Методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.




Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель исследований территориального уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижении относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.

 

2.Раскройте понятие "экономический район". Чем отличается экономический район от региона?

Экономический район — это территориально связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

Вследствие территориального разделения труда в пределах Украины формируются экономические районы – участки страны, отличающиеся особой хозяйственной специализацией. Девять нынешних экономических районов составлены на основе административно-территориального деления страны и исторически сложившейся хозяйственной специализации отдельных регионов.

Различные части Украины отличаются между собой природными и экономическими условиями, трудовыми ресурсами. Специализируясь на производстве определенной продукции, отдельная территория обеспечивает ею другие части страны, а взамен получает недостающее в этом регионе. Так происходит обмен результатами труда, разделение которого между отдельными участками страны называют территориальным.Специализация отдельной территории складывается исторически и с развитием хозяйства может изменяться.

Для определения специализации территории, исходят из принципа размещения различных производств. Факторами, способствовавшими их появлению, являются: наличие природных условий и ресурсов, оказывающих содействие развитию хозяйства; наличие достаточного количества трудовых ресурсов; особенности географического положения, в частности по отношению к транспортной сети; исторически сложившиеся отрасли

хозяйства и необходимость выполнения определенной государственной задачи.

Учитывая природные, социально-экономические, исторические и другие факторы (в т.ч. и административно-территориальное деление), на территории Украины в настоящее время выделяют девять экономических районов:

1) Донецкий (Донецкая, Луганская области)

2) Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская области)

3) Северо-Восточный (Харьковская, Сумская, Полтавская области)

4) Центральный (Черкасская, Кировоградская области)

5) Северо-Западный (Волынская, Ровенская области)

6) Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая области)

7) Причерноморский (АР Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская)

8) Карпатский (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая области).

9) Столичный район (Киевская, Житомирская, Черниговская области)

Основные виды промышленности:

Донецкий регион — электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая промышленность и машиностроение;

Приднепровский район — электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность и машиностроение;

Северо-Восточный район — топливная промышленность, машиностроение, легкая и пищевая промышленность;

Центральный район — машиностроение, лесная и деревообрабатывающая и пищевая промышленность.

Северо-Западный район — лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая и пищевая;

Подольский район — машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, и пищевая промышленность;

Причерноморский район — машиностроение, легкая и пищевая промышленность;

Карпатский регион — электроэнергетика, химическая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность и пищевая промышленность;

 

 

2.1.Чем отличается экономический район от региона?

Экономический регион - часть общего экономического пространства, все составляющие которого связаны между собой более тесными связями, чем с элементами внешней среды (другими экономическими регионами). Каждый экономический регион имеет свой внутренний экономическое пространство, границы территории, которую он занимает, и связи с внешней средой. Экономические регионы отличаются по площади территории - от локальных (локальный TBK, промышленный пункт, центр и т.д.) до крупномасштабных (часть территории страны, возможно, и мира). Также экономические регионы могут выделяться по направлениям и формам регионального разделения в зависимости от цели исследования. Так, можно выделить отраслевые, межотраслевые, транснациональные, интегральные и другие экономические регионы.

Экономический район существенно не отличается от понятия экономического региона. Но почему-то в нашей стране преобладает мнение, что экономические районы - это только крупные экономико-географические районы. Недоразумение, как правило, возникают у тех людей, в частности экономистов, недостаточно знают теорию экономического районирования.

Порой районами называют также неэкономические образования, например административный, городской, сельскохозяйственный районы т.п.. Поэтому некоторые экономисты считают, что экономический регион более научным термином, чем экономический район. По нашему мнению, это не имеет принципиального значения, главное не путать научный и бытовой уровне использования слов-терминов.

Административно-территориальное деление и его единицы (в Украине - административные районы, области, АР Крым, города областного и республиканского подчинения) часто используют для определения таких экономических регионов, как, например, областной экономический регион, административный экономический регион и др.. Есть понятие экономического районирования отождествляют с административно-территориальным делением. Как правило, это наблюдается в сфере региональной политики и управления и такую терминологию используют преимущественно управленцы. Но экономическое районирование и административно-территориальное деление - это категории различных таксономических уровней.

Административно-территориальное деление зависит от характера власти и системы государственного управления, сформировавшиеся в стране. Этот процесс субъективный, им руководят конкретные люди, поэтому он часто может быть продиктован обычным произволом (что было характерно, например, для сталинских времен). Напротив, процесс формирования экономических регионов проходит объективно течение десятков лет. Итак, границы административно-территориальных единиц и экономических регионов (районов) не обязательно должны совпадать.

Административно-территориальное деление в странах с нестабильным развитием (например, в постсоветских странах по сравнению с консервативной Западной Европой) часто меняется с приходом кардинально новой формы власти. Так, в Украине в 2005 году наблюдалась попытка

полной смены региональной системы управления и самоуправления. Однако население ее совершенно не восприняло вследствие опасения очередной властной несправедливости. Учитывая целесообразность эта реформа необходима, потому что старая система административного деления не соответствует современным требованиям формирования рыночной экономики и демократического устройства общества, но для сохранения общественного спокойствия и стабильности и "внедрение стоит отложить до лучших времен.

Выделение экономических регионов - это не только процесс удовлетворения любознательности ученого, но и поиск конструктивных решений по совершенствованию управления развитием регионов. Итак, полностью игнорировать действующее административно-территориальное устройство страны невозможно, поэтому в экономическом районировании порой приходится уступать научными принципами. Но следует помнить о том, что когда речь идет об областных и других подобных административно экономических регионах, их выделения являются условным и они являются искусственно созданными научными категориями.

В идеале административно-территориальное деление (как система управления экономикой регионов) и экономическое районирование (выделение региональных экономических систем) должны совпадать. Только такой вариант дает возможность эффективно организовать социально-экономическое развитие регионов, и является главной задачей региональной экономики. Так, например, в США для выполнения программ развития отсталых регионов административно-территориальное деление не меняют, но создают специальные органы (администрации по выполнению программ), особенно для территорий, границы которых не совпадают с административно-территориальными единицами. Примером можно считать программу "Освоение и развития ресурсов долины реки "Теннесси", которая берет свое начало еще со времен правления Ф. Рузвельта и действует до сих

пор ее оценивают как лучший в мире образец эффективной региональной политики, а опыт изучают в американских университетах и бизнес - центрах.

 

 

Тесты:

1. Какого предприятия является целью эффективное производство, либерализация торговли, расширение производства?

A. государства;

B. предприятия;

C. региона;

D. всех субъектов.

Правильный ответ: D.

2. Верно ли такое утверждение?

Свободные экономические зоны являются частью территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной системы - да, нет.

Ответ – да.

 

 

Задача №1

В разделе "Доходы и расходы населения" статистического сборника "Украина в цифрах 2013 "выберите показатели среднемесячной заработной платы работников по Украине и исследуемом вами региона (области) за 2009, 2011, 2013. Результат оформите в виде приведенной таблицы

 

Среднемесячная заработная плата работников в Украине

и исследуемом регионе

       
Украина      
Одесская обл.      

 

 

Сделайте расчеты:

а) динамики среднемесячной заработной платы работников (индексов заработной платы) за годами и сравните их динамику в Украине и исследуемом регионе;

б) структуры заработной платы, то есть доли заработной платы региона по среднемесячной заработной платы в Украине.

Сделайте выводы.

Решение

       
Украина   138,14  
Одесская обл   133,57 123,46

 

В 2011 году, по данным Госстата, показатели среднемесячной заработной платы работников по Украине по сравнению с 2009г. увеличились на 38,4%. В 2013 году, по данным Госстата, показатели среднемесячной заработной платы работников по Украине составили на 14,4% меньше, чем в 2011 году.

В 2011 году, по данным Госстата, показатели среднемесячной заработной платы работников по Одесской области по сравнению с 2009г. увеличились на 33,57%. В 2013 году, по данным Госстата, показатели среднемесячной заработной платы работников по Одесской области составили на 10,11% меньше, чем в 2011 году.

Доля заработной платы в Одесской области по сравнению с Украиной за 2009 год 93,76%,за 2011 год 90,66%, за 2013 90,26%.

 

 

Задача №2

Используя приведенные в таблице данные по развитой страны А и слаборазвитых Б рассчитайте по каждой из них индекс развития человеческого потенциала и делайте выводы.

 

Показатели А Б
Ожидаемая продолжительность жизни, лет    
Уровень образованности взрослого населения,%    
Совокупная доля обучающихся,%    
Фактический ВВП на душу населения, долл. США    

 

Решение:

1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни Р1.

А. Iр1=(Р1факт-Р1min)/(Р1max-P1min)=(80-25)/(85-25)=0,916

Б. (68-25)/(85-25)= 0,716

Р1max-85 и Р1min-25 максимальная и минимальная продолжительность жизни в странах мира.

2.Для определения индекса достигнутого уровня образования необходимо вычислить два субиндекса.

а) индекс грамотного населения(Р2)

А. Iр2=(Р2фак-Р2min)/(P2max-P2min)=(97-0)/(100-0)=0,97

Б. Iр2=(80-0)/(100-0)=0,80

Где Р2max=100 u P2min=0.

б) Индекс числа поступивших в учебные заведения 1и2 и3 уровня(Р3)

А.Ip3=(P3факт-Р3min)/(P3max-P3min)=(87-0)/(100-0)=0,87

Б. I p3=(65-0)/(100-0)=0,65

где P3max=100 u P3min=0.

в) Индекс достигнутого уровня образования обобщает два субиндекса

А. I обр.=(2*Ip2+Ip3)/3=(2*0,97+0,87)/3=0,936

Б. (2*0,80+0,65)\3=0,750

3. Вычислим индекс скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) (Р)

А.Ip4=(Lgp4факт-Lgpmin)\(Lgp4max-Lgp4min)=(Lgp4факт-Lg100)\(Lg40000-Lg100)=(Lg26280-4,605)\(10,597-4,605)=(10,176-4,605)\(10,176-4,605)=5,571\5,992=0,929

Б. (8,488-4,605)\(10,597-4,605)=0,648

Итого: ИПЧП (А) =(ИПЖ+ИО+ИД)\3=(0,916+0,936+0,929)\3=0,927

ИПЧП (Б)=(0,716+0,750+0,648)\3=0,704

ВЫВОД: В стране А уровень жизни 0,927 очень высокий уровень жизни.

В стране Б 0,704 высокий уровень жизни.

ИПЧП определяется в диапазоне от 0 до1:

0,8 очень высокий уровень;

0,7-0,8 высокий уровень;

0,5-0,7 средний уровень.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

ВАРИАНТ№18

1.Трудовой потенциал Украины и региональные особенности формирования рынка труда.

Понятие "трудовые ресурсы" употребляется в мировой практике редко, чаще используется понятия "экономически активное население".

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая имеет соответствующее физическое развитие, знания и практический опыт работы, которые потенциально могут быть использованы в общественном хозяйстве.

К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. В Украине к трудовым ресурсам принадлежит население в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет и старшие, женщины - до 55 лет и старше, а также подростки в возрасте до 16 лет, которые работают). Численность и состав трудовых ресурсов приведен в таблице 1.2. Преобладающую часть трудовых ресурсов страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе рабочих за пределами трудоспособного возраста свыше 4/5 приходится на пенсионеров. Степень их участия в общественном производстве связанное с потребностями общественного хозяйства в рабочей силе, опыте конкретного лица, системой материального стимулирования, уровнем жизни населения. Изменения численности трудовых ресурсов зависят от естественного движения населения - рождаемости и смертности. За других одинаковых условий быстрому возрастанию население отвечает быстрое возрастание трудовых ресурсов и наоборот. Однако изменения в рождаемости на трудовые ресурсы повлияют

лишь через 16 лет. Соотношения численности поколений, которые вступают в трудоспособный возраст, также изменяется. Часть населения трудоспособного возраста в общей численности жителей Украины в 1990 г. равнялась 54,1, в 1996 г. - 58,8 процента.

Численность всех занятых в национальном хозяйстве в 2003 г. составляла 21,4 млн. человек Основная часть трудоспособного населения занятая в промышленности и строительстве (30,6%). Дале идут сельское и лесное хозяйство (22,5%), транспорт и связь (6,3%), торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка (6,9%), здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение (6,3%), народное образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание (11,0%), аппарат управления, кредитования и государственное страхование (3,8%), а также другие области национального хозяйства (5,2%). Причем приблизительно 66% население работает в производственной сфере и близко 38% - в сфере услуг.

Современное производство предопределяет объективную необходимость постоянного повышения качества рабочей силы. Высокий образовательный уровень, широкая общая культура, глубокая профессиональная подготовка и специальные знания, творческое отношение к работе и сознательная дисциплина превращается в обязательное условие высокопроизводительной работы все более широких слоев работающих. Возрастает удельный вес рабочих с высшим и средним образованием - 90% занятых. Причем каждый четвертый имеет диплом вуза или техникума. Уровень образования женщин достиг уровня образования мужнин. Много профессий в непроизводственной сфере, преимущественно в здравоохранении, образованию, требует более высокого уровня образования и продолжительной профессиональной подготовки. Большинство рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве,- женщины. Более всего их в областях сферы услуг - 70-80%.

Высочайший уровень обеспеченности трудовыми ресурсами имеют западные области, которые характеризуются значительной густотой сельского населения. В южных и восточных областях этот уровень кое-что низший. Значительными являются отличия в использовании трудовых ресурсов в селах и городах. Во всех наибольших и больших городах сложилась высокая часть занятости в промышленности (машиностроения, легкая, пищевая), на транспорте, в социальной сфере. В областях преимущественно аграрно-промышленной специализации высшей есть удельный вес работающих в сельском хозяйстве.В високоиндустриальних областях значительно преобладает число занятых в промышленности. В приморских и карпатских областях увеличивается частица занятых в сфере обслуживания население, в частности в рекреации.

 

1.1.Региональные особенности формирования рынка труда.

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов.

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Процесс становления регионального рынка труда в Украине сопровождается усилением его сегментации. В социально-экономической структуре работоспособного населения происходят существенные сдвиги, которые трансформируют практически однородную всеобщую занятость дореформенного периода в сегментированный рынок труда.

Заданием современного этапа в сфере регуляции занятости является переход к активной политике на рынке труда, который, к сожалению, не осуществляется в настоящий момент. В основу должна быть положена

модель управления центральными элементами, которой являются основные регуляторы рыночной организации труда: заработная плата как цена услуг труда, конкуренция на рынке труда, трудовая мобильность, уровень безработицы. Именно за этими параметрами осуществляется, с одной стороны, саморегулирование на рынке труда, а из другого - происходит вмешательство государства, которое реализует координирующую, стимулирующую или ограничивающую роль, в процесс управления.

Приоритетными направлениями реформирования украинского регионального рынка труда являются:

Совершенствование системы оплаты труда.

Расширение возможностей получения населением официальных основных и дополнительных доходов.

Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Содействие эффективным и целесообразным перемещениям работоспособного населения.

Предотвращение роста безработицы через создание рабочих мест за счет разных источников финансирования.

Внедрение механизмов освобождения и перераспределения занятых.

Реструктуризация экономики и подъема отечественного производства.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

2. Сущность, правовые основы политики самоуправления в регионе.

Государственная региональная политика - это совокупность организационных, правовых и экономических мер, которые осуществляются государством в сфере регионального развития страны с учетом текущего социально-экономического положения регионов и стратегических задач. Мероприятия направлены на стимулирование эффективного развития производительных сил региона, рациональное использование их ресурсного потенциала, создание нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечение экологической безопасности и совершенствования территориальной организации общества. Внедрение региональной политики связано с необходимостью совершенствования регионального управления. Современная чрезмерная централизация управления, несовершенная финансово-экономическая база местных органов власти привели к возникновению значительных диспропорций в территориальной структуре экономики, накопления на местах хозяйственных, экономических и социальных проблем.

Государственная региональная политика представляет собой составную часть общегосударственной стратегии экономического и социального развития Украины. Целью государственной региональной политики является создание условий для динамичного, сбалансированного развития территорий, устранение основных региональных диспропорций на основе эффективного использования производственного потенциала каждого региона для повышения уровня жизни населения, обеспечение социальной защищенности каждого гражданина, совершенствование работы органов государственной власти и местного самоуправления.

Государственная региональная политика основывается на следующих принципах:

1.конституционности и законности - реализация политики осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, внедрение четкого распределения полномочий и ответственности между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

2.обеспечение унитарности Украины и целостности ее территории, включая единство использования экономического механизма управления, единой для всех регионов Украины финансово-кредитной, налоговой и бюджетной систем;

3.сочетание процессов централизации и децентрализации власти с учетом общегосударственных, региональных и местных интересов;

4.обеспечение тесного сотрудничества органов исполнительной власти с органами местного самоуправления в реализации мероприятий по региональному развитию.

Государственная региональная политика должна обеспечить: 1.формирование оптимальной высокоэффективной структуры хозяйства регионов, которая бы обеспечивала их комплексное развитие на основе использования природно-ресурсного, производственно-экономического, научно-технического и человеческого потенциала, историко-культурных традиций;

2.совершенствование системы государственного прогнозирования и стратегического планирования регионального экономического и социального развития;

3.внедрение систем стратегического бюджетного планирования и финансового обеспечения регионального экономического и социального развития с использованием научно обоснованных норм и нормативов, для определения оптимального уровня финансовых ресурсов для реализации этой цели;

4.обоснование перспектив привлечения инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры на основе внедрения новых технологий, увеличения производства высококачественных товаров и услуг;

5.внедрение мероприятий, направленных на стимулирование развития депрессивных территорий;

6. объединение финансовых ресурсов местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления для решения общих межрегиональных экономических, социальных и экологических проблем;

7. повышение роли регионов во внешнеэкономическом сотрудничестве, активное вхождение регионов в международные организации и формирований, активизация межрегионального и трансграничного сотрудничества;

8.децентрализацию власти, разграничение полномочий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с расширением полномочий органов местного самоуправления.

Обобщая сущность и содержание деятельности по внедрению государственной региональной политики можно заключительной, что эта деятельность должна способствовать демократизации процессов управления каждым регионом и местного самоуправления, совершенствования интеграционных связей между органами государственного управления и региональными органами власти. При этом правовые и экономические отношения и регуляторы между государством и региональными органами власти должны строиться на конституционных принципах по принципу верховенства общегосударственного права и законов.

Внедрение региональной политики будет способствовать углублению территориального разделения труда, специализации производства, созданию производственных структур, отвечающих географическим и экономическим

условиям каждого региона. Эффективное использование научно-технического потенциала, развитие предпринимательства, внедрение различных форм хозяйствования должно способствовать насыщенности рынка товарами и услугами, удовлетворению потребностей людей, положительно повлиять на состояние социального обеспечения людей.

Рациональное использование природных ресурсов и их охрана в результате широкого применения малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологий способствовать решению экологических проблем, обеспечит сохранение и воспроизводство природы, создание достойных условий для жизни людей.

 

 

Тесты:

1.Основой формирования основ управления экономикой региона являются:

A. выполнения решений центральных органов власти;

B. учета потребностей населения региона;

C. учета геополитического размещения региона и населения;

D. учета требований объективных экономических законов.

Правильный ответ: C.

2. Верно ли такое утверждение?

Уровень жизни населения региона выражают следующие показатели: производство регионального продукта на душу населения, уровень доходов, цен, безработицы- да, нет.

Правильный ответ: Да

 

Задача № 1

В таблице приведены условные значения показателей производства регионального продукта:

Показатели Годы
1-й 2-й 3-й
Основные производственные фонды, млн грн      
Объем производства продукта, млн грн     187,5

 

Определите:

а) фондоотдачу по годам;

б) изменение в процентах фондоотдачи по годам (следующий год по сравнению с предыдущим).

Постройте диаграмму динамики фондоотдачи.

Сделайте выводы.

 

Решение:

Фо = В / С, где В летний выпуск продукции; С - среднегодовая стоимость основных средств.

1.Фондоотдача за первый год

180\140=1.28 млн.грн.

Ф. за второй год

185\142=1.30 млн.грн. Ф. за 3-год

187,5\143=1.31 млн.грн.

2.Динамика за 2-год по сравнению с 1-м годом

(1.30/1.28)*100%=1.01%

За 3-й год по сравнению со 2-м годом

(1.31/1.30)*100%=100.76%

  Года
1-й 2-й 3-й
фондоотдача 1.28 1.30 1.31
% соотношение - 1,01 1,07

 

Фондоотдача - экономический термин, обозначающий соотношение объема валовой продукции и стоимости основных фондов компании. Благодаря фондоотдаче экономист может рассчитать показатель эффективности деятельности предприятия, оценить результативность работы компании, конкурентоспособность и качество основных фондов компании. Фондоотдача показывает отдачу (объем произведенной продукции) на единицу вложенных средств в основные фонды. Чем эффективнее работает предприятие - тем больше показатель фондоотдачи.

В нашем примере показатель фондоотдачи с каждым годом увеличивался, это означает, что предприятие работает эффективно.

 

Задача № 2

Предположим, что в предыдущем году региональный продукт составил 36,4 млрд. грн, в текущем году – 37,2 млрд. грн. Валовой региональный продукт на душу населения в предыдущем году составлял 16800 грн. Численность населения в текущем году против предыдущего сократилась на 0.5%. Вычислите изменение объема валового регионального

продукта на душу населения в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Решение:

ВРП на душу населения определяется путем деления ВРП на общую численность населения.

Численность населения в предыдущем году составила

36,4/16800=2 166 667чел

1.Численность населения в текущем году составила

2 166 667-0,5%=2155833 чел

ВРП на душу населения в текущем году составляет39,2: 2155833= 18183грн.

По сравнению с предыдущим годом ВРП на душу населения увеличилась на 8,23%.

18183*100/16800=8,23%

 

Список литературы

1. Географическая энциклопедия Украины: В 3-х т. / Редкол. А.Н. Маринич (соот ред.) И др. - Киев: Уре им.. М.П. Бажана, 1989 - 1990. - т.1-3

2. Голиков А.П. Региональная экономика и природопользование: навч.посиб. /А.П.Голиков, А.Г.Дейнека, Л.О.Поздняковва и др. - Киев: ЦУЛ, 2011. - 352.с.

3. Данилишин Б.М. Социально-экономические проблемы развития регионов /Б.М.Данилишин.- Черкассы: ЧГТУ, 2006. - 315 с.

4. Долишная М.И. Региональная политика на рубеже ХХ - ХХI веков: новые приоритеты / нижнего М.И. - Киев: Наукова думка, 2006.

5. Дымченко А.В. Региональная экономика: навч.посиб. /О.В.Димченко. - Харьков: ХНАГХ, 2010. - 221 с.

6. Жук М.В. Региональная экономика: учеб. /М.В.Жук. - Киев: ВЦ "Академия", 2008. - 416с.

7. Журналы "Экономика Украины", Экономика и прогнозирования "," Региональная экономика ".

8. Заблоцкий Б.Ф. Региональная экономика: учеб. пособие. /Б.Ф.Заблоцький. - Львов: "Новый мир - 2000", 2011. - 352 с.

9. Лишиленко В.И.Региональна экономика / В.И.Лишиленко. - Киев: ЦУЛ. 2011. - 384 с.

10. Манив З.А. Региональная экономика: навч.посиб. /З.О. Манов, И.М.Луцький, С.З.Манив. -Львов: Магнолия, 2007. - 561 с.

11. Природно-ресурсная сфера Украины: проблемы устойчивого развития и трансформаций / Под общ. ред. Б.М.Данилишин. - Киев: Началова, 2006. - 704 с.

12. Региональная экономика: учеб. посибн. /В.К.Збарський, В.И.Мацибора и др.; По ред.В.К.Збарського и В.И.Мациборы. - Киев: Каравелла, 2012. - 280 с.

13. Региональная политика и механизмы ее реализации / Под ред. акад.НАН Украины М.И.Долишнього. - Киев: Наукова думка, 2003.

14. Размещение производительных сил и региональная экономика: учеб. / Под ред. В.В.Ковалевського. - Киев: Знание. 2009. - 374 с.

15. Социально-экономические системы производительных сил регионов Украины / С.И. Дорогунцов, Л.Г.Чернюк, П.П.Борщевський и др. - Киев: Началова, 2006. 690 с.

16. Статистический ежегодник Украины (по годам).

17. Стеченко Д.М. Размещение производительных сил и регионалистика: учеб. / Д.М.Стеченко.- Киев: Викар, 2006. - 396 с.

18. Шевчук Л.Т. Региональная экономика: учеб. пособие. / Л.Т.Шевчук - Киев: Знание, 2011. -319 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: