Формирование универсальных учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• эмоционально ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;
• понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
• ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально личностные позиции;
• уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;
• положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;
• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
• эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
• объяснять значение понятия «классическая музыка»;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
• называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
• исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
• различать виды музыкально исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
• называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
• использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
• понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
• устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
• выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
• определять на слух основные жанры музыки;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально сценического искусства;
• различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
• называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
• передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• выполнять музыкально творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
• вносить коррективы в свою работу;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей
работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческие задачи, используя известные средства;
• объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально творческих заданий;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально творческой работы;
• включаться в самостоятельную музыкально творческую деятельность (музыкально исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;
• объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;
• выражать эмоционально ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально выразительным средствам;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;
• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
• выражать эмоционально ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
Содержание тем учебного курса.
В концертном зале. Концертные залы. Концерт хоровой музыки. Концерт хоровой музыки: Гимн. (Гимн Республики Башкортостан).
Концерт хоровой музыки: хор. Концерт хоровой музыки: кантата. Концерт камерной музыки. Концерт камерной музыки: романс. Концерт камерной музыки: пьеса. Концерт камерной музыки: соната. Концерт симфонической музыки. Концерт симфонической музыки: симфония. Концерт симфонической музыки: симфония. Концерт симфонической музыки: симфоническая картина. Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита.
В музыкальном театре. Музыкальные театры. Опера. М.И.Глинка, опера «Руслан и Людмила». Н.А.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка». Оперы для детей. Балет. Балеты П.И.Чайковского. И.Стравинский, балет «Петрушка». В детском музыкальном театре.
Оперетта. Мюзикл.
В музыкальном музее. Музыкальные музеи. Музыкальные инструменты (в том числе музыкальные инструменты народов РБ). Музыка и техника. Музыка и изобразительное искусство. Музыка и книги. Школа Скрипичного ключа. Хоровой класс.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Дата планир. | Дата фактич. |
В концертном зале(14ч) | |||
Мелодия –душа музыки. | 02.09 | ||
Природа и музыка(романс) | 09.09 | ||
Виват,Россмя! Наша слава-Русская держава. | 16.09 | ||
Кантата Александр Невский. | 23.09 | ||
Опера «Иван сусанин» | 30.09 | ||
Образы утренней природы в музыке. | 07.10 | ||
Портрет в музыке. | 14.10 | ||
«В детской» игры и игруцшки.На прогулке. | 21.10 | ||
Урок-концерт. | 28.10 | ||
Два музыкальных обращения к Богородице. | 11.11 | ||
Тихая моя нежная моя добрая моя мама! | 18.11 | ||
Вербное воскресенье.Вербочки | 25.11 | ||
Святые земли Русской:княгиня Ольга и князь Владимир | 02.12 | ||
Настрою гусли на старинный лад. | 09.12 | ||
В музыкальном театре(13ч) | |||
Былина о Садко и Морском царе. | 16.12 | ||
Ария «Лель мой Лель» | 23.12 | ||
Звучащие картины Прощание с Масленицей | 30.12 | ||
М.И.Глинка, опера «Руслан и Людмила» | 20.01 | ||
Н.А.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» | 27.01 | ||
Н.А.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» | 03.02 | ||
«В заповедном лесу» «Свет и сила из оперы «Снегурочка» | 10.02 | ||
Балет «Спящая красавица»П.И. Чайковского | 17.02 | ||
В современных ритмах. | 24.02 | ||
Музыкальное состязание.Концерт. | 03.03 | ||
Музыкальные инструменты.Флейта.Звучащие картины. | 10.03 | ||
Музыкальные инструменты. Скрипка. | 17.03 | ||
Сюта «Пер Гюнт»Э.грига. | 24.03 | ||
В музыкальном музее(7ч) | |||
Героическая симфония Л.ван Бетховена. | 07.04 | ||
Мир Л.ван Бетховена: Сурок. | 14.04 | ||
Чудо-музыка. | 21.04 | ||
Острый ритм музыки джаза. | 28.04 | ||
05.05 | |||
12.05 | |||
19.05 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Учебно-методическое обеспечение:
Бакланова Т.И. Музыка. 2 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы М., АСТ, Астрель 2014.
Техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.DVD, CD диски.
3.Интернет- ресурсы.