Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
Г. Узловая Тульской области
Классный час
для 5 классов на тему:
«Россия и Крым – общая судьба».
Подготовили:
Данильченко Н.Ю.,
учитель русского языка и литературы,
Лучина Т.В.,
учитель физики.
Год
Цели:
- Сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события.
- Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России и Крыма, Конституции - основному закону страны.
- Воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Ход урока
Организационный момент. Звучит гимн России
Учитель: - Ребята, сегодня наш классный час начался с гимна РФ. Как вы думаете, почему?
(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях). Государственный гимн является официальным символом любого государства.
Ученик. Гимн – торжественная песня или просто мелодия – символ государства. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча или подпевают. С января 2001 года Государственным гимном стал текст С.В. Михалкова на музыку А. Александрова.
Учитель
-Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?
- Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
-Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)
Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.
|
-Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны –Конституцией РФ. В этом году ей исполняется 22 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. У России флаг трёхцветный.
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет.
Грязным войнам только – нет!
Учитель
Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет - цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.
Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.
- Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Учитель:
1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)
|
2. Что символизирует двуглавый орел? ( Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации)
3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство)
Учитель: Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ею. Быть достойными гражданами своей страны, так как каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.
Учитель
Его называют зелёный остров,
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой, стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною сравним.
Здесь всё как в легенде: скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток,
Реки, озёра, степные просторы,
Весенней яйлы златотканый платок.
Крым – Родина наша, помните это,
Души не жалейте ради неё!
Пусть над зелёным островом нашим
Мирное, доброе солнце встаёт!
Учитель
Герб Автономной Республики Крым представляет собой в червленом варяжском щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой (лазоревой) жемчужиной. Грифон (крылатый лев с орлиной головой) – мифологическое существо – символ античных городов Херсонеса, Пантикапея и других, в более поздние времена – городов Севастополя и Керчи. С античных времён грифону приписывали охранные свойства. На гербе Крыма он изображён как символ хранителя и защитника республики. Голубая жемчужина символизирует Крым как уникальный уголок планеты, единство всех его народов, религий и культур.
|
Учитель
18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории.
ВИКТОРИНА
- Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)
- Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. (Герб)
- Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
- Кого историки считают основателем российского флага?
- Какие цвета у флага России?
- Что обозначает каждый цвет на флаге?
- Как надо относиться к символам своей страны?
- Золотой шар с крестом наверху. (Держава)
- Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)
- Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)
- Как иначе называется флаг? (Знамя)
- Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)
- Жезл – символ власти – это …(Скипетр)
- Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)
- Сколько голов у орла на гербе России? (две)
- Столица нашей Родины. (Москва)
- Торжественная песня – символ государства. (Гимн)
- Какого цвета щит на гербе России? (Красного)
-Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Помните, что каждый гражданин должен знать символы своей страны и помнить историю их появления.
А сейчас вашему вниманию видеоролик «КРЫМ».
-Ребята как вы думаете, какие народы проживают в нашей большой Родине?
На территории Крыма живут вместе более двадцати национальностей. Это русские, украинцы, крымские татары и многие другие.
-Чем отличаются нации друг от друга?
Каждая нация имеет свои национальные традиции и обычаи, которые живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражается быт, взаимоотношения, кухня, культура, другими словами - особенности и разнообразие данного народа.
У каждого народа свой язык. Но все мы похожи тем, что при встрече всегда говорим здравствуйте.
Вот как это звучит на разных языках.
- Здоровеньки булы. (Украина)
- Здравствуйте (Россия)
- Селям алейкум! (Крымскотатарский)
- Прывитанне (по-белорусски)
-Есть такая русская поговорка «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
Как вы понимаете эту поговорку?
-Давайте вспомним, как звучат пословицы о дружбе разных народов. Пословицы - неписаные законы жизни, составленные за долгие века.
- Дерево корнями сильно, человек – друзьями (грузинская)
- Сила птицы в крыльях, сила человека - в дружбе (татарская)
- Дружба народов - их богатство (узбекская)
- Дружба заботой да подмогой крепка (русская)
Много испытаний выпало на нашу страну и народы других национальностей.
Как должны жить народы разных национальностей?
Что поможет людям различных национальностей жить в мире?