Особенности изучения сказок




Лекция 8, 9 Научные основы методики работы над произведениями разных родов и жанров

 

1. О родах литературных произведений.

2.Особенности изучения эпических произведений.

3.Особенности изучения лирических произведений.

4. Особенности изучения драматических произведений.

1. При выборе конкретных методических приемов на уроке для работы над художественным произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы.

Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы:

1) эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности);

2) лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (экспрессивности);

3) драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы смешение черт лирики и эпоса.

2. Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции.

В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.

При работе над эпическим произведением одним из ведущих приемов становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана. Выбор приема пересказа, кроме родовой принадлежности произведения, должен быть поддержан другими факторами. Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, а значит, снимает и необходимость работы над составлением плана. Поэтому, работая над такими жанрами, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть. Вид пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; а, работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

Особенности изучения сказок

Жанр – это определенный тип произведения, который отличается от других особенностями формы и содержания.

* Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера, но имеющих реальную основу.

Сказка - понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над ложью, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.

Учащиеся начальных классов должны понять, что сказка - это специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприемлемые в реальном мире". Законы "сказочного мира" алогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин. Следует обратить особое внимание учащихся на пять основных законов «сказочного мира»:

1. Одушевление предметов и явлений природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, превращение в реальные или фантастические образы;

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами; народный результат воображения как выражение мечты, идеи;

4. Чудесные представления и обращения;

5. Гиперболизация.

Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка -благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения учащегося как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

В процессе чтения сказок младшим школьникам раскрываются их своеобразные черты: фантастичность, изображение необычных событий, явлений природы и людей, специфический зачин, типично сказочное изложение с повтором однотипных действий. По окончании начальной школы ученики смогут выделить сказку как жанр среди других рассматриваемых на уроке чтения произведений. Для этого им хватит знания названных законов. В начальных классах речь может идти лишь о приобретении общих представлений о сказке и ее отличии от других произведений.

В начальных классах учащиеся чаще всего встречаются со сказками бытовыми, сказками о животных и волшебными сказками, поэтому они должны прежде всего научиться устанавливать отличия одной сказки от другой и определять вид той или иной сказки по отличительным особенностям.

Сказки бытовые, простые по сюжету, воспринимаются учащимися как уже знакомые из раннего детства. На долю учителя остается обратить внимание учащихся начальной школы на то, что в этих сказках герой выходит невредимым из самых безнадёжных ситуаций, потому что ему помогает его собственная сме­калка, изворотливость, даже плутовство.

В качестве отличительных особенностей бытовой сказки можно выделить следующие:

1. В основе вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт, в основе сказочного сюжета лежит жизненный конфликт;

2. События всегда разворачиваются в одном времени и пространстве, пространство реально, а события невероятны;

3. Фигурируют фантастические персонажи: чёрт. Горе, Доля;

4. Краткость изложения, разговорная лексика, диалоги, не имеют красочных эпитетов и поэтических формул;

5. Необязательно наличие зачинов и концовок.

В сказках о животных через взаимоотношения персонажей учащиеся познают социальное устройство общества.

В период обучения в начальной школе учащиеся должны научиться определять сказки о животных по их отличительным особенностям:

1. Четкость, простота построения;

2. Встречаются, как правило, два персонажа (может быть и более): «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Теремок»;

3. Между персонажами происходит борьба или противостояние: «Кот, петух и лиса»;

4. Характерная черта - антропоморфизм - наделение животных и вещей чертами, присущими людям: ходить на двух лапах, могут иметь характер, мыслить и думать, прогнозировать поступки.

Важно обратить внимание на особенности волшебных или героико-фантастических сказок, их отличия от сказок о животных. Так, например, волшебные сказки имеют более сложную композицию, они длиннее, состоят из многих эпизодов, приключений, отмечаются особенной изобретательностью, имеют мощный фантастический элемент.

Для детей младшего школьного возраста привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

Все сказанное о волшебных сказках определяет ее отличительные особенности:

1. Специфика структуры пространства: наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки;

2. Помимо людей в сказке могут присутствовать вымышленные персонажи: кикимора, водяной, Кащей;

3. Действия героев сопровождаются чудесами - действиями, которые совершаются без реальных мотивов, т.е. их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению», «молочная река с кисельными берегами»);

4. Наличие волшебных вещей: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.

При первичном восприятии народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому внимание концентрируется на формулах (устойчивая, повторяемая часть сказочного текста):

начала: жили-были..., в некотором царстве, в некотором государстве...; продолжения: долго ли, коротко ли..., скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...;

конца: и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз повтора эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка.

При чтении сказки со «сказочным миром» учитель может организовать
самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.
В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить
практические представления о сказке как жанре, о «сказочном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем литературоведческих умений, таких как:

1. Умение выделять сказку как жанр по ее основным признакам; 2.Умение определять вид сказки на основе установления ее отличительных особенностей;

3. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для положительных персонажей;

4. Умение определить сказочное место и время действия;

5. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия;

6. Умение давать элементарную оценочную характеристику персонажей;

7. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные
существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: