Реферат
по истории отечественной журналистики
на тему: «Зарубежные русские журналы: «Грани», «Посев», «Континент»
Подготовила: студентка Анастасия Крайняя
Преподаватель: Степанов О.В.
Краснодар 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Журнал русского зарубежья «Грани»
. Зарубежный русский журнал «Посев»
. Журнал русской эмиграции «Континент»
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Вторая мировая война и общий экономический упадок середины XX века подорвали и без того шаткое положение русской прессы. Особенно тяжело пришлось в те годы отечественной эмиграции. Но журналистика русского зарубежья не просто продержалась в то непростое время, но и продолжает существовать до сих пор.
Не смотря на трудности в развитии, уже в 1917 году российское «слово» представляло собой внушительных размеров социальную пирамиду. По словам автора учебника «История отечественной журналистики 1917-2000» И.В. Кузнецова, уже в начале XX века в России насчитывалось более тысячи, а к концу десятилетия - около трех тысяч газетных и журнальных изданий. В годы Первой мировой войны появилось порядка 850 новых печатных органов. Только в Петербурге и Москве выпускалось порядка тысячи периодических изданий.
Редакции новых газет и журналов открывались и в военные, и в послевоенные годы. И это не смотря на нехватку средств, профессиональных кадров и убыточности производства в целом. Особенно впечатляют рассказы о труде фронтовых журналистов, по заметкам и очеркам которых мы можем восстановить события военных лет. И записки партизан, из которых русские солдаты узнавали о намерениях вражеской армии. Не менее важная роль в то время досталась и «зарубежной русской прессе». К ней относились издания на русском языке, выходившие за границей. Некоторые из них - «Грани», «Посев» и «Континент» я исследовала подробно в своем реферате.
|
Цель работы - исследовать историю зарождения, планомерного развития и повседневной работы данных журналов.
Задача реферата - выявить характерные особенности русской прессы в эмиграции.
Журнал русского зарубежья «Грани»
«Грани» - русский журнал литературы, искусства и общественной мысли постреволюционной России, носивший антисоветский характер. Издаваться начал в 1946 году малым тиражом - всего лишь 750 экземпляров. Выпускался журнал издательством «Посев». Его основными рубриками на то время были «Публицистика. Пути России» и «Интеллигенция и власть», где публиковались материалы острой политической направленности. По уверению редакторской группы, современная версия журнала «Грани» не изменила своим основным принципам - многоголосая и неоднозначная позиция журнала и поныне помогает восстановлению «прерванных тоталитаризмом традиций русской культуры» . Примечательно, что «наряду с писателями русского зарубежья И. Буниным, 3. Гиппиус, Б. Зайцевым, В. Максимовым, В. Набоковым, И. Шмелевым в журнале регулярно печатались и советские писатели В. Гроссман, К. Паустовский, В. Солоухин и многие другие».
Журнал «Грани» был задуман и основан Евгением Романовичем Романовым-Островским (1914-2001). Он уехал из России в Германию на постоянное место жительства в 1943 году, но по духу остался преданным советским гражданином. В 1944-м стал членом руководства международной политической партии Народно-трудового союза (НТС), а позже и ее руководителем.
|
Название журналу дал сам Евгений Романов - тогда редактор «Граней». Первый номер начинался со слов: «Легко и радостно жить тому, кто ищет в другом хорошее, ищет и находит. Исканиями своими он помогает тем, в ком ищет раскрыть и проявить светлые грани души. Но для этого он прежде всего в самом себе должен раскрыть их, должен стремиться к совершенствованию». И хотя «Грани» никогда официально не были органом НТС, в одном из опубликованных писем, по сведениям электронного журнала «Антология самиздата», уточнялось: «Как в общественном сознании, так и практически „Грани“ неизбежно останутся журналом НТС. Делать „Грани“ возможно только совместно с НТС и в опоре на него».
Доподлинно известно, о чем пишет источник «Антология самиздата», что первые три номера журнала вышли в Менхегофе - лагере для перемещенных лиц под редакцией Е. Р. Романова, С. С. Максимова (настоящая фамилия Пашин), Б. В. Серафимова (настоящая фамилия Прянишников). Все они на тот момент были членами Народно-трудового союза. Впоследствии Романов вспоминал: «Ручной набор в еле освещенном бараке, нехватка бумаги, истощенные войной люди - первые авторы и редакторы журнала «Грани». Продавался журнал за сигареты и кофе, служившие в послевоенной Германии своеобразной валютой, которой «перемещенных лиц» снабжали американцы» 5.
В 1947 году после ликвидации лагеря Менхоф, журнал «Грани», которому удалось выпустить лишь три номера, был запрещен и закрыт властями. Но вскоре, в этом же году издание возобновило свою работу в городе Лимбурге. Вплоть до 1951 редактором остается Е. Романов. Он вспоминает: «В двух маленьких комнатках при типографии было тогда все наше издательство и оба журнала… В это время журнал выходил нерегулярно из-за материальных трудностей».
|
С редакцией «Граней» сотрудничали и известные по тем временам журналисты, и просто те, кто мастерски владел словом. Вместе «с писателями русского зарубежья И. Буниным, 3. Гиппиус, Б. Зайцевым, В. Максимовым, В. Набоковым, И. Шмелевым в журнале регулярно печатались и советские авторы - В. Гроссман, К. Паустовский, В. Солоухин»7 и другие.
В 1952 редакторский пост занимает литературовед Л. Ржевский, который и сам наряду с авторами пишет прозаические тексты в журнал. На первых порах в «Гранях» авторами были преимущественно молодые, начинающие писатели. Понимая это, руководство журнала стало активно привлекать к сотрудничеству писателей «первой волны» эмиграции. Так на страницах «Граней» появились имена Д. Кленовского, Д. Елагина, Тэффи, поэтов Ю.Терапиано, С.Рафальского и других.
В 1955 года в редакторское кресло возвращается Е. Романов. А через год, в 1956 году издательством «Посев» публикует текст обращения к авторам - литераторам, научным деятелям, искусствоведам с предложением «присылать для публикации труды, выходящие за рамки советской цензуры». В замен же издательство предлагало гарантии сохранения тайны авторства.
Сборник «Антология самиздата» называет некоторые опубликованные в те годы произведения и фамилии авторов, которые решились сотрудничать с журналом «Грани» под чужими именами. В числе первых публикаций стали «стихи А.Есенина-Вольпина, повесть М.Нарицы Неспетая песня, которую опубликовали под псевдонимом М.Нарымова. Также Сказание о синей мухе В.Тарсиса, напечатанное без указания имени автора. Постепенно все больше и больше авторов решались печататься под своими фамилиями. В 1960-1970-е на страницах «Граней» впервые вышли к читателю такие произведения, как первая часть «Чонкина» В.Войновича, «Все течет» В.Гроссмана, «Семь дней творень» В.Максимова, «Крохотки» и глава из «Ракового корпуса» А.Солженицына, «Гадкие лебеди» братьев А. и Б.Стругацких, рассказы В.Шаламова, стихи И.Бродского, Н.Коржавина, Н.Горбаневской, Б.Окуджавы, А.Галича и других. Публиковались и произведения умерших писателей. Именно «Грани» опубликованы «Четвертую прозу» О.Мандельштама, «Котлован» А.Платонова, «Наводнение» Е.Замятина, «Елка у Ивановых» В.Введенского, стихи Д.Хармса и прочих».
Также на страницах «Граней» переводились произведения зарубежных авторов, например «1984» Д.Оруэлла. Литературоведами рассматривались с критической стороны произведения современной советской литературы: статьи Ю.Карабчиевского о песнях Б.Окуджавы, Н.Оцупа о сборнике «Литературная Москва», Л.Ржевского о «Докторе Живаго» Б.Пастернака.
В рубриках «Очерки современности», «Дневники. Воспоминания», «Документы», «Философия и богословие», «История» в разные годы были опубликованы: воспоминания писателя В.Ардова о встрече А.Ахматовой и М.Цветаевой, И.Шейна о последних днях С.Михоэлса, Ржевского о Тэффи, главы из книг А.Авторханова «Происхождение партократии» и «Загадка смерти Сталина», «Письмо Советскому правительству» Булгакова, письма О.Мандельштама к К.Чуковскому, Письмо Солженицына IV Всесоюзному съезду советских писателей, Открытое письмо священников Н.Эшлимана и Г.Якунина Патриарху Алексию I, статьи Г.Померанца и многие другие тексты «самиздата».
С 1962 по 1982 годы главным редактором журнала была Н.Б.Тарасова. Электронный источник - сайт издательства «Посев» приводит сведения, что именно в 60-е годы XX века «большая часть тиража, выпускаемого за рубежом (примерно 2000 экз.) нелегально переправлялась в Россию».
Сотрудники Народно-трудового союза, которые «ездили в Советский Союз, чтобы лично пообщаться с оппозиционно настроенными советскими литераторами», назывались «курьерами». С их помощью из СССР было вывезено огромное количество рукописей и различных документов.
В середине 1970-х появившийся новый журнал «Континент» теснит «Грани». Чтобы хоть как-то удержать авторитет последнего на плаву, было решено найти нового главного редактора среди советских писателей. Выбор падает на автора «Граней» Г.Владимова. Но вскоре после вступления в должность, Владимиров заявляет, что «цензура НТС ничем не лучше цензуры ЦК КПСС и КГБ» и отказывается от редакторства.
С 1986 по 1995 годы пост главного редактора занимает Е.А.Самсонова-Брейтбарт.
С 1991 года редакция «Граней» обосновалась в Москве. В 1992 году тираж журнала достиг апогея - 10 000 экземпляров. Но конкуренция с «толстыми» российскими журналами планомерно душит издание. Журнал закрывается в России и в 1996 году теоретически вновь «утекает» за границу. Теперь издательством заведует Т.А.Жилкина, живущая в США. Решением нового редактора, журнал в прежнем формате и с прежней периодичностью - 4 раза в год, выходит в Москве, но распространяется только по подписке тиражом примерно 750 экземпляров.