История развития туризма в Крыму




Проблема обеспечения безопасности путешествий и предупреждения несчастных случаев не может быть рассмотрена в отрыве от истории развития туризма. Поэтому, прежде чем приступить к анализу происшествий с туристами в Крымских горах, проследим хотя бы в общих чертах этапы зарождения и становления туризма как вида отдыха и спорта. Интересно заметить, что многие виды туризма в нашей стране - пешеходный, конный, автомобильный, спелеотуризм, скалолазание - зародились на Крымском полуострове.

6 мая 1890 г. в Одессе на общем собрании учредителей создается Крымский горный клуб - первая в России официальная туристская организация. Правда, еще в 1877 г. на Кавказе, в Тифлисе, при Обществе естествоиспытателей возник было альпийский клуб по образцу зарубежных. Однако рассчитанный на ограниченный круг людей из привилегированных классов, он просуществовал всего два года.

Крымский оказался жизнеспособнее своего кавказского предшественника. Прологом к появлению горного клуба послужили учебные экскурсии. В 1876 г. под руководством профессора И. А. Головкинского, известного гидрогеолога, студенты Новороссийского университета совершили поход по горному Крыму. Три многодневные экскурсии в Севастополь, окрестности Бахчисарая и Симферополя соответственно в 1886, 1888 и 1889 г. провела Симферопольская мужская гимназия. Отчеты о проведенных экскурсиях, написанные учителями и напечатанные отдельными книгами, по содержанию и доступности изложенного материала явились первыми учебными пособиями по крымоведению.

Задолго до создания горного клуба в Ялте существовал "Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор", который объединял местную интеллигенцию. Организатором и руководителем его был врач В. Н. Дмитриев. Кружок разработал короткие прогулочные маршруты вдоль Южнобережья, известные сейчас как тропы Боткинская, Штангеевская, Солнечная и др. Члены кружка устраивали и дальние походы - на Ай-Петри, Чатырдаг, в "пещерные города". Таким образом, еще до появления клуба, пешеходные экскурсии уже получили распространение в Крыму.

Учредителями и первыми членами Крымского горного клуба были передовые прогрессивно настроенные ученые, врачи, юристы, писатели, известные исследователи Крыма. Устав клуба разработал геолог Ю. А. Листов. По материалам его гипсометрических и барометрических изысканий, проведенных в 1887-1888 гг., были определены абсолютные высоты более 190 пунктов. Председателем правления клуба стал горный инженер Л. П. Долинский, автор многих научных трудов, в том числе известной работы "О полезных минералах Крыма". Секретарем клуба был избран видный ученый А. А. Лебединцев, занимавшийся изучением природных ресурсов юга Украины.

Основатели и члены Крымского горного клуба заложили прочный фундамент развития туризма в России. Они организовывали научно-краеведческие и познавательные экскурсии, разрабатывали маршруты, проводили собственные экспедиции, широко пропагандировали "посещение и исследование горных местностей учеными, художниками и туристами" и оказывали им всяческую поддержку и содействие.

Горный клуб не случайно был назван Крымским *, хотя и родился в Одессе. Он стал той общественной организацией, которая взяла на себя обязанность проводить "научные исследования Таврических гор и распространение собираемых о них сведений". Правление клуба с этой задачей справлялось блестяще, судя по обилию статей о Крыме, публиковавшихся в "Записках Крымского горного клуба" **.

*в начале нынешнего века он стал именоваться Крымско-Кавказским.

**издавались с 1891 г.

Естествоиспытателей поддерживали многие видные врачи - С. П. Боткин, В. В. Святловский, В. Н. Дмитриев, И. Ф. Лебедев, Ф. Т. Штангеев и другие, которые мечтали превратить Южный берег Крыма в популярную здравницу для всех нуждающихся в лечении и отдыхе, в том числе и для "неимущего класса общества".

Крымский горный клуб быстро снискал себе популярность. Уже на следующий год после создания его отделения появились в Ялте, Севастополе, позже в Екатеринославе (Днепропетровск) и во многих городах Кавказа.

"Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор" в Ялте был узаконен как "Ялтинское отделение Крымского горного клуба". Председателем правления стал организатор и руководитель "Кружка" врач В. Н. Дмитриев. Он сам водил экскурсии, обошел почти весь полуостров. Отчеты о походах в виде статей В. Н. Дмитриев публиковал в "Записках Крымского горного клуба", постоянно подчеркивая благотворное влияние природы на здоровье человека. "Два-три дня, проведенные вдали от городской сутолоки, от всей искусственной обстановки, которой мы так искусно портим наши нервы, сделают гораздо больше добра, чем полные курса лечения гидро..., электро... и прочими... пиями" *, - писал он более 80 лет назад. Его советы не потеряли своей ценности и в наши дни.

*Дмитриев В. Н. Поездка в горную часть Крыма: Записки Крымского горного клуба. - Вып. 2. - Одесса, 1892. с. 20.

"Ялтинское отделение Крымского горного клуба" сыграло существенную роль в развитии туризма и экскурсий на Южном берегу. Членами его в разные годы были инженер-строитель и археолог Л. А. Бертье-Делагард, будущий геолог А. С. Моисеев, ботаники И. В. Ваньков и Е. В. Вульф, климатолог И. М. Педдакас и др. В "Ялтинском отделении" было более ста человек, которые объединялись по секциям.

Секция пешеходных экскурсий разработала маршруты по Южному берегу от мыса Айя до Алушты и далее к Карадагу, на Чатырдаг и через Ай-Петри в окрестности Бахчисарая. К 1916 г. 21 маршрут был подготовлен к эксплуатации. Каждый маршрут имел собственную маркировку и знак, которые ежегодно перед сезоном обновлялись. Экскурсионный сезон длился с начала марта по конец октября, в остальное время года экскурсии в горы проводились с разрешения правления клуба.

В 1893 г. на нижнем плато Чатырдага между пещерами Тысячеголовая и Холодная на средства клуба был построен первый горный приют - "каменный сарай с железной крышей и простым очагом". Вмещал он 10 человек. С мая по октябрь при нем находился сторож, у которого можно было приобрести свечи и еду. Услугами приюта бесплатно пользовались только члены клуба, а "прочие" платили по таксе - 20 копеек за ночь. Посещение пещер "прочим" обходилось в 10 копеек за каждую пещеру. Осмотр ледяного колодца, оборудованного деревянной лестницей, стоил 30 копеек.

Среди экскурсантов наибольшим успехом пользовались экипажные экскурсии. Сначала путешествовали на обычных телегах, с получением доходов клуб стал арендовать линейки на резиновом и железном ходу. Основная масса экскурсантов предпочитала линейки на резиновом ходу, что свидетельствует о плохом состоянии южнобережных дорог. В 1914 г. было организовано более 430 таких экскурсий.

С ростом популярности клуба росло количество экскурсантов. Если в 1897 г. в 276 экскурсиях приняли участие 3000 человек, то в 1902 г. - более 8000. К 1914 г. общее число пешеходных и экипажных экскурсий превысило 700, а количество участников возросло до 15 000.

Члены клуба проводили большую работу по пропаганде охраны природы среди участников похода. Примечательно, что в лесах Южного берега уже тогда велась борьба с разгильдяйством и беспечностью туристов, служивших одной из причин пожаров. Отсюда строгое предупреждение всем, отправляющимся в горы: "Замеченные в лесу в курении и раскладывании костров препровождаются членами лесной стражи к ближайшему полицейскому начальнику для выяснения личности и привлечения к ответственности".

Крымско-Кавказский горный клуб внес большой вклад в развитие туризма. Его учредители правильно определили цели и задачи туризма - изучать свое отечество через научно-познавательные ближние и дальние путешествия. И все же клуб оставался детищем своего времени. Он не избежал социальных ограничений. Членом клуба мог стать далеко не каждый, а "неимущему сословию" даже стоимость экскурсий была не по карману. Туризм в этих условиях неизбежно приспосабливался к потребностям буржуазии, приобретал развлекательный характер.

Кроме Крымско-Кавказского горного клуба, на экскурсиях и походах по Крыму специализировались различные общественные организации и частные конторы. В 1895 г. появляется Российское общество туристов (РОТ), оно открывает свои филиалы во многих городах. В 1910 г. в Симферополе создано Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы. Его экскурсионная комиссия периодически проводила походы по горному и предгорному Крыму. Члены этого общества издали несколько содержательных путеводителей.

Крымско-Кавказский горный клуб и другие туристско-экскурсионные организации того времени просуществовали до 1917 года.

