Экономические ресурсы:понятие и классификация




 

Прежде чем рассматривать производственные отношения предприятия, связанные с использованием отдельных видов экономических ресурсов, необходимо дать общую характеристику ресурсов.

Понятие "ресурсы" в русском языке, в частности в экономической теории, проистекает от фр. resources - ценности, запасы, возможности, блага и пр.

Ресурсы представляют собой совокупность естественных (природных) и искусственных (рукотворных, созданных человеком) благ. В этом смысле термин "ресурсы" содержательно близок важнейшему экономическому понятию "богатство".

Все ресурсы условно можно разделить на два класса - свободные (неэкономические) и экономические.

Свободными являются ресурсы, потенциально не вовлеченные в хозяйственный оборот, количество которых не ограничено (условно не ограничено). Эти ресурсы имеют потребительную стоимость, но не обладают меновой стоимостью, в силу этого их рыночная цена равна нулю. Примерами свободных ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра, биологические ресурсы флоры и фауны, неразведанные запасы полезных ископаемых и т.д.

Экономическими являются ресурсы, потенциально вовлеченные в хозяйственный оборот, имеющие денежную оценку, количество которых относительно ограничено. В силу этого за пользование ими необходимо платить. Иными словами, их рыночная цена всегда больше нуля.

Деление ресурсов на экономические и свободные не имеет постоянного характера, а зависит от экономической ситуации. Так, в результате ухудшения экологии природной среды и обострения экологических проблем некогда свободные ресурсы (например, чистая пресная вода, чистый атмосферный воздух) могут со временем стать менее доступными и в силу этого превратиться в экономические. Кроме того, при разных обстоятельствах один и тот же ресурс может выступать и как свободный, и как экономический. Например, песок, добываемый в строительном карьере, - это экономический ресурс, а песок, находящейся на морском побережье, - свободный.

В качестве примера того, как свободный ресурс может превратиться в экономический, приведем Киотский протокол, ключевые положения которого основаны на теореме Коуза<1>.

Примечание. Киотский протокол - это международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления. Оно было подписано в 1997 г. в Киото (Япония).

В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом.

До него при изучении проблем загрязнения окружающей среды экономисты полагали, что для борьбы с этими загрязнениями необходимо прямое государственное вмешательство. Согласно традиционной точке зрения государство должно прежде всего определять предельные значения загрязнений: ПДК - предельно допустимые концентрации вредных веществ в отходах производства, ПДВ - предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и т.д. Если фирма нарушает эти предписанные государством нормативы, то она подвергается наказанию (прежде всего штрафам).

Коуз и его последователи, изучая проблему загрязнений, указали, что традиционная система борьбы с ними является нерациональной. Во-первых, если предприятие не превышает ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет за это никаких издержек. Во-вторых, значения ПДК и ПДВ определяются одинаково для различных предприятий независимо от того, насколько полезной для общества является выпускаемая ими продукция.

В опубликованной в 1960 г. статье "Проблема социальных издержек" Коуз проанализировал конфликты между загрязнителями и теми, кто страдает от их деятельности. Он указал на ошибочность мнения, будто государству следует обязательно наказывать производителя загрязнений, защищая интересы тех, кто от них страдает. По его мнению, государство должно максимизировать совокупное благосостояние общества, а потому оно должно становиться на сторону того, кто мог бы использовать право на запрещение загрязнения с наибольшей выгодой для общества. Это значит, что, например, суд должен поддерживать фирму, загрязняющую окружающую среду, если получаемая ею прибыль (как мерило общественной полезности производства) выше прибыли, которую теряют фирмы, страдающие от этого загрязнения.

Новизна идей Коуза связана с тем, что он начал изучать права собственности на нематериальные блага. В частности, в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений объектом является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия (или, что то же самое, право на производство таким предприятием загрязнений). Данное право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие.

Основная идея Коуза такова: независимо от того, у кого первоначально было право на запрещение вредного использования некоего объекта, в результате актов купли-продажи в конечном счете оно окажется у того, кто сможет использовать это право наиболее эффективно (если только четко работает система прав собственности). Позже Дж. Стиглер назвал это утверждение теоремой Коуза. Ее часто называют самым выдающимся достижением экономической науки второй половины XX в.

Теорема Коуза предлагала принципиально новый подход к борьбе с загрязнениями. Вместо того чтобы разрабатывать нормативы ПДК и ПДВ, государство должно лишь определить максимально допустимый объем загрязнений, выпустить соответствующее количество лицензий на загрязнения, организовать их распродажу с аукциона по принципу "кто больше заплатит" и затем контролировать соответствие фактического объема загрязнений величине лицензий. Когда создается рынок квот на вредные выбросы (прав на загрязнения), все они становятся платными. Фирмы, купившие на государственном аукционе лицензии, могут затем перепродавать их другим компаниям. Самое главное - считается, что производить их станут наиболее общественно полезные, самые прибыльные предприятия.

Рекомендации экономической теории прав собственности постепенно начали использоваться на практике - прежде всего в сфере регулирования атмосферных загрязнений. С одной стороны, некоторые развитые страны стали создавать национальные рынки торговли правами на выбросы вредных веществ. В США после 1990 г. развивается торговля квотами выбросов сернистого ангидрида, в Великобритании с 2002 г. работает британская система торговли выбросами парниковых газов. С другой стороны, механизм Киотского протокола призван создать общемировой рынок прав на загрязнение воздуха парниковыми газами (рис. 1.2).

 

Механизм действия Киотского протокола

 

 

Рис. 1.2

 

Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) включают:

- трудовые ресурсы;

- финансовые ресурсы:

деньги;

ценные бумаги;

- материально-вещественные ресурсы:

здания, сооружения;

машины, оборудование;

природные ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, земля);

энергетические ресурсы (природные или созданные человеком);

- нематериальные ресурсы:

патенты, авторские и иные права, лицензии, ноу-хау и др.;

информационные ресурсы;

знания (профессиональные компетенции);

рабочее время.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: