Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину




(преподаватель Светлова Н.В.)

Эпоха Психологический возраст (период развития) Структура возрастного периода развития
Возрастной кризис Социальная ситуация развития (ССР) Ведущая деятельность Психологические новообразования
0-3 года – эпоха раннего детства 0-1 год - период младенчества Кризис новорожденности (0-2 месяца) Ребенок рождается с тремя видами основных потребностей: 1) первичные, витальные потребности (еда, питье и др.), 2) социальные потребности в общении с взрослым, 3) познавательные потребности – потребности в новых ощущениях, связанная с функциональным развитием мозга. Кризис новорожденности заканчивается появлением комплекса оживления. ССР - «Мы» как неразрывное единство ребенка и мамы (взрослого), в котором происходит удовлетворение основных потребностей ребенка. «Мы» - это психическая общность ребенка и матери. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым (мамой). Качество и интенсивность эмоционального общения с матерью является условием полноценного психического развития ребенка. 1. В ходе эмоционального общения с мамой у ребенка формируется эмоциональное отношение к взрослым, предметам и явлениям окружающего мира. Развивается сознание и самосознание ребенка. 2. Активно развиваются сенсорные системы, восприятие, формируются первые чувственные обобщения, перцептивные действия. 3. Появляются мотивирующие представления (по Л.И.Божович). 4. Развиваются движения, ползание, ходьба. 5. Пассивный период развития речи.
1-3 года - период раннего детства Кризис одного года (12 мес.) Ребенок начинает ходить, становится более самостоятельным. У ребенка формируется потребность действовать самому. Появляются аффективные реакции на непонимание ребенка взрослым. ССР – тесная совместная деятельность ребенка с взрослым, в ходе которой ребенок усваивает способы действия с предметами. Психическое развитие ребенка зависит от качества практического сотрудничества с взрослым, который является носителем культурно-исторического опыта. Взрослый является образцом правильных действий с предметами. Ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Предметно-манипулятивная деятельность, ребенок при помощи взрослого усваивает общественно-выработанные способы действия с предметами. У ребенка формируется самостоятельная предметная деятельность. 1.Ребенок осознает себя самостоятельной личностью, субъектом действия. У него появляется система «Я», формируется самооценка, система эталонов правильного действия и поведения. 2. К трем годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьбой, бегом, лазанием, бросанием в цель, плясовыми движениями) и тонкими движениями пальцев. 3. Ребенок усваивает сенсорные эталоны, у него формируется обобщенно- категориальное восприятие мира. 4. Интенсивно развивается наглядно-действенное мышление, предметные действия. Действия отделяются от предметов. 5. Развиваются память, внимание, воображение. 6. Интенсивно развивается речь, ребенок приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания.    
3-7 лет - эпоха детства 3-7 лет -период дошкольного детства Кризис трех лет (3 года). В поведение ребенка появляется упрямство, протесты, истерики, негативизм, непослушание, своеволие. Этот кризис называют «кризисом Я сам». Ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление с взрослыми новых и более глубоких отношений. ССР – эмоционально-дружеское общение с родителями и другими взрослыми. Общение с взрослым становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения. Игровая деятельность (игра) Через игру ребенок эмоционально-интеллектуально усваивает систему человеческих отношений, учится ориентироваться в жизни людей, в их социальных функциях и отношениях. В игре ребенок моделирует отношения между людьми, проигрывает общественные функции, социальные роли людей. 1. Ребенок усваивает социальные роли и ориентируется на них в поведении. У него складывается ориентация на смысл человеческих отношений. 2. Формируются первые этические, нравственные правила и представления (ребенок знает, что такое хорошо и плохо). 3.У дошкольника возникает первое цельное детское мировоззрение. 4. Возникает соподчинение мотивов, обобщенных переживаний. Формируется внутренний план действий. 5. Возникает произвольное поведение. 6. Развивается наглядно-образное мышление, чувственное, эмпирическое познание действительности. Развивается воображение, символическая функция. 7. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития эмоций и чувств. 8. Интенсивное развитие речи.
7-11 лет - период младшего школьного возраста Кризис семи лет (6,5-7 лет) У ребенка формируется «внутренняя позиция школьника» (Л.И.Божович), которая представляет собой сплав познавательной потребности ребенка, и его потребности занять более взрослую социальную позицию. ССР – отношения «ребенок – взрослый» распадаются на отношения «ребенок-родитель» и «ребенок-учитель». Учитель становится центром жизни младшего школьника. Позиция ученика характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Учение в школе вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности.   Учебная деятельность. Усвоение общественного опыта в системе обучения в логике наук. 1. Ребенок осваивает учебную деятельность, учится учиться. 2.Возникает теоретическое сознание, активно формируется абстрактное словесно-логическое мышление. Развиваются такие познавательные способности как интеллектуальная рефлексия, анализ, абстракция, мысленное планирование, содержательное обобщение. Развиваются интеллектуальные и познавательные способности. 3. Развивается произвольность поведения. Психические процессы (память, внимание, мышление) становятся произвольными, осознанными, они интеллектуализируются, внутренне опосредуются. 4. Развиваются потребности и мотивы учения, формируется мотивация достижения. 5. Развивается самооценка, уровень притязаний.  
11-18 лет - эпоха юности (отрочества) 11-15 лет - период подросткового возраста Кризис одиннадцати лет (10-11 лет) Начало полового созревания ребенка, которое сопровождается повышенной возбудимостью, импульсивностью, неуравновешенностью, раздражительностью, утомляемостью. Появляется половое влечение, новые интересы, потребности. В психологическом плане у ребенка возникает «чувство взрослости» (Л.И.Божович). Ребенок желает иметь собственную личностную позицию. Он чувствует себя взрослым и хочет, чтобы к нему относились как в взрослому.   ССР - для подростка самой значимой (референтной) становится группа сверстников. Чувство взрослости подростка находит выражение в общении со сверстниками. Подросток усваивает нормы социального поведения и морали в реальном общении со сверстниками. Важное значение для подростка имеют также дружеские, эмоционально-поддерживающие отношения со значимыми взрослыми (родителями и учителями). Существует две точки зрения на предмет выделения типа ведущей деятельности в подростковом возрасте: 1)Д.Б.Эльконин, Т. Драгунова говорят о «интимно-личностном общении подростка со сверстниками», 2) Д.И.Фельдштейн, В.В.Давыдов называют «Общественно-значимую деятельность». Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. 1.Развивается мотивационная сфера личности, появляется стремление участвовать в общественно-значимой деятельности, стремление к самопознанию, самореализации, самовыражению, самовоспитанию. Появляются новые широкие интересы. 2. Возникает потребность в доверительном общении, потребность в общении, дружбе, любви, уважении. 3.Формируется умение строить общение с разными людьми, в различных группах с учетом принятых в них норм и ценностей. 4. Центральным новообразованием возраста является новый уровень развития самосознания, рефлексии на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «Я». Возникает Я-концепция. Формируется идеал личности. 5. Формируется направленность личности, система ценностных ориентаций. 6. Развивается нравственное сознание и поведение, осознаются социальные нормы. 7. Развиваются формальные операции мышления, развивается логическая память. 8. Формируются специальные способности, необходимые для профессионального самоопределения. 9. Развивается воля.
15-18 лет -период ранней юности (старшекласс-ники) Кризис пятнадцати лет (15-16 лет) Этот кризис совпадает с окончанием средней школы (9 класс). Ребенок выходит за рамки общения референтной подростковой группы. У него появляется интерес к общественной жизни, желание и потребность найти свое место в жизни. Ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни и должен определить свое место в системе общественных отношений. ССР - возникает молодежная субкультура. Юноша занимает промежуточное положение между взрослым и ребенком. С одной стороны, у него развивается социальная позиция гражданина, с другой стороны, он зависим от родителей материально. Взрослые выступают в роли наставников и образцов успешности. Учебно-профессиональная деятельность. Самоопределение в профессиональной деятельности, получение первоначальной квалификации. 1.Возникает потребность в личностном и профессиональном самоопределении, формируются профессиональные интересы. 2.Формируется нравственная и гражданская позиция, складывается мировоззрение. 3. Осознается собственная индивидуальность. Обнаруживается ценность своего внутреннего мира. 4. Появляются установки на сознательное построение собственной жизни. Формируется умение строить свои жизненные планы. 5. Возникают элементы исследовательских умений. 6. Возможно получение первоначальной профессиональной квалификации. 7. Появление чувства любви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: