Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса составлена на основе:
· Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г
· Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
· Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год
· Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»
Место предмета в учебном плане школы.
Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год во 2 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
· учиться прогнозировать последствия своих поступков
· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
· строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок.фото)
· делать выводы в результате совместной работы в группе
· учиться графически оформлять изучаемый материал
· моделировать различные ситуации
· усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
· учиться позитивно проявлять себя в общении
· учиться договариваться и приходить к общему решению
· учиться понимать эмоции и поступки других людей
· овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Учебно – методический комплект:
· мет.пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
· раб.тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.2 класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?Школа моей мечты - какая она?Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?