Туризм как активный отдых и вид спорта получил общее признание и стал массовым только в советское время. В декабре 1920 г., после освобождения Крыма от врангелевцев, В. И. Ленин подписал декрет "Об использовании Крыма для лечения трудящихся", а уже в 1921 г. Южный берег Крыма принял первых отдыхающих. Летом 1923 г. возобновляет свою работу Российское общество туристов (РОТ), в Ялте открываются частные экскурсионные конторы и бюро.

Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы, председателем которого стал известный ботаник Е. В. Вульф, приступает к изучению Крыма и прилегающих районов "в естественно-историческом отношении и популяризации знаний". В состав правления входили геолог Н. Н. Клепинин, климатолог Н. А. Лоидис, ботаник Л. А. Яната, зоолог И. И. Пузанов, санитарный врач С. А. Дзевановский и др. Члены общества внесли неоценимый вклад в исследование природных ресурсов полуострова, дали рекомендации по их использованию.

При обществе плодотворно работали комиссии по охране природы и секция крымоведения, которая занималась организацией экскурсий по Крыму, разработкой маршрутов, подготовкой руководителей экскурсий.

В 1923-1925 гг. активизируется туристско-экскурсионная работа профсоюзов. При Крымском совете профсоюзов создается Бюро рабочих экскурсий (Симферополь) и организуется Крымское экскурсионное бюро (КЭБ) при "Содружестве крымских культурных работников", а также Бюро экскурсий при Политпросвете в Севастополе.

В это время в Крыму получает распространение автомобиль, который вытесняет линейки и фаэтоны. Акционерное общество "Крымкурсо" наряду с перевозками пассажиров практикует автоэкскурсии по Крыму с оплатой по твердо установленной таксе. Общество владело 57 автобусами и 31 легковой машиной. Сравните: ныне в одной Ялте ежедневно выходят на трассы около 400 автобусов и 270 такси.

Перечисленные экскурсионные организации обслуживали туристов, прибывавших в Крым преимущественно по путевкам или по заявкам предприятий. Основная же масса отдыхающих, приезжавших в отпуск или на каникулы, вынуждена была пользоваться услугами частных контор и бюро. В одной Ялте их насчитывалось более 15, и между ними шла конкурентная борьба за клиентов, которая, естественно, не способствовала дальнейшему развитию туризма, порождала экскурсионную халтуру. Туризм стал терять свой просветительский характер.

Почти десять лет продолжалась борьба с буржуазными пережитками в туризме, шли поиски наиболее рациональных организационных форм туристско-экскурсионной работы.

В 1926 г. при Наркомпросе РСФСР было создано Объединенное экскурсионное бюро (ОЭБ), куда вошли Бюро дальних экскурсий Института методов внешкольной работы, Экскурсионное бюро при Главполитпросвете и Экскурсионное бюро при музейном отделе Главнауки. Объединенное экскурсионное бюро просуществовало недолго, уже б конце 1928 г. оно было ликвидировано, так как в стране появилось акционерное общество "Советский турист" ("Совтур"). Это общество окончательно вытеснило частные туристские конторы и бюро.

"Совтур" использовал в Крыму пять маршрутов, продолжительностью от 10 до 20 дней. В основном они были комбинированные - пешеходно-автомобильно-морские. Общество имело свои турбазы, или, как тогда их называли, Дома туристов, сезонные приюты в Краснолесье, Соколином, на Ай-Петри и в других местах, арендовало гостиницы во всех городах Крыма. На свои маршруты общество "Совтур" распространяло платные путевки. Однако создание акционерного общества "Советский турист" не решило проблемы самодеятельного туризма, а с ростом благосостояния трудящихся количество приезжающих в Крым без путевок увеличивалось с каждым годом.

В мае 1928 г. в Москве состоялась первая конференция самодеятельных туристов. На базе Российского общества туристов (РОТ) было создано Общество пролетарского туризма (ОПТ). Первичной основой общества стали туристские секции на заводах и фабриках, в учебных заведениях и частях Красной Армии. По всей стране создавались городские и районные советы общества. На следующий же год такие советы появились в Симферополе и Ялте.

Общество пролетарского туризма вело борьбу с акционерным обществом "Совтур", которое игнорировало туристскую работу с местным населением и не признавало самодеятельный туризм.

В марте 1930 г. произошло слияние ОПТ с обществом "Совтур" и возникла единая туристско-экскурсионная организация - Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

В это время усиливается роль профсоюзных спортивных обществ, занимающихся развитием физической культуры и спорта в низовых коллективах - на предприятиях и учебных заведениях. Туризм и альпинизм оказались оторванными от общей системы физического воспитания и спорта. Поэтому в 1936 г. ОПТЭ ликвидируется, а вся туристско-экскурсионная работа передается ВЦСПС - его специально созданному управлению. На местах появляются территориальные туристско-экскурсионные управления (ТЭУ).

Накануне Великой Отечественной войны Крымское ТЭУ имело 12 Домов туриста, использовало 10 всесоюзных маршрутов продолжительностью от 10 до 21 дня и 22 местных маршрута, рассчитанных на 1-5 дней. Туристский сезон длился с мая по ноябрь. ТЭУ организовывало пешеходные, автомобильные и морские экскурсии и прогулки.

В годы войны местные турбазы и приюты были сильно разрушены. Но уже в 1946 г. турбаза в Ялте приняла первых послевоенных туристов. В этом же году во многих городах стали работать местные экскурсионные бюро.

В 1962 г. произошла реорганизация туристско-экскурсионного управления ВЦСПС. На его базе создается Центральный совет по туризму, а на местах - республиканские и областные. Крымское ТЭУ становится Крымским областным советом по туризму. В 1971 г. Всесоюзное общество "Знание" передало экскурсионное дело Центральному совету по туризму, которое стало называться советом по туризму и экскурсиям.

В настоящее время Крымский областной совет по туризму и экскурсиям располагает 18 комфортабельными турбазами в городах Симферополе, Севастополе, Евпатории, Феодосии, Бахчисарае, Алуште, Ялте, а также в п. г. т. Гурзуф. По горной части Крыма и Южному берегу проложено 56 всесоюзных и республиканских туристских пешеходных и более 400 экскурсионных маршрутов, по которым ежегодно проходит около 300 тыс. плановых туристов и около 9 млн. экскурсантов.

С природными, археологическими, военно-историческими памятниками Крыма знакомят курортников и отдыхающих 8 бюро путешествий и экскурсий, а в п. г. т. Судак - экскурсионное бюро. Они проводят одно- и двухдневные пешеходные и автомобильные групповые экскурсии, а также организуют путешествия по стране (в поездах, самолетах) и круизы по Черному морю.

С 1947 г. в Крыму получил развитие новый вид спорта - спортивное скалолазание. Идея проводить соревнования по технике преодоления скальных маршрутов родилась на Кавказе. Сначала эти соревнования были задуманы как проверка технической и физической подготовки инструкторов альпинизма, с целью повышения их мастерства. Они вылились, на удивление, в захватывающие состязания и увлекли молодежь. И здесь не последнюю роль сыграл Крым. Скальные стены Главной гряды по своей протяженности и набору препятствий удовлетворяют любые запросы альпинистов, а разнообразие маршрутов позволяет использовать все приемы скалолазания.

Осенью 1948 г. в районе Ореанды состоялось официальное первенство ВЦСПС по спортивному скалолазанию, в котором участвовало девять команд. С 1955 г. стали проводиться чемпионаты страны по этому новому виду спорта, в 1966 г. введены спортивные разряды по скалолазанию - от третьего до мастера спорта. При федерации альпинизма был создан Комитет по спортивному скалолазанию. Из года в год усложнялись скальные маршруты и совершенствовались правила соревнований, появились новые его виды, такие, например, как "крымская связка" и др.

В 1971 г. советские скалолазы собрались на свое очередное первенство, в честь 25-летия зарождения этого вида спорта. Альпинисты из Венгрии, МНР, Чехословакии, Польши, Австрии, Италии, Испании, ФРГ, Югославии и Японии, принявшие участие в юбилейных соревнованиях, дали высокую оценку "русскому скалолазанию", как они назвали этот вид спорта. В 1978 г. в Крыму были проведены уже 2-е международные соревнования по спортивному скалолазанию с участием альпинистов из восьми стран. Это свидетельствует о полном признании "русского способа" преодоления скал и о признании Крыма как лучшего скалодрома для подобных состязаний.

В будущем, на наш взгляд, для развития и популяризации скалолазания необходимо создать в Крыму многосменные (по типу альпинистских) лагеря для подготовки скалолазов.

Крым - классическая карстовая область. Здесь насчитывается более 1000 полостей от небольших по размерам гротов и скальных навесов до пещерной системы Кизил-Коба, протяженностью 13 км., и шахты Солдатской глубиной 500 м. Поэтому неудивительно, что в Крыму получил широкое распространение занимательный и романтический вид спорта - спелеотуризм. В 1958 г. при Институте минеральных ресурсов в Симферополе была создана первая в стране секция пещерного туризма. В 1961 г. на Ай-Петри состоялся первый всесоюзный слет спелеологов, в котором приняли участие 110 представителей из 14 городов страны. На слете были обсуждены задачи дальнейшего развития спелеотуризма, состоялся обмен опытом, знаниями *.

* История отечественного спелеотуризма подробно описана в книге В. Н. Дублянского и В. В. Илюхина "Вслед за каплей воды". - М.: Мысль, 1971.

Заканчивая краткий обзор развития отечественного туризма, который приобрел современные организационные формы после длительных поисков и реорганизаций, повторим, что только в советское время туризм в нашей стране стал массовым движением миллионов людей самых разных возрастов и профессий. Крым является своеобразным барометром, указывающим на постоянно растущее благосостояние граждан нашей страны. Это подтверждается ежегодным увеличением количества туристов и экскурсантов, приезжающих в Крым на лечение и отдых.

Одновременно с развитием туризма шли поиски более совершенных форм профилактической работы по обеспечению безопасности туристских маршрутов. В начале деятельности Крымско-Кавказского горного клуба за безопасность туристов несли ответственность проводники, которых набирали из числа местных жителей. Они хорошо знали местность и все ее особенности. Надо добавить, что первые пешеходные маршруты Крыма были почти безопасны, так как проходили по заросшим тележным дорогам и старым исхоженным тропам Южного берега.

Вполне вероятно, что чрезвычайные происшествия участились тогда, когда были проложены маршруты по Главной гряде Крымских гор. О ЧП, естественно, в ту пору умалчивали, чтобы не отпугивать клиентов. Тем не менее ясно, что именно чрезвычайные происшествия во время путешествий и экскурсий вынудили правление клуба отпустить значительные средства на профилактические мероприятия: благоустройство опасных участков троп, маркировку маршрутов особыми знаками. Для проводников была составлена специальная инструкция, разработаны "Правила проведения экипажных экскурсий" и т. д. Перед выходом на маршрут экскурсантов знакомили с правилами поведения в горах. Как показало время, правление клуба избрало правильный путь предупреждения несчастных случаев. Многие из их начинаний ныне получили признание и дальнейшее развитие.

В те времена самостоятельные путешествия по горному Крыму отдельные лица или небольшие группы совершали очень редко, причем обычно нанимали опытных проводников (согласно советам путеводителей).

До революции горный Крым для большинства приезжих оставался неизвестным и труднодоступным. В какой-то мере этому способствовали путеводители и прочие популярные издания, в основном пропагандировавшие красоты и многообразие природы Южного берега. О горной части полуострова в них умалчивалось или, наоборот, расписывались трудности плохих дорог, малонаселенность, отсутствие удобных мест для остановок. Вот почему Большой каньон Крыма, например, очень популярный сейчас экскурсионный объект, приобрел известность у туристов лишь в 1924 г., после съемки и показа кинофильма о нем.

Несмотря на малую посещаемость горного Крыма, несчастные случаи были не редкость, но причинами их никто не интересовался: это было личным делом пострадавшего.

В книге "По нехоженому Крыму" И. И. Пузанов приводит рассказ наблюдателя Ай-Петринской метеостанции К. Ф. Левандовского о трагической гибели ботаника-любителя И. В. Ванькова: "Представьте себе, он решил навестить меня зимой и, поднявшись из Ялты на Яйлу, был застигнут под вечер страшной вьюгой. Долго ли он бродил по Яйле, я не знаю, но утром, когда вьюга утихла, я нашел окоченевший труп его в сотне шагов от моего дома" *.

*Пузанов И. И. По нехоженому Крыму, - М.: Географгиз, 1964, с. 223.

Другая трагедия произошла в районе Карадага. Будучи студентом, А. Е. Ферсман приехал на древний вулкан со слушательницей исторических курсов некой Шурочкой. В Сердоликовой бухте они нашли великолепную жилу розового агата. В азарте, отбивая образцы, Шурочка поднялась по отвесной скале и не удержалась. И, как пишет А. Е. Ферсман, "дальше я ничего не помню... Кроме острого крика, шума падающих каменных глыб, плеска воды и потом - мертвой, мертвой тишины. Ее тело нашли только через три дня, оно было прибито волнами на прекрасную гальку Сердоликовой бухты".

