Оглавление
Цель работы.. 3
Задание для домашней подготовки. 3
Задание к лабораторной работе. 3
Содержание отчета. 3
Контрольные вопросы. 4
Литература. 5
Приложение 1. Пакеты и интерфейсы.. 6
Приложение 2. Вложенные классы.. 22
Приложение 3. Интерфейсы и обратные вызовы.. 28
Цель работы
Получить первичные знания об интерфейсах, обратных вызовах и внутренних классах языка Java. Научиться писать программы, использующие интерфейсы, обратные вызовы и внутренние классы.
Задание для домашней подготовки
Ознакомиться с материалом, предоставленным в приложении к данным методическим указаниям. Ознакомиться с текстом задания к лабораторной работе и написать программу.
Задание к лабораторной работе
Написать программу, в которой банковский счет управляется таймером.
Объект вложенного класса, реализующий интерфейс ActionListener (отслеживающий действие таймера), каждую секунду добавляет к сумме, лежащей на счету, начисленные на нее проценты.
Содержание отчета
Отчет должен содержать:
1. Постановку задачи, решаемой отлаженной программой.
2. Руководство пользователя отлаженной программы, содержащее описание интерфейсов всех функций программы.
3. Листинг программы с необходимыми комментариями.
Контрольные вопросы
1. Что такое интерфейс в Java?
2. Возможно ли расширять интерфейс с использованием механизма наследования?
3. Допускают ли интерфейсы множественное наследование?.
4. Как организован обратный вызов в Java?.
5. Что называется внутренним классом?
6. Включает ли внешний класс область видимости внутреннего класса?.
7. Можно ли обратиться из внутреннего класса к элементам внешнего класса?
Литература
Официальные источники:
1. Кен Арнольд, Джеймс Гослинг, Дэвид Холмс. Язык программирования Java™.
2. Официальный сайт Java — https://java.sun.com/ (есть раздел на русском языке с учебником).
3. Java™ 2 SDK, Standard Edition Documentation — https://java.sun.com/products/jdk/1.5/index.html.
4. Джеймс Гослинг, Билл Джой, Гай Стил. Спецификация языка Java (The Java Language Specification — https://www.javasoft.com/docs/books/jls/). Перевод на русский язык — https://www.uni-vologda.ac.ru/java/jls/index.html
5. Официальный сайт проекта Eclipse — https://www.eclipse.org/.
Другое:
1. Дмитрий Рамодин. Начинаем программировать на языке Java.
2. Николай Смирнов. Java 2: Учебное пособие.
3. Картузов А. В. Программирование на языке Java.
4. Вязовик Н.А. Программирование на Java.
5. Электронный учебник. Автор не известен.
Приложение 1. Пакеты и интерфейсы
В стандартную библиотеку Java API входят сотни классов. Каждый программист в ходе работы добавляет к ним десятки своих. Классов. Множество классов становится необозримым. Уже давно принять классы объединять в библиотеки. Но библиотеки классов, кроме стандартной, не являются частью языка.
Разработчики Java включили в язык дополнительную конструкцию — пакеты (packages). Все классы Java распределяются по пакетам. Кроме классов пакеты могут включать в себя интерфейсы и вложенные подпакеты (subpackages). Образуется древовидная структура пакетов и подпакетов.
Эта структура в точности отображается на структуру файловой системы. Все файлы с расширением class (содержащие байт-коды), образующие пакет, хранятся в одном каталоге файловой системы. Подпакеты собраны в подкаталоги этого каталога.
Каждый пакет образует одно пространство имен (namespace). Это означает, что все имена классов, интерфейсов и подпакетов в пакете должны быть уникальны. Имена в разных пакетах могут совпадать, но это будут разные программные единицы. Таким образом, ни один класс, интерфейс или подпакет не может оказаться сразу в двух пакетах. Если надо использовать два класса с одинаковыми именами из разных пакетов, то имя класса уточняется именем пакета: пакет.класс. Такое уточненное имя называется полным именем класса.
Пакетами пользуются еще и для того, чтобы добавить к уже имеющимся правам доступа к членам класса private, protected и public еще один, "пакетный" уровень доступа.
Если член класса не отмечен ни одним из модификаторов private, protected, public, то, по умолчанию, к нему осуществляется пакетный доступ, а именно, к такому члену может обратиться любой метод любого класса из того же пакета. Пакеты ограничивают и доступ к классу целиком — если класс не помечен модификатором public, то все его члены, даже открытые, public, не будут видны из других пакетов.
Пакет и подпакет
Чтобы создать пакет надо просто в первой строке Java-файла с исходным кодом записать строку package имя;, например:
package mypack;
Тем самым создается пакет с указанным именем mypack и все классы, записанные в этом файле, попадут в пакет mypack. Повторяя эту строку в начале каждого исходного файла, включаем в пакет новые классы.
Имя подпакета уточняется именем пакета. Чтобы создать подпакет с именем, например, subpack, следует в первой строке исходного файла написать;
package mypack.subpack;
и все классы этого файла и всех файлов с такой же первой строкой попадут в подпакет subpack пакета mypack.
Можно создать и подпакет подпакета, написав что-нибудь вроде
package mypack.subpack.sub;
и т. д. сколько угодно раз.
Поскольку строка package имя; только одна и это обязательно первая строка файла, каждый класс попадает только в один пакет или подпакет.
Компилятор Java может сам создать каталог с тем же именем mypack, a в нем подкаталог subpack, и разместить в них class-файлы с байт-кодами.
Полные имена классов А и В будут выглядеть так: mypack.A, mypack.subpack.В.
Фирма SUN рекомендует записывать имена пакетов строчными буквами, тогда они не будут совпадать с именами классов, которые, по соглашению, начинаются с прописной. Кроме того, фирма SUN советует использовать в качестве имени пакета или подпакета доменное имя своего сайта, записанное в обратном порядке, например:
com.sun.developer
До сих пор мы ни разу не создавали пакет. Компилятор всегда создает для таких классов безымянный пакет, которому соответствует текущий каталог файловой системы. Вот поэтому у нас class-файл всегда оказывался в том же каталоге, что и соответствующий Java-файл.
Безымянный пакет служит обычно хранилищем небольших пробных или промежуточных классов. Большие проекты лучше хранить в пакетах. Например, библиотека классов Java 2 API хранится в пакетах java, javax, org.omg. Пакет Java содержит только подпакеты applet, awt, beans, io, lang, math, net, rmi, security, sql, text, util и ни одного класса. Эти пакеты имеют свои подпакеты, например, пакет создания графического интерфейса пользователя (ГИП) и графики java.awt содержит подпакеты color, datatransfer, dnd, event, font, geometry, image, print.
Конечно, состав пакетов меняется от версии к версии.
Права доступа к членам класса
Рассмотрим большой пример. Пусть имеется пять классов, размещенных в двух пакетах, как показано на рис. П.1.
Рис. П.1. Размещение наших классов по пакетам
В файле Base.java описаны три класса: inpi, Base и класс Derivedpi, расширяющий класс Base. Эти классы размещены в пакете pi. В классе Base определены переменные всех четырех типов доступа, а в методах f() классов inp1 и Derivedp1 сделана попытка доступа ко всем полям класса вазе. Неудачные попытки отмечены комментариями. В комментариях помещены сообщения компилятора. Листинг 3.1 показывает содержимое этого файла.
Листинг П.1. Файл Base.java с описанием пакета p1
package p1;
class Inp1{
public void f () {
Base b = new Base();
// b.priv = 1; // "priv has private access in p1.Base"
b.pack = 1;
b.prot = 1;
b.publ = 1;
}
}
public class Base{
private int priv = 0;
int pack = 0;
protected int prot = 0;
public int publ = 0;
}
class Derivedpi extends Base{
public void f(Base a) {
// a.priv = 1; // "priv hаs private access in pi.Base"
a.pack = 1;
a.prot = 1;
a.publ = 1;
// priv = 1; // "priv has private access in pi.Base"
pack = 1;
prot = 1;
publ = 1;
}
}
Как видно из листинга П.1, в пакете недоступны только закрытые, private, поля другого класса.
В файле Inp2.java описаны два класса: Inp2 и класс Derivedp2, расширяющий класс Base. Эти классы находятся в другом пакете р2. В этих классах тоже сделана попытка обращения к полям класса Base. Неудачные попытки прокомментированы сообщениями компилятора. Листинг П.2 показывает содержимое этого файла.
Напомним, что класс Base должен быть помечен при своем описании в пакете p1 модификатором public, иначе из пакета р2 не будет видно ни одного его члена.
Листинг П.2. Файл Inp2.java с описанием пакета р2
package p2;
import pl.Base;
class Inp2{
public static void main(String[] args){
Base b = new Base();
// b.priv = 1; // "priv has private access in pl.Base"
// b.pack = 1; // "pack is not public in pl.Base;
// cannot be accessed from outside package"
// b.prot = 1; //„"prot has protected access in pi.Base"
b.publ = 1;
}
}
class Derivedp2 extends Base{
public void, f (Base a){
// a.priv = 1; // "priv has private access in. p1.Base"
// a.pack = 1; // "pack, is not public in pi.Base; cannot
//be accessed from outside package"
// a.prot = 1; // "prot has protected access in p1.Base"
a.publ = 1;
// priv = 1; // "priv has private access in pi.Base"
// pack = 1; // "pack is not public in pi.Base; cannot
// be accessed from outside package"
prot = 1;
publ = 1;
super.prot = 1;
}
}
Здесь, в другом пакете, доступ ограничен в большей степени.
Из независимого класса можно обратиться только к открытым, public, полям класса другого пакета. Из подкласса можно обратиться еще и к защищенным, protected, полям, но только унаследованным непосредственно, а не через экземпляр суперкласса.
Все указанное относится не только к полям, но и к методам. Подытожим все сказанное в табл. П.1.
Таблица П.1. Права доступа к полям и методам класса
Класс | Пакет | Пакет и подклассы | Все классы | |
private | + | |||
"package" | + | + | ||
protected | + | + | * | |
public | + | + | + | + |
Особенность доступа к protected-полям и методам из чужого пакета отмечена звездочкой.
Размещение пакетов по файлам
То обстоятельство, что class-файлы, содержащие байт-коды классов, должны быть размещены по соответствующим каталогам, накладывает свои особенности на процесс компиляции и выполнения программы.
Обратимся к тому же примеру. Пусть в каталоге D:\jdkl.3\MyProgs\ch3 есть пустой подкаталог classes и два файла — Base.java и Inp2.java, — содержимое которых показано в листингах П.1 и П.2. Рис. П.2 демонстрирует структуру каталогов уже после компиляции.
Мы можем проделать всю работу вручную.
1. В каталоге classes создаем подкаталоги р1 и р2.
2. Переносим файл Base.java в каталог р1 и делаем р1 текущим каталогом.
3. Компилируем Base.java, получая в каталоге р1 три файла: Base.class, Inpl.class, Derivedpl.class.
4. Переносим файл Inp2java в каталог р2.
5. Снова делаем текущим каталог classes.
6. Компилируем второй файл, указывая путь p2\Inp2.java.
7. Запускаем программу java p2.inp2.
Вместо шагов 2 и 3 можно просто создать три class-файла в любом месте, а потом перенести их в каталог pi. В class-файлах не хранится никакая информация о путях к файлам.
Смысл действий 5 и 6 в том, что при компиляции файла Inp2.java компилятор уже должен знать класс p1.Base, а отыскивает он файл с этим классом по пути p1.Base.class, начиная от текущего каталога.
Обратите внимание на то, что в последнем действии 7 надо указывать полное имя класса.
Если использовать ключи (options) командной строки компилятора, то можно выполнить всю работу быстрее.
1. Вызываем компилятор с ключом -d путь, указывая параметром путь начальный каталог для пакета:
javac -d classes Base.java
Компилятор создаст в каталоге classes подкаталог р1 и поместит туда три class-файла.
2. Вызываем компилятор с еще одним ключом -classpath путь, указывая параметром путь каталог classes, в котором находится подкаталог с уже откомпилированным пакетом pi:
javac -classpath classes -d classes Inp2.java
Компилятор, руководствуясь ключом -d, создаст в каталоге classes подкаталог р2 и поместит туда два class-файла, при создании которых он "заглядывал" в каталог pi, руководствуясь ключом -classpath.
3. Делаем текущим каталог classes.
4. Запускаем профамму java p2.inp2.
Рис. П.2. Структура каталогов
Конечно, если вы используете для работы не компилятор командной строки, а какое-нибудь IDE, то все эти действия будут сделаны без вашего участия.
На рис. П.2 отображена структура каталогов после компиляции.
Импорт классов и пакетов
Во второй строке листинга П.2 новый оператор import. Для чего он нужен?
Дело в том, что компилятор будет искать классы только в одном пакете, именно, в том, что указан в первой строке файла. Для классов из другого пакета надо указывать полные имена. В нашем примере они короткие, и мы могли бы писать в листинге П.2 вместо Base полное имя p1.Base.
Но если полные имена длинные, а используются классы часто, то мы пишем операторы import, указывая компилятору полные имена классов.
Правила использования оператора import очень просты: пишется слово import и, через пробел, полное имя класса, завершенное точкой с запятой. Сколько классов надо указать, столько операторов import и пишется.
Это тоже может стать утомительным и тогда используется вторая форма оператора import — указывается имя пакета или подпакета, а вместо короткого имени класса ставится звездочка *. Этой записью компилятору предписывается просмотреть весь пакет. В нашем примере можно было написать
import p1.*;
Напомним, что импортировать можно только открытые классы, помеченные модификатором public. Пакет java.lang (стандартная библиотека классов) просматривается всегда, его необязательно импортировать. Остальные пакеты стандартной библиотеки надо указывать в операторах import либо записывать полные имена классов.
Подчеркнем, что оператор import вводится только для удобства программистов и слово "импортировать" не означает никаких перемещений классов.
Замечание
Оператор import не эквивалентен директиве препроцессора include в С/С++. Он не подключает никакие файлы.
Java-файлы
Теперь можно описать структуру исходного файла с текстом программы на языке Java.
· В первой строке файла может быть необязательный оператор package.
· В следующих строках могут быть необязательные операторы import.
· Далее идут описания классов и интерфейсов.
Еще два правила.
· Среди классов файла может быть только один открытый public-класс.
· Имя файла должно совпадать с именем открытого класса, если последний существует.
Отсюда следует, что, если в проекте есть несколько открытых классов, то они должны находиться в разных файлах.
Соглашение. Рекомендует открытый класс,, если он имеется в файле, описывать первым.
Интерфейсы
В Java получить расширение можно только от одного класса, каждый класс В или С происходит из неполной семьи, как показано на рис. П.4, а. Все классы происходят только от "Адама", от класса Оbject. Но часто возникает необходимость породить класс D от двух классов В и С, как показано на рис. П.4, б. Это называется множественным наследованием (multiple inheritance). В множественном наследовании нет ничего плохого. Трудности возникают, если классы В и С сами порождены от одного класса А, как показано на рис. П.4 в. Это так называемое "ромбовидное" наследование.
Рис. П.4. Разные варианты наследования
Пусть в классе А определен метод f (), к которому мы обращаемся из некоего метода класса D. Можем ли мы быть уверены, что метод f () выполняет то, что написано в классе А, т. е. это метод A.f ()? Может, он переопределен в классах В и С? Если так, то каким вариантом мы пользуемся: B.f() или С.f()? Конечно, можно определить экземпляры классов и обращаться к методам этих экземпляров, но это совсем другой разговор.
В разных языках программирования этот вопрос решается по-разному, главным образом, уточнением имени метода f().
Создатели языка Java запретили множественное наследование вообще. При расширении класса после слова extends можно написать только одно имя суперкласса. С помощью уточнения super можно обратиться только к членам непосредственного суперкласса.
Но что делать, если все-таки при порождении надо использовать несколько предков? Например, у нас есть общий класс автомобилей Automobile, от которого можно породить класс грузовиков Truck и класс легковых автомобилей Саг. Но вот надо описать пикап Pickup. Этот класс должен наследовать свойства и грузовых, и легковых автомобилей.
В таких случаях используется еще одна конструкция языка Java— интерфейс. Внимательно проанализировав ромбовидное наследование, теоретики ООП выяснили, что проблему создает только реализация методов, а не их описание.
Интерфейс (interface), в отличие от класса, содержит только константы и заголовки методов без их реализации.
Интерфейсы размещаются в тех же пакетах и подпакетах, что и классы, и компилируются тоже в class-файлы.
Описание интерфейса начинается со слова interface, перед которым может стоять модификатор public, означающий, как и для класса, что интерфейс доступен всюду. Если же модификатора public нет, интерфейс будет виден только в своем пакете.
После слова interface записывается имя интерфейса,.потом может стоять слово extends и список интерфейсов-предков через запятую. Таким образом, интерфейсы могут порождаться от интерфейсов, образуя свою, независимую от классов, иерархию, причем в ней допускается множественное наследование интерфейсов. В этой иерархии нет корня (общего предка).
Затем, в фигурных скобках, записываются в любом порядке константы и заголовки методов. Можно сказать, что в интерфейсе все методы абстрактные, но слово abstract писать не надо. Константы всегда статические, но слова static и final указывать не нужно.
Все константы и методы в интерфейсах всегда открыты, не надо даже указывать модификатор public.
Вот какую схему можно предложить для иерархии автомобилей:
interface Automobile{... }
interface Car extends Automobile{... }
interface Truck extends Automobile{... }
interface Pickup extends Car, Truck{... }
Таким образом, интерфейс — это только набросок, эскиз. В нем указано, что делать, но не указано, как это делать.
Как же использовать интерфейс, если он полностью абстрактен, в нем нет ни одного полного метода?
Использовать нужно не интерфейс, а его реализацию (implementation). Реализация интерфейса — это класс, в котором расписываются методы одного или нескольких интерфейсов. В заголовке класса после его имени или после имени его суперкласса, если он есть, записывается слово implements и, через запятую, перечисляются имена интерфейсов.
Вот как можно реализовать иерархию автомобилей:
interface Automobile{... }
interface Car extends Automobile!... }
class Truck implements Automobile!... }
class Pickup extends Truck implements Car{... }
или так:
interface Automobile{... }
interface Car extends Automobile{... }
interface Truck extends Automobile{... }
class Pickup implements Car, Truck{... }
Реализация интерфейса может быть неполной, некоторые методы интерфейса расписаны, а другие — нет. Такая реализация — абстрактный класс, его обязательно надо пометить модификатором abstract.
Как реализовать в классе Рickup метод f(), описанный и в интерфейсе саг, и в интерфейсе Truck с одинаковой сигнатурой? Ответ простой — никак. Такую ситуацию нельзя реализовать в классе Pickup. Программу надо спроектировать по-другому.
Итак, интерфейсы позволяют реализовать средствами Java чистое объектно-ориентированное проектирование, не отвлекаясь на вопросы реализации проекта.
Мы можем, приступая к разработке проекта, записать его в виде иерархии интерфейсов, не думая о реализации, а затем построить по этому проекту иерархию классов, учитывая ограничения одиночного наследования и видимости членов классов.
Интересно то, что мы можем создавать ссылки на интерфейсы. Конечно, указывать такая ссылка может только на какую-нибудь реализацию интерфейса. Тем самым мы получаем еще один способ организации полиморфизма.
Листинг П.3 показывает, как можно собрать с помощью интерфейса «хор» домашних животных.
Листинг П.3. Использование интерфейса для организации полиморфизма
interface Voice{
void voice();
}
class Dog implements Voice{
public void voice (){
System.out.println("Gav-gav!");
}
}
class Cat implements Voice{
public void voice (){
System.out.println("Miaou!");
}
}
class Cow implements Voice{
public void voice(){
System.out.println("Mu-u-u!");
}
}
public class Chorus{
public static void main(String[] args){
Voiced singer = new Voice[3];
singer[0] = new Dog();
singer[1] = new Cat();
singer[2] = new Cow();
for(int i = 0; i < singer.length; i++)
singer[i].voice();
}
}
Здесь используется интерфейс voice.
Что же лучше использовать: абстрактный класс или интерфейс? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Создавая абстрактный класс, вы волей-неволей погружаете его в иерархию классов, связанную условиями одиночного наследования и единым предком — классом Оbject. Пользуясь интерфейсами, вы можете свободно проектировать систему, не задумываясь об этих ограничениях.
С другой стороны, в абстрактных классах можно сразу реализовать часть методов. Реализуя же интерфейсы, вы обречены на переопределение всех методов.
Есть еще одно ограничение: все реализации методов интерфейсов должны быть открытыми, public, поскольку при переопределении можно лишь расширять доступ, а методы интерфейсов всегда открыты.
Вообще же наличие и классов, и интерфейсов дает разработчику богатые возможности проектирования. В нашем примере, вы можете включить в хор любой класс, просто реализовав в нем интерфейс voice.
Наконец, можно использовать интерфейсы просто для определения констант, как показано в листинге П.4.
Листинг П.4. Система управления светофором
interface Lights{
int RED = 0;
int YELLOW = 1;
int GREEN = 2;
int ERROR = -1;
}
class Timer implements Lights{
private int delay;
private static int light = RED;
Timer(int sec)(delay = 1000 * sec;}
public int shift(){
int count = (light++) % 3;
try{
switch(count){
case RED: Thread.sleep(delay); break;
case YELLOW: Thread.sleep(delay/3); break;
case GREEN: Thread.sleep(delay/2); break;
}
}catch(Exception e){return ERROR;}
return count;
}
}
class TrafficRegulator{
private static Timer t = new Timer(1);
public static void main(String[] args){
for (int k = 0; k < 10; k++)
switch(t.shift()){
case Lights.RED: System.out.println("Stop!"); break;
case Lights.YELLOW: System.out.println("Wait!"); break;
case Lights.GREEN: System.out.println("Go!"); break;
case Lights.ERROR: System.err.println("Time Error"); break;
default: System.err.println("Unknown light."); return;
}
}
}
Здесь, в интерфейсе Lights, определены константы, общие для всего проекта.
Класс Timer реализует этот интерфейс и использует константы напрямую как свои собственные. Метод shift () этого класса подает сигналы переключения светофору с разной задержкой в зависимости от цвета. Задержку осуществляет метод sleep() класса Thread из стандартной библиотеки, которому передается время задержки в миллисекундах. Этот метод нуждается в обработке исключений try{} catch() {}.
Класс TrafficReguiator не реализует интерфейс Lights и пользуется полными именами Lights.RED и т.д. Это возможно потому, что константы RED, YELLOW и GREEN по умолчанию являются статическими.