Какие этапы ТПМ служат для оценки командной техники передвижения и страховки при преодолении естественных препятствий?




Вышеперечисленные в данном разделе занятия личные этапы, где применяется туристская техника передвижения и страховки (например, различные этапы переправ через водные препятствия, преодоления склонов) конечно можно использовать и в «командном» варианте. Однако на дистанции класса новичков это не целесообразно. Данные этапы в варианте командного преодоления неизбежно потребуют определенного уровня «наведения» этапа силами команды, а именно – укладки бревна, натяжения транспортных и страховочных веревок, закрепления страховочных перил на опорах в опасной зоне и пр. В то же время уровень подготовки участников соревнований «класса новичков» таких действий не предполагает. Поэтому ниже мы предлагаем только два этапа применения вышеозначенной туристской техники. Тем не менее, в зависимости от подготовленности конкретного контингента соревнующихся спортсменов, такие технические этапы с элементами самонаведения могут быть использованы в соревнованиях по ТПМ V группы.

Этап «Преодоление заболоченного участка с помощью жердей (гать)». Этап желательно располагать на заболоченном участке местности. Используются естественные или искусственные кочки (сухие островки), которые служат опорами для укладки жердей. Достаточно установить пять таких опор. На команду из шести человек выдаются 6 жердей Расстояние между опорами – до 2.5м, длина жердей – 3-3.5м. На этапе оценивается командная скорость и техника передвижения по гати. Штрафные баллы – за падение в воду или за срыв с кочки (жерди).

2. Этап «Вязка узлов». На этапе участники вяжут по жребию (указанию судьи этапа) один из шести определенных судьями узлов (из числа допущенных к использованию «Методическими указаниями, 2002). На вязку отводится ограниченное время (например, 30 сек), после чего проводится «проверка количества и качества» вязки. Оценивается командная скорость и правильность вязки узлов. Штрафные баллы – за отсутствие контрольных узлов, не расправленный, не завязанный узел.

Какие характерные этапы ТПМ служат для оценки командной техники ориентирования на местности? Отметим, что техника ориентирования одна из основополагающих для преодоления дистанций ТПМ. Личный этап техники ориентирования должен обязательно включаться в дистанцию соревнований по ТПМ V группы и влиять на результаты личного первенства. В таком случае как таковых командных технических этапов ориентирования на местности в дистанцию можно не включать. Само движение команды по дистанции построено с использованием спортивной карты (с одного обозначенного на карте этапа на другой), что является обычной практикой проведения соревнований по ТПМ различных групп. Тем самым командная скорость движения по дистанции, в том числе, будет определяться владением техникой ориентирования в заданном направлении.

Тем не менее, технический этап «движение по обозначенной на карте линии» организаторы соревнований могут использовать, чтобы задать нужный (жестко определенный) путь движения команды на каком-либо отрезке (отрезках) дистанции. В массовых стартах соревнований V группы это может быть весьма полезным приемом оптимизации (ускорения) движения участников по дистанции. Протяженность движения по линии – до 1.5км; количество КП 3-5. На этапе применяется и оценивается техника ориентирования (техника чтения карты и движения по обозначенному на карте маршруту с опознаванием опорных ориентиров); штрафные баллы назначаются за пропущенные КП.

Какие характерные этапы ТПМ служат для оценки командной техники транспортировки «пострадавшего»? «Правилами» соревнований по ТПМ определено, что из комплекса «техник», применяемых в поисково-спасательных работах, в соревнованиях класса новичков оценке подвергается только техника транспортировки «пострадавшего». Возможны следующие этапы в данной технике.

Этап «Транспортировка «пострадавшего» по равнинной или легко-пересеченной местности на бухте веревки». Целесообразна транспортировка «пострадавшего» двумя носильщиками на бухте веревки (могут работать две «тройки» в команде). Техника транспортировки осваивалась Вами на практических занятиях и указана в специальной литературе по организации спасательных работ. Трассу транспортировки располагают на тропе (лесной дороге). Протяженность транспортировки – до 300м. На этапе возможен участок не крутого (5-10°) подъема-спуска протяженностью 15-20м. Бухта веревки изготавливается (маркируется) самими участниками команды. На этапе оценивается техника транспортировки «пострадавшего» на бухте веревки. Штрафные баллы начисляются команде преимущественно за небрежную транспортировку «пострадавшего» и оказанную «пострадавшим» помощь своим товарищам.

Этап «Транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках по равнинной и легко-пересеченной местности». Данный этап наиболее предпочтителен и более однозначен для судейства. Носилки изготавливаются и «пострадавший» укладывается и закрепляется на них силами команды в соответствие с принятыми Методическими указаниями. Протяженность транспортировки – до 300м. На этапе возможен участок не крутого (5-10°) подъема-спуска протяженностью 15-20м. При этом использованный участок склона не должен предполагать организации, какой бы то ни было страховки носилок, «пострадавшего» и носильщиков основной веревкой. На этапе оценивается техника транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках. Штрафные баллы начисляются за ошибки, допущенные при вязке носилок, за небрежную транспортировку «пострадавшего» и оказанную «пострадавшим» помощь своим товарищам.

Какие характерные этапы ТПМ служат для оценки командной техники туристского бивака? Отдельные этапы, где применяется и оценивается командная техника туристского бивака – в основном прерогатива соревнований по ТПМ класса «новичков». Следует отметить, что из всех перечисленных технических этапов – этапы данного вида наиболее неоднозначны для судейства и определения результатов. Так в представленной в «Правилах» таблице штрафов по технике даны штрафные баллы, соответствующие качественным оценкам туристского бивака: «хорошо» (0.2), «удовлетворительно» (0.3), «плохо» (0.5), и «очень плохо» (0.7). В то же время, найти четкие критерии и определить «что такое хорошо и, что такое плохо» в организации туристского бивака на соревнованиях достаточно сложно. Поэтому наиболее приемлемым является следующий этап.

Этап «Установка, снятие палатки». На этапе оценивается командная скорость и техника установки и снятия палатки. Все команды должны работать с палаткой единого образца (очевидно, что техника установки, например, дуговой полусферы и двускатной палатки различны). Оценка этапа упростится, по нашему мнению, если на этапе использовать обычную двускатную палатку. Тогда оценки «хорошо-плохо» можно ставить в соответствие с количеством морщин на поверхностях палатки (два ската, две боковые стенки, два торца) и наличием – отсутствием перекоса палатки (В.И. Ганопольский, не опубликованные данные). При желании, для того, чтобы повысить исходную оценку этапа, можно совместить этап транспортировки «пострадавшего» и установки палатки. Задание – транспортировать и, затем, обеспечить покой и отдых «пострадавшему», уложив его в палатку.

Что представляет собой обычная схема дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного туризма V классасложности? Протяженность дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного туризма V класса сложности должна составлять порядка 3-4км, а количество технических этапов – 5-6 штук. При этом результаты преодоления участниками набора из этапов в индивидуальной технике передвижения, страховки на естественных препятствиях и в технике ориентирования на местности (т.е. в наиболее значимых туристских «техниках») в оптимуме должны определять победителей и призеров соревнований в личном зачете. Результаты преодоления дистанции в целом (как этапов в личной технике, так и этапов в командной технике) определяют победителя и призеров соревнований в командном зачете.

Из богатого опыта туристских соревнований известно, что наиболее удобно для организации судейства, определения результатов, подготовки и отдыха участников, дистанцию планировать так, чтобы старт и финиш дистанции располагались в одном пункте. Стартовая часть дистанции обычно располагается у начала первого этапа. Она может включать: «площадку» предстартовой подготовки участников, пункт проверки их снаряжения. На «площадке» подготовки участники приводят в готовность командное и личное снаряжение и ожидают приглашение на пункт проверки. В пункте проверки у участников проверяется соответствие специального страховочного и защитного снаряжения, средств передвижения и транспортировки грузов условиям соревнований и требованиям безопасности. Финишная часть дистанции объединяет последний этап и финишную «площадку» или расположена рядом с последним этапом.

Технические этапы располагают по маршруту дистанции и «привязывают» к соответствующим препятствиям местности. При этом уровень сложности установленных на дистанции этапов должен соответствовать параметрам, определенным Правилами для дистанции V класса сложности (см. Таблицу 1, раздел 3 данного занятия). В случае планирования кольцевой дистанции, с точки зрения зрелищности соревнований, корректировки стартового интервала команд и пр., есть смысл наиболее сложные и ответственные технические этапы «поставить» на старте и финише дистанции. Например, этап «навесная переправа через реку» можно поставить на старте; этап «переправа через ручей вброд» – на финише. Последовательность постановки иных этапов особого значения не имеет и зависит от расположения естественных препятствий на местности.

Как при подготовке соревнований планируют движение команд по дистанции? На старте дистанции участникам выдают карту с обозначенным месторасположением технических этапов, и они двигаются соответственно заданной очередности преодоления технических этапов. Понятно, что наиболее технически сложные и интересные элементы дистанции – это собственно технические этапы. Но не следует относиться формально и к промежуточным переходам с этапа на этап. Оптимальный путь движения на этап (который участники должны «прочитать» на карте) не должен быть чрезмерно труден физически и технически в соревнованиях класса «новичков». Странным было бы, например, для участников еще до технического этапа «брод» вынужденно преодолеть вброд пару-тройку водных препятствий.

Разумеется, карта предоставляет участникам выбор оптимального с их точки зрения пути на следующий этап, и такого рода ориентирование в заданном направлении – один из основополагающих компонентов оцениваемой на соревнованиях туристской техники. Тем не менее, на соревнованиях «новичков», где большое количество команд должно преодолеть дистанцию за один световой день, допустимо сузить возможности выбора пути движения. Для этого можно расположить этапы таким, образом, чтобы в район их локализации вели «прямые» линейные ориентиры. Кроме того, с помощью специального этапа «линейное ориентирование » (движение команд осуществляется строго по нанесенной на карте линии движения) начальник дистанции можете задать командам однозначный путь перехода с этапа на этап (минуя объективно опасный участок, такой, например, как движение по автостраде).

Какие методические подходы применяются к планированию и постановке отдельных технических этапов соревнований по ТПМ? Технические этапы дистанции устанавливаются на соответствующих естественных препятствиях местности (этап «преодоление склона» – на склоне холма, оврага, стене искусственного сооружения; этап «переправа» – на водных препятствиях, на естественных «складках» местности и т.д.). Самое важное, что необходимо учитывать при постановке технических этапов, это то, чтобы параметры выбранных естественных препятствий (протяженность, крутизна склона, количество КП, примерная длина бревна при переходе через реку, глубина брода и т.д.) и технические задания на этапах соответствовали заявленному классу сложности. Данное условие определит и организационный, и спортивный успех соревнований, а так же их безопасность. На соревнованиях класса «новичков» технические этапы рассчитаны с точки зрения их сложности на спортсменов, прошедших начальный курс туристской подготовки и тренировки (а не вообще на новичков в туризме, совершенно не владеющих компонентами туристской техники). Характерные технические задания и параметры препятствий для данного контингента участников нами уже были указаны выше в данном разделе).

Отметим так же такой важный методический прием при постановке технических этапов, как возможность организации двух (нескольких) параллельных трасс их преодоления. Для массовых соревнований новичков это немаловажный фактор оптимизации соревнований, позволяющий избегать ненужных отсечек времени. Судьям-постановщикам этапов следует, прежде всего, целенаправленно искать место, где такая параллельность трасс движения принципиально возможна с точки зрения расположения опор, параметров склона, реки и пр. Постановка нескольких трасс движения участников по этапу «напрашивается», например, на таких этапах, как: «переправа по параллельным перилам»; «спуск по склону спортивным способом»; «переправа через водное препятствие вброд».

До начала соревнований этапы маркируются: обозначаются точки начала и окончания этапа; опасные, безопасные и рабочие зоны; коридоры движения; опоры, необходимые для организации страховки и пр. [4]. Пренебрегать маркировкой не следует, во избежание ненужных конфликтов с участниками соревнований и субъективизма в судейских решениях. Особенно тщательно следует отнестись к обозначению границ опасной зоны, в пределах которой оценивается техника страховки (самостраховки) участников соревнований. Параметры склонов и водных препятствий на соревнованиях класса новичков не предполагают преодоление реально опасных препятствий. Поэтому, границы условной опасной зоны должны быть очевидны для участников. Четкие, по месту обозначения и маркировка на этапах, использование стандартных знаков КП, оснащенных компостерами – это составляющие высокой общей культуры проведения состязаний.

В заключение информации о методике планирования и постановки технических этапов, еще раз подчеркнем необходимость обеспечить полную безопасность участников соревнований. С этой точки зрения, важно, как мы уже подчеркивали выше, во-первых, удачно выбрать место постановки этапа и соблюсти классификационные параметры соответствующих естественных препятствий. Во-вторых, следует провести тщательную предварительную подготовку этапов с точки зрения их безопасности. Важнейшие элементы подготовки технических этапов с точки зрения их безопасности нами указывались в лекции посвященной учебно-контрольным соревнованиям по туристской технике. Остановимся еще раз только на мерах по обеспечению безопасности на этапах преодоления естественных препятствий (склонов, переправах). При подготовке этапов преодоления склонов следует удалить «живые» камни со склонов, опасные сучья, на которые может случайно наткнуться участник и пр. Если на этапах переправ натянутые, перильные веревки расположены высоко от поверхности земли (1.5-2м и более), следует на опоры для закрепления перил повесить вспомогательные петли, лестницы, чтобы облегчить участникам процесс «водружения» на транспортную веревку, и обеспечение самостраховки. Любое лазанье по сучьям на достаточно большую высоту таит опасность! В случае переправы вброд через реку неукоснительно следует соблюсти безопасные параметры переправы (глубину реки, скорость течения). Лишний раз стоит оценить подходы к броду и качество дна.

Подводя черту под разделом 3, приведем пример возможного состава и последовательности технических этапов на дистанции ТПМ V группы в технике горно-пешеходного туризма. В частности, поставленная нами на соревнованиях студентов Белорусского Государственного университета физической культуры г. Минска (БГУФК, 2005г) дистанция по технике горно-пешеходного туризма включала два (короткий и длинный) участка. Короткий участок дистанции (не более 500м) состоял из четырех наиболее зрелищных этапов, требующих от участников умения работы с веревкой, организации самостраховки и пр. (Рис.1) Они преодолевались в такой последовательности: 1) «переправа над сухим каньоном по параллельным перилам» (личный), 2) «подъем-траверс и спуск по склону с самостраховкой на перилах» (личный), 3) «навесная переправа через реку» (командный) и 4) «вязка узлов» (командный). Весь участок располагался компактно, на одном склоне нужных параметров, с протекающим под его основанием ручьем (через который осуществлялась навесная переправа, при этом участники силами команды натягивали одну транспортную веревку). Длинный (4-х километровый) участок дистанции включал следующие этапы: «линейное ориентирование» (командный), «движение по азимуту» (личный), «транспортировка пострадавшего на вязаных носилках» (командный). Этапы линейного ориентирования (два) были введены исключительно, чтобы направить команды по заданному пути на старте и финише длинного участка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: