Петрова Елена Юрьевна,
преподаватель изобразительного искусства
МАУДО «Детская школа искусств №13 (татарская)»
г. Набережные Челны
Копия картины Н.К.Рериха «Мысль (Мысль. Аум)» (1946г.) Выполнила Аношина Азалина, 11 лет Формат А3, бумага, гуашь Преп. Петрова Е.Ю. |
В качестве одного из действенных методов изучения художественных произведений на уроках композиции в детской школе искусств обязательно предусмотрено копирование. Как известно, сущность копирования заключается в рукотворном воспроизведении оригинала картины, в результате чего обучаемый не только знакомится с техническими приемами использования изобразительных средств и материалов, но и проникает в художественно-изобразительные секреты творческой лаборатории мастера, на наглядном примере постигает композиционные закономерности, живописные принципы и технические приемы создания произведения искусства. В условиях дистанционного обучения практика выполнения подобных заданий не представляет особых трудностей. Дома, в отличие от аудиторных занятий, учащемуся даже удобнее выполнять копию, воспользовавшись в качестве образца репродукцией, точно передающей достоинства оригинала.
Работа над копией начинается с выбора произведения и изучения особенностей его написания. Выбор произведения – творческая задача не только преподавателя, но и учащегося. Как правило, копирование картин известных художников мы начинаем с 4 класса школы искусств. На уроках композиции детям предлагается сделать копию одной из картин Н.К.Рериха. Спокойствие и монументальность поэтических образов, лишенная дробности и обилия деталей, проникнутая широким и стройным ритмом композиция, мягкие, приглушенные, тонко согласованные краски, сдержанные и ясные линии произведений Н.К.Рериха вдохновляют учащихся глубоко погрузиться в процесс копирования. В 6 и 7 классах художественного отделения в качестве возможных вариантов заданий для копирования мы рассматриваем более сложные по ритму, с большим количеством деталей композиции, обязательно с присутствием фигур людей, например, картины К.П.Брюллова, А.Г.Венецианова, З.Е.Серебряковой, А.А.Пластова и др.
|
Копия картины З.Е.Серебряковой «На кухне. Портрет Кати» (1923г.) Выполнила Хатыпова Эльвина, 12 лет Формат А2, бумага, гуашь Преп. Петрова Е.Ю. |
На уроках мы используем качественное изображение из сети Интернет, которое распечатываем на цветном принтере. В процессе копирования репродукцию не следует класть на стол, лучше всего повесить перпендикулярно лучу зрения, что требуется и при работе с натуры. Хорошее освещение – обязательное условие для успешной работы при копировании.
Чтобы точно передавать пропорции формата рисунка и расположения в нем предметов, при создании копии мы прибегаем к вспомогательным сеткам и квадратам.
Особым вопросом в выполнении копии выступает выбор изобразительных материалов, которые будут использованы в работе. Часто оригинал написан масляными красками, а так как программа школы искусств не предусматривает работу с техникой масляной живописи, то учащиеся выполняют такую копию в технике гуаши, так как обе эти техники объединяет наличие пастозного мазка. Помимо этого, работа с гуашью экономит учебное время.
|
Ориентация учащихся на совершенные произведения изобразительного искусства позволяет успешно регулировать и контролировать обучение
Репродукция картины Н.К.Рериха «Твердыня Духа», расчерченная на квадраты 1х1 см. Формат А4 | Копия картины Н.К.Рериха «Твердыня Духа» (1932 г). Выполнила Хакимова Самира, 12 лет Формат А3, бумага, гуашь Преп. Петрова Е.Ю. |
изобразительному искусству, дает возможность изучать своеобразие жанровых, стилистических черт различных художественных школ и творческих направлений, развивать представления о критериях художественного мастерства.
Эффективность использования метода копирования в обучении проявляется не только в совершенствовании профессиональных умений учащихся, но и в развитии представлений о критериях художественного мастерства, формировании творческих способностей обучаемых, приобщении их к подлинному искусству и дистанционное обучение этому не помеха.
Литература
1. Сенько Д.С. Метод копирования и его дидактические возможности // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта, 2000, №2.- С.62-66; [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/46850275-Metod-kopirovaniya-i-ego-didakticheskie-vozmozhnosti.html (дата обращения: 15.11.2020).
2. Маслова Л. А. Копирование работ мастеров изобразительного искусства в процессе обучения архитекторов. Методические указания для студентов 1-го и 2-го курсов специальности «Архитектура» - Ухта: УГТУ, 2011. – 19с. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/39006935-Kopirovanie-rabot-masterov-izobrazitelnogo-iskusstva-v-processe-obucheniya-arhitektorov.html (дата обращения: 15.11.2020).