Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.
Напоминание о СПИДе: “Не погибни из-за невежества!” - должно стать реальностью для каждого человека.
Кроме выше описанных болезней к вирусным заболевания также относятся ветряная оспа, инфекционный паротит, корь, краснуха и другие.
X. Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОСШ №2 г. Валдая.
В школе более 1000 учащихся
1). Гриппом и ОРВИ болело в 2000г. – 64 чел. – соответственно 501чел.
2001 – 58 чел. - соответственно 409чел.
Дети в 1999, 2001 году получали прививки против гриппа, учителя - ежегодно с 1999 года.
2). Корь – заболеваний нет с 1994 года.
Вакцинация массово проведена в 1993 году, затем один раз в год.
3). Ветряная оспа: 1999г. болело 6 чел.
2000г. болело 1 чел.
2001, 2002 болело по 1 чел.
50-60% прививок у детей проводится в детском саду.
4). Краснуха - в 2001 году вспышка заболевания.
С 2002 года будет обязательная вакцинация девочек в 13 лет.
5). Инфекционный паротит: в 1997 году болел 1 чел.
В 2000г. – 2002г. заболеваний не было.
Дети в 1998 – 1999 году все привиты повторно.
6). Полиомиелит – заболевание не зафиксировано.
С 2002 года вакцинация школьников проводится в 14 лет.
7). Вирусный гепатит - А: 2001г. болело 3 чел.
2002г. болел 1 чел.
Прививки делают первый раз в 2 месяца, второй раз в 5-6 месяцев, третий раз через 12-13 месяцев. Не привитые дети будут вакцинироваться в 13 лет трёхкратно: 1 раз, затем через месяц, затем через 6 месяцев. Прививки гепатита Б дети получают в 13 лет.
|
XΙ. Особенности эволюции вирусов на современном этапе.
Эволюция вирусов в эру научно-технического прогресса в результате мощного давления факторов протекает значительно быстрее, чем прежде. В качестве примеров, таких интенсивно развивающихся в современном мире процессов, можно указать на загрязнение внешней среды промышленными отходами, повсеместное применение пестицидов, антибиотиков, вакцин и других биопрепаратов, огромная концентрация населения в городах, развитие современных транспортных средств, хозяйственное освоение ранее неиспользованных территорий, создание индустриального животноводства с крупнейшими по численности и плотности популяциями животных в хозяйствах. Все это приводит к возникновению неизвестных ранее возбудителей, изменение свойств и пути циркуляций известных ранее вирусов, а также к значительным изменениям восприимчивости и сопротивляемости человеческих популяций.
Влияние загрязнения внешней среды.
Современный этап развития общества связан с интенсивным загрязнением внешней среды. При определенных показателях загрязнения воздуха некоторыми химическими веществами и пылью от отходов производства происходит заметное изменение сопротивляемости организма в целом и прежде всего клеток и тканей респираторного тракта. Есть данные, что в этих условиях некоторые респираторные вирусные инфекции, например, грипп, протекают заметно тяжелее.
Последствия массового применения пестицидов.
Эти препараты оказывают избирательное действие, поражая одни виды насекомых и оказываясь относительно безвредными для других, что может вызывать резкое нарушение экологического равновесия в природных очагах инфекций. Некоторые пестициды, например, чрезвычайно ядовиты для наездников: насекомых, паразитирующих на клещах - переносчиках ряда вирусных инфекций и тем самым регулирующих их численность. Есть и еще одна сторона проблемы. Пестициды в теле насекомого могут действовать в качестве мутагенного фактора для вирусов, находящихся в них.
|
Это может повлечь за собой появление клонов и популяции вирусов, обладающих новыми свойствами и в результате новые неизученные эпидемии.
Заключение.
В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании. Такие термины, как «век биологии», «биологическая революция» характеризуют новый этап научно- технической революции и всевозрастающую роль биологических исследований в жизни человеческого общества.
Биологическая революция отразилась на облике современной вирусологии, обогатив её рядом важнейших результатов и подняв на качественно новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину. Есть две ветви вирусологии: классическая и молекулярная.
Классическую интересует роль вирусов в патологии различных живых существ (человека, животных, растений и бактерий).
Молекулярная - изучает физико-химические свойства вирусов и особенности их размножения.
В профилактике вирусных заболеваний и борьбе с ними наблюдается неск5олько направлений, имеющих одну и ту же цель:
вакцинация;
выделение или индукция клеточных факторов защиты против вирусных инфекций;
|
химиопрофилактика и химиотерапия.
По мере изучения экологии вирусов совершенствуются и методы борьбы за прекращение циркуляции вирусов среди естественных хозяев-людей, животных и растений. К этим методам относятся:
1) выведение пород и сортов, генетически устойчивых к вирусным заболеваниям;
2) раскрытие экологии и путей эволюции различных групп вирусов, которые вызывают заболевания человека и полезных для него животных и растений;
3) инженерия на генном уровне - введение нового гена в клетку, что позволяет таким образом восстановить функцию клетки.
И так, перед вирусологией стоит задача – искоренение вирусных заболеваний и вирусов, паразитирующих в организме человека.
Список литературы.
1) «Тайны третьего мира» Жданов В. М.,Ершов Ф. И., Новохатский А. С., Москва Издательство «Знание» 1981г.
2) «От молекулы до человека», перевод с английского К.С. Бурдина и И.М. Пархоменко. Москва Просвещение 1973г.
3) «Основы современной биологии» А. Винчестер Москва Издательство «Мир» 1967г.
4) «Общая биология» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Москва Высшая школа 1996г.
5) Соросовский образовательный журнал №11 1999г. стр.22.
6) Соросовский образовательный журнал №8 1999г. стр. 24.
7) Соросовский образовательный журнал №2 1999г. стр. 22.