Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа имени З.Н.Нуриева села Верхнелачентау муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам.директор по УВР Директор МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева
________ Л.Р.Муллаянова _________М.Ф.Саетгалиева с.Верхнелачентау
_________А.Х.Бахтыгариева
Приказ №_____от _____08.2018 г.
Адаптированная рабочая программа
для детей ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1
Курса «Окружающий мир »
И 3 класс
На 2018-2019 учебный год.
Составила учитель начальных классов Хусниярова Флюра Хаматхановна
«Рассмотрено»
На заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с.Верхнелачентау
Протокол №____от 30.08.2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
· с возможностями завершенной линии учебников «Планета знаний» (авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.)
· с особенностями Образовательной программы школы.
|
· внесён региональный компонент на основе ООП НОО
Изменения, внесённые в типовую программу:
Данная рабочая программа берёт за основу базисную авторскую программу курса «Окружающий мир» 1-4 классы И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, содержание которой рассчитано на 68 уроков во 1- 4 классах (по программам I-IV классов), т.е. по 2 часа в неделю.
Однако для работы в классах с детьми ОВЗ, основная базисная программа учитывает необходимость не только образовательных и воспитательных задач, но и коррекционных. Такие задачи формулирует С. Г. Шевченко. Она опирается на 1-й вариант примерного учебного плана.
Коррекционные задачи:
§ Активизация познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся;
§ Развитие наблюдательности, интеллектуальной активности, умение подметить сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать;
§ Формирование навыка общения;
§ Повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
§ Обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;
§ Уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
§ Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
§ Активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
§ Развитие устной монологической речи.
|
Изучение программного материала позволит каждому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ | ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: · положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; своей Республики,своего Бирского района. · способность к самооценке; · осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие; · знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; · понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе; · чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; · понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье; могут быть сформированы: · устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; · умение оценивать трудность предлагаемого задания; · адекватная самооценка; · чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; · установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении; · осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; · осознанное положительное отношение к культурным ценностям; · основы экологической культуры; · уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны; · целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира. ПРЕДМЕТНЫЕ Человек и природа Учащиеся научатся: · проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты; · давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц; · различать план местности и географическую карту; · читать план с помощью условных знаков; · различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека; · показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России; · приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; · объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; · характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране; · устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); · рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; · объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне; · выполнять правила поведения в природе. · узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;приводить примеры, связанные с природными комплексами Республики Башкортостан. Учащиеся получат возможность научиться: · рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра; · предсказывать погоду по местным признакам; · характеризовать основные виды почв; · характеризовать распределение воды и суши на Земле; · объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных; · приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; · объяснять причины смены времён года; · применять масштаб при чтении плана и карты; · отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; · объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; · давать оценку влиянию деятельности человека на природу; · определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; · делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; · участвовать в мероприятиях по охране природы. Человек и общество Учащиеся научатся: · различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн, Республики Башкортостан,Бирского района); показывать на карте границы Российской Федерации; · различать права и обязанности гражданина, ребёнка; · описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте; · описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство); · называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством); · соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»; · находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; · рассказывать о ключевых событиях истории государства; · рассказывать об основных событиях истории своего края. · описывать достопримечательности родного края (по выбору). Учащиеся получат возможность научиться: · описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции; сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И..Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ); · характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; · описывать культурные достопримечательности своего края. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: · принимать и сохранять цель познавательной деятельности; · планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; · осуществлять пошаговый и итоговый контроль; · осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Учащиеся могут научиться: · самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; · самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные Учащиеся научатся: · находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; · использовать различные справочные. · понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; · использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; · осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; · проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; · устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; · обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; · выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; · устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); · сравнивать исторические события, делать обобщения. Учащиеся могут научиться: · осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; · моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе; · сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. · сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий; · устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии; · сравнивать исторические и литературные источники; · строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; · собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные Учащиеся научатся: · сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Учащиеся могут научиться: · распределять обязанности при работе в группе; · учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | ||||||||||||||
Содержание программы |
|
|
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тематическое планирование изучения учебного материала
1 класс
66 ч (2 ч в неделю)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коррекционно-развивающие задачи | план | факт | |
Вводный урок. «Что такое Окружающий мир» | Воспитывать целенаправленность внимания | ||||
Ты и твоё имя | Работать над увеличением объёма памяти. | ||||
3-4 | Экскурсия (3 урок) Твоя школа | Работать над увеличением объёма памяти. | |||
5-6 | Экскурсия (5 урок) Во дворе школы | Работать над увеличением объёма памяти. | |||
7-8 | Экскурсия (7урок) Вот и лето прошло | Работать над увеличением объёма памяти. | |||
Экскурсия Дорога в школу | Развивать умения восстанавливать связи между видимыми и соседними объектами. | ||||
Дорога в школу | Развивать умения восстанавливать связи между видимыми и соседними объектами. | ||||
Твой распорядок дня | Развивать умения восстанавливать связи между видимыми и соседними объектами. | ||||
12-13 | Экскурсия в парк(12 урок) Осень | Развивать умения восстанавливать связи между видимыми и соседними объектами. | |||
Как ты рос | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
Как ты воспринимаешь мир | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
Как ты воспринимаешь мир | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
Твоё тело | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
Как ты питаешься Пр.раб. «Составление меню» | Формировать полноту восприятия словесного материала (умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа и воспроизводить материал). | ||||
Твоя одежда | Формировать полноту восприятия словесного материала (умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа и воспроизводить материал). | ||||
Твоя одежда | Формировать полноту восприятия словесного материала (умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа и воспроизводить материал). | ||||
Будь здоров Пр.раб. «Как чистить зубы» | Учить выделять главное, существенное. | ||||
Будь здоров | Учить выделять главное, существенное. | ||||
Твоё настроение | Учить выделять главное, существенное. | ||||
Твоё настроение | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия. | ||||
Будь внимательным | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия. | ||||
Будь внимательным | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия. | ||||
«Полна природа удивления» | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия. | ||||
28-29 | Вода и воздух Пр.раб. «Свойства воды» опыты. | Работать над увеличением объёма памяти. | |||
Экскурсия Зима | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
Зима Тестовая диагностическая работа. | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
Времена года | Работать над увеличением объёма памяти | ||||
33-34 | Как устроено растение Пр.раб. по теме: «Части растений» | Работать над последовательностью восприятия, умением устанавливать причинно - следственную связь между отдельными факторами и явлениями. | |||
Деревья, кустарники, травы | Работать над последовательностью восприятия, умением устанавливать причинно - следственную связь между отдельными факторами и явлениями. | ||||
Деревья, кустарники, травы | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия | ||||
Как развивается растение Опыт по проращиванию семян фасоли. | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия | ||||
Как развивается растение | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия | ||||
Растения в нашем классе | |||||
Растения в нашем классе Пр. раб. «Правила ухода за комнатными растениями | Совершенствовать быстроту, полноту, точность восприятия | ||||
Насекомые, птицы, рыбы, животные | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
Насекомые, птицы, рыбы, животные | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
Жизнь животных | Развивать умение сравнивать и анализировать | ||||
Жизнь животных | Развивать умение сравнивать и анализировать | ||||
Домашние животные | Развивать умение сравнивать и анализировать | ||||
Домашние животные | Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный | ||||
«Береги природу, человек» | Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный | ||||
«Береги природу, человек» | Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный | ||||
Тестовая диагностическая работа. | Формировать активность восприятия. | ||||
«Наша Родина» | Работать над формированием личностных мотивов запоминания, над умением создать установку на длительное и прочное запоминание | ||||
«Наша Родина» | Работать над формированием личностных мотивов запоминания, над умением создать установку на длительное и прочное запоминание | ||||
Наш дом | Работать над формированием личностных мотивов запоминания, над умением создать установку на длительное и прочное запоминание | ||||
Наш дом | Работать над формированием личностных мотивов запоминания, над умением создать установку на длительное и прочное запоминание | ||||
Наши родственники | Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей). | ||||
55-56 | Хороший день | Формировать активность восприятия. | |||
Экскурсия в природу Весна | Формировать активность восприятия. | ||||
Весна | Формировать активность восприятия. | ||||
Наша безопасность Практикум «Как переходить дорогу» | Формировать активность восприятия. | ||||
Наша безопасность | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
Будем вежливы Тестовая диагностическая работа. | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
Будем вежливы | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
Мы едем, едем, едем | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
Промежуточная аттестация в форме оценочного листа | Воспитывать целенаправленность внимания. | ||||
65-66 | Скоро летоЭкскурсия на родник | Воспитывать целенаправленность внимания. | |||
3 класс
68 ч (2 ч в неделю)