Пояснительная записка
к завершённой предметной линии учебников «Химия» для 8―9 классов
авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара
издательство ……
Представленная на экспертизу завершённая предметная линия учебников «Химия» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений разработана с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В состав завершённой предметной линии входят:
1. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара «Химия. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;
2. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара «Химия. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.
Учебный курс построен на основе примерной программы по химии для основной школы. Материал изложен системно, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения и фундаментальному ядру содержания образования.
За основу создания учебников взята гуманистическая парадигма развивающего обучения, а методологией служили интегративно-дифференцированный, системно-деятельностный и психолого-методический подходы, а также авторская концепция учебников.
Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, в предметную область которого «Естественно-научные предметы» входит химия, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжение образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и формы обучения, работу в парах, группах, организовывать ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение, и использование современных технологий (интернет, подготовка компьютерных презентаций).
|
Необходимо указать следующие основные содержательные особенности построения учебников.
§ Изучение химии в основной школе начинается с неорганической химии, что обосновано в авторской программе по химии и концепции построения учебников для основной школы.
§ Представленные учебники – двухуровневые: первый уровень отражает обязательный минимум содержания образования; второй уровень предусматривает углубление и расширение некоторых понятий и предназначен для учащихся, желающих выйти за рамки обязательного минимума. Особенностью учебников является также наличие дополнительного материала к главам и некоторым параграфам, необязательного для изучения и направленного на удовлетворение познавательного интереса отдельных учащихся.
§ Основное содержание в учебниках составляют два взаимосвязанных раздела в 8 классе: вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения; химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории и три раздела в 9 классе: теоретические основы общей химии; вещества и их системы; обзор металлов, неметаллов и их соединений.
§ Ведущая роль в учебниках отведена понятийно–теоретическим знаниям, а также символико-графическим формам, обеспечивающим однозначную презентацию и комфортное оперирование ими в учебной деятельности.
|
§ Усилены методологический (о методах химического познания), мировоззренческий (о форме существования и видах взаимодействия веществ) и прикладной (о технологиях, о применении веществ) аспекты содержания как необходимое условие для решения задач химического образования.
§ Установлены причинно-следственные, внутрипредметные и межпредметные связи, а также выделены химические закономерности.
§ Практическую направленность иличностно адаптированный развивающий характер содержания учебников отражают включенные разные виды химического эксперимента, вопросы, задания и проблемы. В начале глав приводятся мотивирующие вопросы, а в начале параграфов – вопросы, актуализирующие основные знания и умения перед изучением нового материала. Для облегчения усвоения знаний в текст параграфов включены ориентировочные основы действий – планы-характеристики химических объектов, алгоритмы и образцы выполнения действий и решения задач. Выделению главного и обобщению знаний способствуют перечень основных понятий и обобщающие выводы, приведенные в конце параграфов и глав. Для организации самостоятельной работы и самопроверки в конце каждого параграфа дана система дифференцированных заданий, помогающих ученикам с помощью учителя подготовиться к государственной итоговой аттестации по химии.
§ Содержание и методический аппарат учебников способствуют формированию у учащихся личностных, отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; метапредметных, формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.