Эти примеры свидетельствуют о том, что Крымские горы, как и любые другие, всегда были и остаются опасными для людей, пренебрегающих мерами предосторожности.

С развитием туризма появилась необходимость в постоянно действующей спасательной службе, которая занималась бы профилактикой и предупреждением несчастных случаев, оказывала бы своевременную помощь терпящим бедствие в горах. Такая служба возникла у нас в стране еще в 30-х годах. После Великой Отечественной войны была создана и по мере освоения туристами горных районов расширялась туристская Контрольно-спасательная служба (КСС). В Крыму она организована в 1964 г

 

Печальная статистика

По данным Контрольно-спасательной службы Крыма за 15 лет (1964-1978) на туристских тропах полуострова потерпели аварию 645 человек. Из них 96 погибли, 204 получили серьезные травмы, а остальные 345 вышли из аварийного положения (не без помощи спасателей) целыми и относительно невредимыми.

Прежде чем приступить к анализу несчастных случаев в горном Крыму, уточним отдельные понятия. Несчастный случай - это авария, катастрофа, сопровождающаяся человеческими жертвами, увечьями. На страницах этой книги анализируются и аварийные ситуации, т. е. ситуации, которые могли бы закончиться трагически, если бы сами туристы не нашли какой-то выход из критического положения или если бы спасатели не выручили их.

Приводим объяснительную записку одного из туристов, попавшего в беду: "Я, Петр С. 1954 года рождения, проживаю в Москве. Учусь в институте инженеров транспорта. 7 сентября с группой отдыхающих в количестве 3-х человек пошел от с. Морское в сторону Нового Света. У мыса Ай-Фока я решил залезть на скалу, чтобы сфотографировать. На высоте 40 м. от тропы у меня из-под ног вывалился камень и я едва успел ухватиться за скалу, имеющую уклон в этом месте 80°. На скале, едва держась, я висел более 16 часов, пока не вызвали из Феодосии спасателей, которые и сняли меня. Еще немного и я бы упал, так как больше не было сил висеть. Большое им спасибо".

Включение в анализ подобных случаев, едва не закончившихся катастрофой, оправдано, так как они дают подробную информацию о причинах данных происшествий.

Однако книга не претендует на полноту анализа всех аварийных ситуаций. В ней отсутствуют, например, данные о количестве легких травм, которые оказались таковыми лишь по счастливой случайности. Из анализа несчастных случаев исключены и те, которые не связаны с активными способами передвижения туристов: данные об автомобильных катастрофах, имевших место при использовании туристами необорудованного для перевозки людей автотранспорта, данные об утонувших в море и внутренних водоемах, а также данные о травмах, полученных до или после прохождения маршрута.

При анализе аварийных ситуаций учитывались сезоны года и месяцы, уровень спортивной подготовки пострадавших, их возраст, форма организации похода и т. д. Полученные данные сгруппированы в таблицы, отражены в графиках.

Зависимость числа происшествий от сезонов года (табл. 1) в Крыму - крупном туристско-экскурсионном районе - особенно заметна. Максимум тяжелых и средних травм (37,5%), а также случаев гибели туристов (45,9%) падает на летний период, когда резко возрастает количество путешествующих и отдыхающих. Окончание летнего курортного сезона, естественно, ведет к спаду всех происшествий.

Таблица 1. Зависимость числа происшествий от сезона года, спортивной подготовки туристов, формы ортанизации похода, % (за 1964-1978 гг.)

Происшествия Общее кол-во случае чел. Мужчины Женщины Сезоны года Местные туристы Приезжие туристы Спортивная подготовка Форма организации похода
зима весна лето осень инструктора разрядники новички туристы по путевкам спорт. группы неорг. туристы
Смертельный исход   83,4 16,6 18,9 21,8 45,9 13,4     3,2   83,8      
Средние и тяжелые травмы   77,3 22,7 21,5 24,0 37,5 17,0 24,9 75,1 1,2 12,3 86,5 9,3 20,5 70,2
Заблудившиеся   - - 44,7 39,4 13,2 2,7 52,6 47,4 - - - 7,8 5,2  
Застрявшие на скалах   91,4 8,6 - 19,0 48,2 32,8 16,1 83,9 - -   - -  


При анализе выяснилось, что распределение происшествий с туристами по месяцам тоже имеет свою закономерность. Она отражена графически на рисунке 1.

Рисунок 1. Аварийные ситуации в горном Крыму.
 
А - несчастные случаи с летальным исходом, Б - несчастные случаи с травмами, В - происшествия с заблудившимися, Г - происшествия с застрявшими на скалах.


Сходные по характеру кривые А (смертные случаи) и Б (травмы) фиксируют три вспышки - в феврале, июле и августе, ноябре. На февраль приходится более 50% погибших и 67% травмированных от общего числа за весь зимний период. Объясняется это тем, что в феврале устанавливается более или менее постоянная морозная погода и стабильным делается снежный покров, позволяющий устраивать лыжные соревнования, веселые праздники "Крымская зима". Однако зимний отдых в горах Крыма не организован еще должным образом, местные туристы не приучены к суровым зимним условиям и особенно к низким температурам воздуха. Поэтому наблюдается значительное количество обморожений. Наибольший процент пострадавших в этот период составляют именно местные туристы.

Ранней весной, когда погода неустойчива - тепло чередуется с резкими похолоданиями, часты туманы и заморозки в горах, численность путешествующих уменьшается. Уменьшается и число происшествий на туристских тропах.

С конца апреля количество происшествий начинает устойчиво расти и достигает максимума в июле и августе - в период массового заезда в Крым отдыхающих. На эти два месяца падает в среднем 1/3 всех несчастных случаев за год. Число пострадавших увеличивается преимущественно за счет приезжих (88% всех случаев за летний период). Летом крымчане путешествуют за пределами области или отдают предпочтение пассивному отдыху у моря.

К закрытию летнего сезона наблюдается общий спад катастроф на туристских тропах и только небольшой "пик" несчастных случаев приходится на ноябрь месяц, когда в Крыму еще тепло и в ноябрьские праздники "набегает" подряд несколько дней отдыха. В этот период отмечается кратковременный приезд туристских групп из соседних областей и городов - Запорожья, Днепропетровска, Харькова, Донецка, Одессы.

Другой вид имеют кривые В (заблудившиеся) и Г (застрявшие на скалах). Наибольшее количество групп теряют ориентировку в зимне-весенний период, когда погодные условия резко меняются в течение суток. Высокий процент зимних спасательных работ приходится на январь, а весенних - на май. Летом и осенью число вызовов спасателей на розыск заблудившихся туристских групп минимальное: большая интенсивность движения групп по маршрутам, усиленный контроль со стороны лесников, благоприятные условия ночевок (с любым снаряжением) позволяют туристам исправлять свои ошибки и самостоятельно выходить из затруднительного положения.

Происшествия на скалах наблюдаются чаше летом, хотя бывают они и весной - в мае, а точнее - на майские праздники. В эти дни, как правило, происходит 100% всех несчастных случаев за весенний период, и в основном с приезжими любителями крымских скал.

Таким образом, численность всех происшествий на туристских тропах - гибель туристов, травмы, потеря ориентировки и т. д.- возрастает, начиная с зимне-весеннего периода, и достигает своего апогея в июле и августе - в разгар курортного сезона. С окончанием его наблюдается резкий спад в общем числе происшествий. Здесь налицо прямая зависимость между числом путешествующих и количеством аварий.

Анализ показывает, что основная доля происшествий с туристами падает на приезжих. Соотношение числа аварий с приезжими и местными туристами показано на рисунке 2.

Рисунок 2. Несчастные случаи с местными и приезжими туристами.
 
1 - местные, 2 - приезжие.

Высокий процент травмированных (75,1) и погибших (56) приезжих туристов можно объяснить отсутствием у пострадавших знаний о Крыме вообще и об особенностях его горного рельефа и погодно-климатических условиях в частности. Это подтверждает, и опрос плановых туристов. Большое число случаев падения с вертикальных обрывов у приезжих туристов можно объяснить тем, что 90% потерпевших являлись жителями равнинных территорий и, отправляясь в поход, не представляли себе всю сложность горного маршрута: горы им казались доступными и не опасными.

Высокий процент пострадавших дают жители крупных промышленных центров - Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Ворошиловграда, Горького и др. Выборочный анализ за пять лет (1973-1978) показал, что в среднем за год больше половины всех несчастных случаев (51%) происходит с жителями первых трех указанных городов.

На долю местных туристов, в отличие от приезжих, наибольшее количество аварий выпадает в зимний период: жители только двух городов - Симферополя и Севастополя - дают в сумме 66,6% всех происшествий с крымскими любителями горных путешествий.

Количество происшествий на туристских тропах зависит от формы организации путешествия. Туристов подразделяют на путешествующих по путевкам (плановый туризм) и без путевок (самодеятельный, или спортивный, туризм). Последний зачастую неоправданно называют неорганизованным, так как спортивные группы мало пользуются услугами туристских предприятий и учреждений.

Однако и плановый, и самодеятельный туризм - это туризм организованный.

Плановые туристы приобретают путевки в профсоюзных организациях по месту работы или учебы на заранее подготовленные маршруты и путешествуют под руководством опытных инструкторов, хорошо знающих маршрут, его трудности, возможные опасности. Инструктор несет полную ответственность за соблюдение мер безопасности на маршруте, поэтому с плановыми туристами происходит наименьшее количество несчастных случаев. Однако и на их долю приходится 9,3% травмированных от общего числа. Каковы же причины?

Во-первых, комплектование плановой туристской группы носит во всех отношениях случайный характер. По данным анкетирования, 58,6% плановых туристов имеют физическую подготовку ниже норм ГТО, 38,5% ни разу не были в туристских походах. Так что независимо от желания работников турбаз многие группы формируются в основном из туристов слабо подготовленных к многодневным путешествиям. Такие туристы, не имеющие элементарных походных навыков и практического опыта, могут получить травму не только на маршруте, но и во время приготовления пищи, при сборе дров и т. д.

Во-вторых, в плановых туристских группах встречаются недисциплинированные туристы, сознательно игнорирующие меры безопасности.

... Ноябрь 1971 года. Туристская группа осматривает Ласточкино гнездо. Турист Фролов С. А., несмотря на предупреждение, перелез через парапет и, неудержавшись, сорвался в море, падая, несколько раз ударился о выступы скал. В тяжелом состоянии был доставлен в больницу.

... Октябрь 1974 года. С бахчисарайской турбазы "Привал" группа отправляется на экскурсию. Турист Морозов А., пообещав не отлучаться с базы, сначала остался, а затем, нарушив обещание, самовольно ушел в горы. Он упал с 13-метровой скалы. Местным жителям пришлось срочно вызывать "Скорую помощь".

Для предупреждения подобных несчастных случаев вполне достаточно строгих административных мер. На маршруте недисциплинированный турист обнаруживает себя сразу: он сознательно игнорирует правила поведения и меры безопасности, не выполняет распоряжений и общественных поручений инструктора и старосты группы. Такого туриста на первом же приюте или турбазе следует отослать домой, а по месту его работы отправить соответствующую характеристику. Только так можно гарантировать ему безопасность, а коллективу - неиспорченный отдых.

Наряду с плановым широкое распространение в Крыму получил самодеятельный туризм - пешеходный, спелеологический (пещерный), спортивное скалолазание. Самодеятельные туристы являются членами секций коллективов физкультуры, ведомственных и городских клубов туристов. Путешествуют они с разрешения той или иной организации, выдавшей маршрутные документы (маршрутный лист, книжку и т. д.), перед которой они обязаны после прохождения маршрута отчитаться. Маршрут, сроки его прохождения, состав участников, их спортивная и физическая подготовка, соответствие опыта руководителя и участников группы сложности намеченного путешествия проверяются и утверждаются маршрутно-квалификационными комиссиями. И только после обязательной регистрации в Контрольно-спасательной службе, осуществляющей контроль за прохождением намеченного маршрута и соблюдением мер безопасности, группа имеет право начать путешествие.

Особые требования к подготовке похода, спортивному опыту участников и контроль за их движением по маршруту повышают ответственность руководителя за соблюдение правил путешествия и дисциплинируют участников, а в итоге способствуют снижению количества происшествий с самодеятельными туристами.

За 15 лет (1964-1978) все виды спортивного туризма дали 6% случаев гибели и 20,5% травм. Скалолазы - соответственно 3,5 и 12,5, спелеологи -1,5 и 4, спортсмены пешеходного туризма - 1 и 4%.

Небольшое количество пострадавших среди самодеятельных туристов-пешеходников можно объяснить, во-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: