные, усталые, дремлют у мерзлого окна, жмутся поплотней.
Они одиноки также как и дети у которых нет мамы, беззащитны, голодны,
их некому пожалеть и утешить.
О том, что скоро придёт весна, станет тепло,
весело
На юную красивую девушку. Олицетворение.
О вьюге, зиме - тревожно, о воробышках- с чувством
жалости, нежности, сочувствия и о весне - радостно.
Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек.
Когда мы читаем о вьюге,
чтобы показать, как она бушует и злится.
В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.
Дети под руководством учителя расставляют паузы.
Ученики читают по строчке, расставляя логические ударения и
объясняя свою точку зрения.
| Дают оценку прочитанному, находят эпитеты, олицетворение, метафору
| Р: Контролируют свою деятельность на уроке
К: Взаимодействуют в группе
П: выделяют информацию в предложенном тексте
| Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе
|
|
| Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
| 5 мин
| 7. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подготовьтесь читать
его выразительно.
Далее проводится «Конкурс чтецов». (3-4 человека) Чтение каждого ученика обсуждается коллективно и оценивается. Очень важно, чтобы каждый ребёнок получил удовлетворение от своего прочтения. Замечания учителя и пожелания одноклассников должны быть выражены в предельно корректной
форме.
|
Читают. Готовятся. Выступают.
| Самостоятельно читают текст, выбирают интонации.
| Р: Контролируют свою деятельность на уроке
П: выделяют информацию в предложенном тексте
| Проявляют интерес к проблемам бережного отношения к природе
|
|
| Рефлексия
| 2 мин
| А теперь давайте покажем наши сигнальные карточки. Если вам понравился урок и вы довольны своей работой – поднимите улыбающийся смайлик, а если урок показался вам скучным и неинтересным, что-то вызвало у вас затруднения – грустные смайлики.
| Поднимают сигнальные карточки.
| -
| Р: Контролируют свою деятельность на уроке
К: Взаимодействуют в группе
| -
|
|
| Заключительный орг. момент
| 1 мин
| Запишите ваше домашнее задание: «Выразительное чтение стихотворения «Поет зима – аукает…» наизусть».
| Записывают домашнее задание.
| -
| Р: Контролируют свою деятельность на уроке.
| -
|
| | | | | | | | | |