Период из исламской истории от кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до гибели Хусайна в 61 г.х. Часть 22.




Урок №196 История Ислама. (Желательный к изучению урок).

 

 

Глава шестая. Хадис о двух сокровищах.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил вам два сокровища, крепко держась за которые, вы никогда не впадёте в заблуждение: Книгу Аллаха и членов моей семьи» Этот хадис приводит ат-Тирмизи в «Сунан», № 3786. Его дос-товерность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами‘», № 2748.

Те, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом, приводят этот хадис в качестве подтверждения своего мнения. Они говорят, что если нужно крепко держаться за потомков посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), значит, они и должны быть правителями мусульман.

 

Однако это утверждение неверное по нескольким причинам:

1 Достоверность этого хадиса и возведение его к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поставлено под сомнение учёными-хадисоведами. Достоверно известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил своей общине завет относительно Книги Аллаха, велев им придерживаться её. Он также завещал соблюдать права членов его семьи и помнить о велениях Аллаха в отношении к ним. Об этом упоминается в «Сахихе» Муслима. Зейд ибн Аркам передаёт: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановились у источника в Хумме, что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2408.

 

Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел крепко держаться за Книгу Аллаха. Что же касается членов его семьи, то он наказал заботиться о них и уважать их, а также соблюдать их права, которыми наделил их Аллах.

 

Мы знаем также хадис Джабира, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1218.

И в этом хадисе не содержится упоминания о членах семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

2 Кто является членами семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Из приведённого выше хадиса следует, что ими являются все, кому запрещено брать что-либо из закята, то есть все хашимиты (бану Хашим), а согласно некоторым утверждениям, и бану ‘Абду-ль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф.

 

Кто же ближе к тому, чтобы «крепко держаться» за членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — сунниты или шииты? У шиитов нет иснадов, восходящих к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и они сами признают это. Свои книги они нашли в готовом виде и сказали: «Передавайте эти сообщения, ибо они — истина » Аль-Кулайни, «аль-Кафи», (1/53).

 

Аль-Хурр аль-‘Амили и другие шиитские имамы признают, что у шиитов вообще нет такого понятия как иснады и они не смотрят на иснад приводимого ими сообщения. «Хатиматуль васаиль», польза № 9.

 

А если сообщения без иснадов, то как можно утверждать, что они действительно передаются от членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? На самом деле именно мы являемся последователями членов семьи посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ценим их должным образом, не умаляя их достоинств и не восхваляя их чрезмерно. Мы следуем словам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не превозносите меня так, как христиане превознесли ‘Ису ибн Марйам. Поистине, я — Его раб, а потому говорите: раб Аллаха и Его посланник» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3445.

 

3 Самыми большими знаниями из членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обладал ‘Али ибн Абу Талиб. За ним следовал ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, который утверждал, что Абу Бакр и ‘Умар имели больше прав стать халифами, чем ‘Али. Более того, сам ‘Али говорил, что лучшими людьми после посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были Абу Бакр и ‘Умар. Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3671. И сами шииты утверждают, что ‘Али сказал: «В качестве советника я лучше для вас, чем в качестве правителя». «Нахдж аль-балагъа», стр. 95, проповедь № 92.

 

4 Этот хадис подобен другим словам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна» Аль-Хаким, «аль-Мустадрак», (1/93).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Следуйте моей Сунне и сунне праведных халифов после моей смерти и крепко держитесь за них» Этот хадис приводят Абу Дауд в «Сунан», № 4607, и ат-Тирмизи, № 2676.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Берите пример с Абу Бакра и ‘Умара после моей кончины» Этот хадис приводят ат-Тирмизи в «Сунан», № 3662, и Ибн Маджах, № 86.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также наказывал людям следовать ‘Аммару и Ибн Мас‘уду. Этот хадис приводит ат-Тирмизи в «Сунан», № 3805.

 

Однако все эти хадисы не указывают на то, что эти люди должны были стать правителями. Они свидетельствуют только о том, что эти люди следовали путём посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы же говорим: члены семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не могли впасть в заблуждение все вместе. Всё дело в их сторонниках, о которых мы сказали уже немало… Хадис аль-киса.

 

 

Глава седьмая. Хадис об ‘Али и посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «‘Али — от меня и я — от него, и делать что-либо от моего имени могу только я и ‘Али». Первое предложение хадиса приводит аль-Бухари № 2699, а второе приводит имам Ахмад, (4/164).

 

Те, кто считает, что именно ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), утверждают, что этот хадис подтверждает их точку зрения.

 

Хадис передаёт Абу Исхак ас-Сабии, известный мудаллис (подтасовщик), часто передающий хадисы слабых передатчиков под видом хадисов от надёжных передатчиков. Если он ясно говорит, что «передал такой-то», тогда его хадис считается достоверным и надёжным. Если же подобной ясности и однозначности нет, то мы не считаем такой хадис ни достоверным, ни слабым, то есть никак не оцениваем его.

 

Абу Исхак аль-Джузджани сказал: «Среди жителей Куфы были люди, которые не питали симпатии к их мазхабу (шиизму). Это главные знатоки хадисов в Куфе: Абу Исхак, аль-А‘маш, Мансур, Зейд и другие. Это были люди, известные своей правдивостью и передачей достоверных хадисов, и когда им попадался хадис-мурсаль с пропущенным первым передатчиком, они не передавали его, боясь, что он может оказаться недостоверным. Что же касается Абу Исхака, то он передавал от малоизвестных передатчиков. И такие сообщения не получили распространения среди ученых, кроме сообщений, которые передавал Абу Исхак.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это, имея в виду следование и взаимопомощь. О Джуляйбибе, который убил семерых врагов и сам пал смертью храбрых, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Он — от меня, и я — от него» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2472.

 

И то же самое посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об ашарийцах. Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2500.

 

Таким образом, эти слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) нельзя рассматривать как указание на то, что ‘Али должен был стать первым халифом. Это лишь указание на то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ‘Али следовали одним путём. ‘Али подчинялся ему, и их связывало родство, и между ними была взаимная помощь и поддержка. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «‘Али от меня, и я — от него».

 

 

Глава восьмая. Хадис о двенадцати имамах.

 

Этот хадис передаётся разными путями, и различные его версии приводятся в обоих «Сахихах» и других сборниках хадисов:

«Будут двенадцать правителей, и все они будут из Курайша» (Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 7222, и Муслим № 1821);

 

«Ислам не лишится своего могущества, пока не закончится правление двенадцати халифов, каждый из которых будет курайшитом» (Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1821);

 

«Религия будет существовать благополучно до тех пор, пока не закончится правление двенадцати халифов, вокруг каждого из которых соберётся мусульманская община» Этот хадис приводит Абу Дауд в «Сунан», № 4279.

 

Из хадиса можно понять, что ислам будет могущественным в период правления указанных двенадцати халифов.

 

Шииты утверждают, что ислам не был могущественным при правлении всех халифов прошлого, и их имамы жили в страхе и скрывали свои истинные убеждения (такыййа). В период правления Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, ислам, по их мнению, был искажённым, испорченным. Более того, согласно их мнению, даже ‘Али не смог возвысить и открыто исповедовать истинный ислам. Вместо этого он также прибегал к тому, что шииты именуют такыййа, то есть скрывал свои истинные, то есть соответствующие шиизму, убеждения, и не сумел показать истинный (шиитский) Коран, запретить молитвы-таравих и разрешить временные браки (мут‘а ).

 

Из хадиса вовсе не следует, что правителей будет всего двенадцать. В хадисе сообщается только, что период правления этих правителей будет периодом могущества и процветания ислама. Однако шииты считают, что двенадцатый имам, пришествия которого они ожидают, будет править до Судного дня. Тут возникает вопрос: получается, что ислам будет могущественным до самого Судного дня, а из хадиса можно понять, что будет период могущества, за которым последует период слабости и упадка. Но если верить шиитам, получается, что период могущества вообще не закончится, а это противоречит хадису…

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что все эти халифы будут курайшитами. Эти слова вряд ли можно считать доказательством того, что речь идёт об ‘Али и его потомках. Хотя если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) даже сказал, что все они будут потомками пророка Исма‘иля (мир ему), шииты и тогда утверждали бы, что под это описание подходит только ‘Али и его потомки, и в хадисе подразумеваются только они и никто другой…

 

В одном из достоверных хадисов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «В моей общине двенадцать лицемеров» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1779.

 

Однако эти слова никто не понимает как указание на то, что во всей мусульманской общине их всего двенадцать. Так что в данном случае число не имеет значения.

 

В Коране упоминаются посланники и Послания Всевышнего, но ничего не говорится об имамах. Это странно, если учесть, что, по мнению шиитов, имамы занимают более высокую ступень, чем посланники.

 

Возникает и другой вопрос: почему ‘Али согласился на совет? Почему аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘авийи? И почему все шиитские имамы присягали халифам, во времена которых они жили?

 

Как может этот хадис быть доказательством того, что первым халифом должен был стать ‘Али, если слова самого ‘Али противоречат этому утверждению?

 

В «Нахдж аль-баляга» приводятся следующие слова ‘Али: «В качестве советника я лучше для вас, чем в качестве правителя». «Нахдж аль-баляга», стр. 136.

 

Став халифом, ‘Али также не утверждал, что есть аят или хадис, подтверждающий законность его правления и его права на власть. До нас дошли слова: «Поистине, участниками совета должны быть мухаджиры и ансары, и если они единодушно избрали какого-то человека и назвали его правителем, значит, их выбор соответствует довольству Аллаха». «Нахдж аль-баляга», стр. 367.

 

Аль-Байады сказал: «‘Али не приводил сподвижникам никакого религиозного текста».

И, наконец, невозможно представить, что многочисленные хадисы, связанные с имамами, которые передают шииты, ускользнули от внимания известнейших шиитских передатчиков и различных групп шиитов, которые впадали в разногласия и разделялись после кончины практически каждого имама. Всё это доказывает, что упомянутые хадисы были придуманы значительно позже.

Власть (виляйа) имамов, по мнению шиитов, является секретной.

 

Они передают от ар-Рида: «Аллах сообщил о ней тайно Джибрилю, а тот сообщил о ней тайно Мухаммаду, а Мухаммад сообщил о ней тайно ‘Али, а ‘Али сообщил о ней тайно, кому пожелал. А вы раскрываете эту тайну?!» Аль-Кулайни, «аль-Кафи», (2/224).

 

Итак, двенадцать имамов. Они будут править друг за другом. Ислам в их эпоху будет могущественным. Люди соберутся вокруг них. Ни под одно из этих описаний, кроме разве что числа, шиитские имамы не подходят. Хотя следовало бы ещё учесть, что одиннадцатый имам аль-Хасан аль-Аскари умер, не оставив потомства…

 

 

Глава девятая. Хадис о городе и вратах.

 

Хадис звучит так: «Я (Якобы Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) о себе говорит) — город знания, а ‘Али — его врата». Этот хадис недостоверен. Ни его иснад, ни сам текст не выдерживают критики. Его приводит аль-Хаким от Ибн ‘Аббаса двумя путями. «аль-Мустадрак», (3/226).

 

Путь первый — от Абу ас-Сальта аль-Харави. Абу Хатим сказал о нём: «По моему мнению, он не относится к числу надёжных передатчиков». Аль-Укайли сказал: «Мерзкий рафидит». Ибн Ади сказал: «Ненадёжный (муттахам)». Ан-Насаи сказал: «Не заслуживает доверия». Ад-Дури передаёт, что Йахйа ибн Маин считал его надёжным.

Путь второй — в иснаде два ненадёжных передатчика — Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаким и аль-Хасан ибн Фахм, а также аль-Амаш Сулейман ибн Михран, мудаллис, и в этом хадисе как раз использована форма «от такого-то», использование которой не допускается в случае с мудаллисом.

 

Если говорить о самом хадисе, то большинство учёных считали его слабым.

Аль-Бухари сказал: «Отвергаемый хадис (мункар), не имеющий достоверной версии». «аль-Макасид аль-хасана», (170).

 

Абу Хатим сказал: «У него нет основы (то есть это сообщение не существует как хадис)». «Кашф аль-хафа», (1/235).

 

Аль-Укайли сказал: «В этом тексте нет ничего достоверного». «ад-Дуафа аль-кабир», (3/150).

 

Ибн Хиббан сказал: «У него нет основы». «аль-Маджрухин», (2/151).

 

Ад-Даракутни сказал: «Хадис-мудтариб, ничем не подкрепляемый». «аль-Иляль», (3/247).

 

Ибн аль-Джаузи сказал: «Недостоверный хадис, не имеющий под собой никаких оснований» «аль-Маудуат», (1/349).

 

Ан-Навави, аз-Захаби. Ибн Таймийя и аль-Альбани сказали: «Присочинённый хадис (мавду‘)». «Фатх аль-Малик аль-Али», (51), «Талихис аль-мустадрак», (3/126), «Маджмуль фатава», (18/377), «Даиф аль-Джами», (1416).

 

Что касается текста хадиса, то он отвергаем по нескольким причинам: об учёном не говорят «город знания», поскольку город — нечто, имеющее границы. Говорят «океан знаний» и так далее.

 

Если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) действительно произнёс эти слова, назвав ‘Али вратами города знаний, из этого следовало бы, что он послан ко всему человечеству, а не Мухаммад.

 

Кроме того, знание от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передавал не только ‘Али, но и его жёны, сподвижники и так далее.

 

И как можно после этого говорить, что нельзя получать знание Мухаммада кроме как через врата, коими является ‘Али?

 

 

Глава десятая. Хадис о преемнике.

Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, указывая на ‘Али: «Это мой брат и преемник, и мой халиф после меня. Слушайте же его и повинуйтесь ему».

Согласно некоторым утверждениям, это были сорок человек из бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Учёные подвергли критике как иснад этого хадиса, так и его текст.

 

Если рассматривать иснад, то в нём ‘Абду-ль-Гаффар ибн аль-Касим Абу Марйам аль-Куфи, о котором Ибн Касир утверждает, что этот хадис передаёт только он (Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (3/38)). Ибн аль-Мадини утверждает, что этот человек присочинял хадисы. А Абу Хатим и ан-Насаи сказали: «Его хадисы не принимаются». Аз-Захаби, «Мизан аль-итидаль», (2/328).

 

Если же говорить о тексте, то он также отвергаем по нескольким причинам. Во-первых, в те времена в бану ‘Абду-ль-Мутталиб ещё не было сорока мужчин. В бану ‘Абду-ль-Мутталиб входили: Абу Талиб, Абу Ляхаб, аль-Гайдак, Кусам, Хиджль, аль-Мукаввим, Дырар, аль-‘Аббас, Хамза, ‘Абду-ль-Ка‘ба, аз-Зубайр, ‘Абдуллах и аль-Харис. До начала пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) дожили только четверо из них. Это аль-‘Аббас, Хамза, Абу Талиб и Абу Ляхаб. Если говорить об их потомстве, то у Хамзы в то время были маленькие дети, которые не оставили потомства, у аль-‘Аббаса старший сын аль-Фадль родился спустя пять лет после начала пророческой миссии. У Абу Талиба было четыре сына: Талиб, ‘Акыль, Джафар и ‘Али (самый младший). У Абу Ляхаба было три сына: ‘Утба, ‘Утайба и Му‘аттаб. Аль-Гайдак не оставил потомства. У Хиджля был сын Марра. Аль-Мукаввим не оставил потомства мужского пола. У аз-Зубайра был сын ‘Абдуллах, который не оставил потомства. У аль-Хариса было семь сыновей: Абу Суфйан, Раби‘а, Науфаль, ‘Абд Шамс, ‘Абдуллах, Умаййа, ‘Убайда… Где же сорок мужчин?

 

Очевидно, что там не было сорока мужчин.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не мог сказать: «Кто из вас поддержит меня в моём деле, тот из вас будет моим братом и преемником», потому что отвечающих этим требованиям было много, и все они никак не могли быть преемниками посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и халифами.

 

Хамза, Джа‘фар и ‘Убайда ибн аль-Харис поддерживали посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сделали для религии больше, чем ‘Али.

 

‘Али в то время было от 8 до 10 лет.

 

Их утверждение о том, что он велел Абу Талибу слушать своего сына (‘Али) и повиноваться ему, также ложное, потому что Абу Талиб не пожелал повиноваться посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так неужели он стал бы повиноваться своему малолетнему сыну?!

 

Это главные доказательства тех, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Разумеется, существуют и другие сомнительные аргументы. Однако я не стал упоминать о них, потому что они не заслуживают упоминания, ибо вообще никак не подтверждают разбираемое нами утверждение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: