Введение
1.1. Вместе с посещением занятий слушатели лектория могут принять участие в выполнении проекта, предполагающего организацию и проведение психологического исследования. Выбор темы и методов (методик) исследования определяются исключительно интересами самого участника проекта. Идеалом научного исследования является эксперимент, но участники проекта могут использовать любые методы психологического исследования: наблюдение, тестирование, опрос и др.
1.2. Слушатели могут обращаться за консультацией к кураторам лектория и преподавателям кафедры психологи ПетрГУ.
1.3. Исследование должно опираться на эмпирические данные. Обзора публикаций или собственных рассуждений недостаточно.
1.4. Отчет о проведенном исследовании оформляется как текст научной публикации. Объем публикации - 1-2 страницы. Ценность представляет замысел исследования, исследовательская процедура, а не количество страниц текста.
1.5. Результаты исследования также представляются во время одного из занятий лектория в виде краткого научного доклада.
1.6. Работа над проектом выполняется поэтапно. На первом этапе слушатели определяются с темой (проблемой), гипотезой, методами (процедурой) и выборкой исследования. Рекомендуется обсудить проект с кураторами программы (выслать на электронную почту и получить рекомендации).
1.7. На втором этапе проводится сбор и обработка эмпирических данных. Достаточно использовать простейшие процедуры математических вычислений: процентные доли, средние арифметические, абсолютные или относительные частоты. Для представления результатов исследования рекомендуется использовать таблицы, графики и диаграммы.
1.8. Объем выборки в рамках данного проекта определяется возможностями исследователя. В качестве испытуемых могут привлекаться одноклассники, сверстники, родители и коллеги родителей.
Описание проекта психологического исследования
2.1. Описание должно включать следующие компоненты: Тема (Название), Введение, Методы, Ожидаемые результаты. Все материалы, которые предполагается использовать при проведении исследования (раздаточный материал, опросники, тесты, стимульный материал) должны быть представлены вместе с описанием проекта. Описание проекта оформляется в виде текста объемом 1-1,5 страницы.
2.2. Формулировка темы в описании проекта может быть предварительной и отражать проблему, гипотезы и предполагаемые результаты.
Примеры тем психологического исследования:
· Будет ли выше оценено музыкальное произведение, если оценивающему сказать, что оно написано известным композитором?
· Зависят ли показатели продуктивности работы кратковременной памяти от особенностей стимульного материала?
· Выглядит ли улыбающийся человек более умным?
· Будет ли материал лучше усваиваться, если во время работы с ним будет звучать классическая музыка? и т. п.
2.3. Во Введении определяется значимостьвашего исследования: какие проблемы можно решать, опираясь на полученное вами новое знание. Здесь также можно указать к какой области психологии относится изучаемое вами явление, какие понятия являются родовыми для изучаемого вами феномена, что известно науке об изучаемом вам явлении (рассматриваемой проблеме), что было обнаружено в других исследованиях в этой области? Другими словами, обозначается фон, на котором будет выполнено исследование.
2.4. Далее указывается цельисследования. Цель определяется имеющимися пробелами в знании, которые необходимо заполнить. Формулировка цели, как правило, включает в себя глагол изучить. Заканчивается введение определением гипотезы исследования (было предположено, что …).
2.5. В разделе Метод следует описать участников вашего исследования (количество, пол, возраст, другие релевантные теме характеристики), план исследования (например, сравнение двух групп, экспериментальной и контрольной), методики и стимульный материал, процедуру исследования с указанием временной последовательности выполняемых вами действий.
2.6. Результаты. Необходимо описать характер ожидаемых оценок (показателей, параметров), которые вы планируете анализировать. Каким образом эти показатели (оценки) будут получены? Какие вычисления будут выполнены и как будут сделаны выводы о том, подтвердилась ли гипотеза или нет.
3. Отчет об исследовании
3.1. Отчет об исследовании должен включать следующие компоненты: Тема, Введение, Методы, Результаты, Осуждение (дискуссия). Все материалы, которые были использованы при проведении исследования (раздаточный материал, опросники, тесты, стимульный материал), должны быть представлены вместе с описанием проекта (в электронной форме).
3.2. Для написания разделов Тема, Введение, Методы используется Описание проекта исследования, куда вносятся необходимые коррективы.
3.3. В разделе Результаты следует дать ответ на вопрос о том, что было выявлено вашем использовании. Здесь помещаются таблицы, графики, диаграммы, представляющие основные результаты вычислений. Полученные данные описываются.
3.4. Раздел Обсуждение может быть объединен с предыдущим разделом (Результаты и их обсуждение). Кратко описываются основные результаты (что вы обнаружили). В психологии не существует единых правил для объяснения полученных результатов. В конечном итоге вы должны постараться разобраться в психологических механизмах, которые скрываются за выявленными вами особенностями, различиями, статистическими или причинно-следственными связями.
3.5.Если вы нашли возможность познакомиться с другими работами по исследуемой проблеме, следует оценить:
· как ваши результаты соотносятся с результатами других исследователей,
· какие ограничения имеет ваше исследование,
· каковы возможные направления дальнейших исследований,
· каково значение вашего исследования для теории и практики.
3.6. В последнем абзаце текста отчета желательно сформулировать основные выводы (или основной вывод) вашего исследования. Выводы должны основываться исключительно на тех данных, которые были получены в вашем исследовании.
3.7. В качестве ориентира для оформления отчета можно использовать текст статьи Г. Мейер и К. Хилтербранд «Выгодно ли быть “Застенчивым”? Семь гномов и долговременная память».