Источники мусульманского права




Шариат - свод мусульманских религиозных, юридических, бытовых правил, основанных на коране.

Важнейшим источником шариата считается коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку мухаммеду. Исследователи находят в коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников востока и из обычаев доисламской аравии. Большая часть положений корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с кораном и сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста корана или сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов.


одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола.

Особенности структуры мусульманского права.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) – суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм – сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Традиционное индусское право (формирование индусской правовой системы, социально-экономические, исторические и религиозные корни индусского права, источники индусского права). Мусульманское и английское влияние.

Индусское право — совокупность религиозных, нравственных и правовых норм, сложившаяся на основе религии индуизма и поддерживаемая государством.

• сформировалось в древней индии под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений, объединённых в индуизм, и вместе с ним сохраняет до сих пор своё регулирующее значение;

• тесно связано с традиционными индусскими социальными институтами — общиной, варно-кастовой структурой, которые характеризуются как устойчивостью, так и способностью приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

Индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях действительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

Основными источниками индусского права признаются веды, смрити, дхармашастры, нибандхазы, доктрина, местные обычаи.

Веды представляют собой священные книги, содержащие божественные предписания в сборниках религиозных песен, молитв, гимнов, появившиеся в период с xiv по vi в. Ст. До н.э. Веды не содержат правовые конструкции, выступают философской основой и источником индусского права.

Смрити содержали отдельные правила, которые регулировали поведение членов индусской общины, выступали комментарием к вед и не могли противоречить им.

Дхармашастры представляют собой сборники предписаний религиозно-нравственного и правового характера. Они содержали правила, регулирующие поведение не только представителей разных каст, но и власти и даже богов.

Нибандхазы является комментарием к дхармашастр, представляющих собой сборники высказываний индусских философов и знатоков индусской религии, в которых разъяснялись сложные и иногда противоречивые положения, которые содержались в дхармашастрах.

Согласно классическим индусским правом, законодательство не является источником права, поскольку "закон и приказы - меры, вызванные временной необходимостью". Даже при применении закона субъекта правоприменения предоставлена возможность расширительного его толкования с тем, чтобы способствовать принятию решения на основе справедливости.

Судебная практика в индусском праве не считается источником индусского права. Действие судебного прецедента ограничивается рассмотрением конкретного дела, поскольку судебные решения диктуются обстоятельствами конкретного дела.

Доктрина по праву может считаться важным источником индусского права, примером такой может быть дхарма как доктринальный произведение.

Источниками классического индусского права являются древние местные обычаи. Статус обычаев как источника индусского права закреплено дхармашастрам и, в которых содержится отсылка к обычаям при регулировании определенных отношений. Главное требование к ним - полное соответствие философским и социальным принципам индусского права.

На индусском праве сказалась государственная судьба индии. Сначала индия попала под господство великих моголов, затем англии. С xvi в. Установилось мусульманское господство, которое затормозило развитие индусского права. В судах применялось только мусульманское право. А обычное индусское право, используемое панчаятами (собраниями) каст, не развивалось из-за отсутствия поддержки со стороны судебных и административных органов государства. Индусское право не было правом в юридическом смысле. Оно представляло собой систему религиозных, нравственных и правовых норм, действующих неофициально.

Долгое пребывание индии под господством англии (xvii — середина xix вв.) Имело для её права как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, официально был признан авторитет индусского права (в отличие от периода мусульманского господства, когда индусское право игнорировалось), а также равное значение индусского и мусульманского права.

С другой — распространение английского права привело к значительной трансформации индусского права, сужению области его действия. Все важные сферы общественных отношений (отношения собственности, обязательственное право) были урегулированы общим правом англии, которое распространялось на всех граждан, проживающих на территории государства независимо от их религиозной принадлежности.

В колониальный период частично был заложен фундамент развития «территориального», т.е. Общегражданского права, охватывающего своим влиянием как индусов, так и христиан, евреев, представителей разнообразных религиозных общин. Предпринимались попытки кодификации нормативно-правового материала советом при генерал-губернаторе (создан в 1833 г.). Под руководством члена этого совета юриста маколея разработана концепция кодификации: (1) мусульманского права; (2) индусского права; (3) территориального права — для случаев, когда не применимо ни мусульманское, ни индусское право.

 

Современное право индии

Индусское право и право индии (индийское право) – разные правовые системы. Если индусское право – это право общины, которая исповедует индуизм, то право индии – это национальная система, действие которой распространяется на территорию всего государства, на всех граждан независимо от их национальности и принадлежности к определенной религиозной общине. На данное время в индии одновременно действует несколько правовых систем – индусское право, мусульманское право и национальная правовая система индии.

Индийское право (так его называет р. Давид, территориальное) зародилось в период, когда страна пребывала под колониальным управлением англии.

В формировании и развитии национальной правовой системы важную роль играют законодательные акты, созданные для индии англичанами, которые использовали опыт своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы законы и кодексы, которые в определенном понимании очень определили право, которое действовало в самой англии.

В 1947 г. Британский парламент принял закон о независимости индии, которая получила статус доминиона. Но в 1950г. Индия отказывается от статуса доминиона и провозглашает себя республикой, оставаясь при этом в составе содружеств, возглавляемой британской короной.

Приобретение независимости дало новый импульс для развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы было сделано с принятием конституции 1950 г., которая провозгласила светский характер государства. Конституция закрепила достаточно широкий перечень демократических прав и свобод граждан, а также установила их гарантии, прежде всего возможность обращения в верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод.

На протяжении хх в. Правовая система индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего права, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем. При этом влияние английской правовой культуры остается преимущественным.

Закон и судебный прецедент – главные источники права современной индии, законодательства и решение судов должны соответствовать конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет верховный суд. Самым важным источником индусского национального права есть судебный прецедент. Конституция индии (ст.141) установила, что суды страны должны действовать согласно прецедента, созданного верховным судом. Высший суд, в отличие от верховного суда, связан собственными решениями; тогда как решение высшего суда одного штата необязательны для высшего суда другого. Важную роль в становлении индийского права сыграл обычай, хотя на данный момент его роль незначительна – он поставлен в подчиненное положение относительно писанного права. Нормы обычаев применялись судами в случае прямого указания на них закона или отсутствии законодательных положений по конкретному вопросу.

После достижения независимости система индусского права, в отличие от мусульманского, претерпела изменения, главным инструментом которого стал закон. Жажда к независимости поставило на повестку дня кодификацию индусского права. В 1956 г. Были приняты три новых закона – акт о несовершеннолетних детях и опеке, о наследственном праве и закон об усыновлении и содержании. С приобретением ими силы большая часть индусского права была кодифицирована. Таким образом, ныне индийские суды и адвокаты, прежде всего, руководствуются нормами новых законов и решением судов, принятых на их основе. Правовые трактаты индусского права они могут применяться в случае, если они не противоречат законодательству, однако суды ссылаются на них очень редко.

На сегодня индусское право непосредственно используется при рассмотрении таких вопросов, как: регламент личного устава, включая брак и развод, несовершеннолетних и опекунство, родства, усыновления, семейной собственности, алиментных обязательств, религиозных институтов, общей собственности, элементы договорного права, кастового права и отлучение от религии. Для применения этого права панчаятов – судей, которые занимаются делами, связанными с населением из своей среды. Суды панчаятов во всех штатах есть первой инстанцией. Однако их компетенция очень ограничена – они рассматривают дела с членами общины (повреждение растений, животных, правила пользования имуществом и пр.), имущественные споры на сумму не более 1 тысячи рупий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: