Тематический материал для самостоятельного изучения




Дистанционное занятие по музыке в 5-Б классе 26.11.2020г.

Тема 1. «Что стало бы с литературой,если бы не было музыки?» (8 часов)

Урок Тема Содержание Слушание Исполнение  
  № 9 Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в западно-европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф.Шопена (творческая и исполнительская деятельность)   Ф.Шопен Прелюдия № 7 ля мажор.https://ipleer.com/q/ф+шопен+прелюдия+7+ля+мажор/ Ф.Шопен «Революционный» этюдhttps://ipleer.com/q/революционный+этюд+шопен/ Ф, ШопенВальс № 7 https://ipleer.com/q/вальс+7+шопен/ В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза) https://ipleer.com/q/лакримоза+моцарт+реквием/ Слушать и разучивать песню А.Пахмутовой «Просьба» https://zaycev.net/pages/23306/2330662.shtml?spa=true&trackId=2330662

Тезаурус (словарь) Прелюдия (от лат. praeludo – «играю предварительно») – вступление к музыкальному произведению или небольшая самостоятельная инструментальная пьеса. Этюд – (от франц. etude - букв. учение, изучение, - музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков. В творчестве Ф. Шопена этюд становится художественным произведением, концертной пьесой. Вальс (от фр. valse – «кружиться в танце») – танец с трёхдольным ритмом, основанный на плавном поступательном кружении. Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Мир искусства – особый мир, полный ярких образов и зыбких фантазий, философских размышлений и человеческих переживаний, поиска истины и гармонии бытия. Вся суть человеческой души выражена в нём особым метафорическим языком… Будь то язык звука, формы, пластики, танца или цвета, источник вдохновения всегда находится в сердце художника. Нередко различные виды искусств сплетаются воедино (например, музыка и танец, музыка и слово) или же являются источником вдохновения друг для друга. Стихи рождают музыку, музыка вдохновляет поэтов, да и сама жизнь великих мастеров отражается в литературе, скульптуре, танце и кинематографе… Гармонии задумчивый поэт – так называют великого польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), творчество которого вот уже более ста лет восхищает музыкантов и слушателей. Фридерик Шопен – очень тонкий, лирический художник-романтик, оказавший значительное влияние на мировую классическую музыку. С раннего детства он играл на фортепиано и сочинял пьесы на любимом инструменте, вызывая всеобщее восхищение. Большая часть творческого наследия Ф. Шопена – фортепианные шедевры. В звуках этого инструмента раскрылась чуткая многогранная натура композитора, а жанр фортепианной миниатюры приобрёл законченность формы и глубину содержания. Всего в двух-трёх строках есть всё: настроение, чувство, состояние, развитие, кульминация и эпилог, и не нужны более никакие постскриптумы, дополнения или разъяснения. Например, потрясающую ёмкость музыкального языка Фридерика Шопена можно наблюдать в Прелюдии № 7 ля мажор. https://ipleer.com/q/ф+шопен+прелюдия+7+ля+мажор/

Судьба композитора сложилась так, что, покинув родную Польшу, он так и не вернулся домой. Мысль о горячо любимой Родине всю жизнь терзала сердце Шопена, он всей душой стремился обратно. Несмотря на успех в модном Париже и множество друзей, среди которых были музыканты Ференц Лист и Роберт Шуман, художник Эжен Делакруа и писательница Жорж Санд, он тосковал по дому, и поэтому печальными нотками любви пронизана его музыка… Когда в 1830 году Фридерик Шопен уезжал в гастрольный тур, друзья преподнесли ему необычный подарок: кубок с родной землёй, который он бережно хранил до самой смерти. Композитор похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а горсть родной земли так и осталась с ним. Своё сердце он завещал отвезти на Родину, в Польшу, где оно и сейчас находится в костёле Святого креста. Жизнь Шопена, его любовь к Родине, вдохновила поэта Ашота Граши на создание стихотворения «Горсть земли» о великом композиторе.

Когда Шопен отчизну покидал, Друзья ему любовно поднесли В старинном кубке горсть родной земли, Чтоб милый дар его сопровождал. В неизъяснимой грусти дни текли. Средь разных стран, холодных, чуждых зал Он свято кубок свой оберегал, В нём видя край, оставленный вдали.

Несмотря на присущую стилю Шопена прозрачность и элегантность, в его музыке заключена великая сила, сила любви и сила борьбы, возмущение души и протест против угнетения свободы воли. На события 1830 года, когда в Польше вспыхнуло восстание, композитор откликнулся «Революционным» этюдом, порывистым и бунтующим.

https://ipleer.com/q/революционный+этюд+шопен/

Этюд в творчестве Шопена – это не учебная пьеса для развития техники исполнителя, а небольшой законченный шедевр. Среди произведений Фридерика Шопена есть мазурки, вальсы, полонезы – танцевальные пьесы, в которых слышатся отзвуки любимой польской народной музыки. Вальс № 7 Фридерика Шопена вдохновил поэта Льва Озерова на создание стихотворения «Вальс». https://ipleer.com/q/вальс+7+шопен/

Ещё звучит в моих ушах Седьмого вальса лёгкий шаг, Как вешний ветерок, Как трепетанье птичьих крыл, Как мир, который я открыл В сплетенье нотных строк.

Сам Шопен очень любил музыку Моцарта, в детстве его сравнивали с маленьким Амадеем, и даже на своих похоронах композитор завещал исполнить «Реквием» Моцарта. Трудно назвать музыканта или художника, который не восхищался бы талантом великого Моцарта. «Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт – символ самой музыки», – писал музыкальный критик и публицист Борис Владимирович Асафьев. «Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий», – писал о Моцарте композитор Рихард Вагнер. «В музыке Моцарта можно увидеть всю Вселенную», – говорил Альберт Эйнштейн. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки», – так выразил своё преклонение перед гением Пётр Ильич Чайковский. Жизнь Моцарта вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание литературного шедевра – пьесы «Моцарт и Сальери», которую он написал в 1830 году в рамках цикла «Маленькие трагедии». Поэт использовал легенду о смерти великого гения, согласно которой Моцарт был отравлен завидующим ему композитором Сальери. Пьеса А. С. Пушкина далека от исторической действительности, но в ней рассматриваются глубочайшие вопросы человеческого существования, этики и морали, такие как жизнь и смерть, любовь и зависть, гений и злодейство. Моцарт чувствовал приближение смерти. Когда к нему в дом пришёл незнакомец в чёрных одеждах и заказал написать реквием – траурную заупокойную мессу, Моцарт воспринял это событие как знак судьбы: ему казалось, что он пишет произведение для собственных похорон. Музыка «Реквиема» всеобъемлюща, трагична и вместе с тем светла. Она даёт человеку повод задуматься о вечном. Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

https://ipleer.com/q/лакримоза+моцарт+реквием/

Содержание реквиема – это напоминанием о неизбежности Страшного суда и о милосердии Бога, дарующего мир и покой. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или даже на тексты нерелигиозного содержания. «Реквиемы» В. А. Моцарта и Д. Верди принадлежат к величайшим памятникам мировой культуры. Заказчиком «Реквиема» В. А. Моцарта оказался некий граф фон Вальзегг, любитель музыки, обращавшийся к малоимущим композиторам для написания различных сочинений, а потом выдававший их за свои. Траурное произведение предназначалось для исполнения в память о покойной супруге графа.

Задание: Ознакомиться с текстом, прослушать произведения, посмотреть презентацию, разучить песню А.Пахмутовой «Просьба».

Письменно выполнить тренировочные задания. Тренировочные задания № 1. На каком языке был написан «Реквием» В. А. Моцарта? Варианты ответов: латинский; английский; немецкий; французский.

№ 2. Выберите и зачеркните жанры, которые Ф. Шопен не использовал в своём творчестве. Варианты ответов: опера; балет; прелюдия; этюд; кантата; вальс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: