Контрольная работа № _2_
Учебная дисциплина
Сольфеджио
по специальности _______________________________________________
Омск 2017 г.
Составитель:
Морозова Ирина Анатольевна.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Пояснительная записка. | |
2. Методические рекомендации | |
3. Варианты контрольной работы | |
4. Критерии оценивания работы | |
5. Список литературы. |
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина Сольфеджио студентами специализации ……….. изучается на протяжении 8 семестров. Основной задачей курса «Сольфеджио» является организация и развитие музыкального слуха и музыкальной памяти, а также обучение активному использованию полученных знаний и навыков в творческой практике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
- сольфеджировать любой голос двух, -трехголосного музыкального примера, исполняя остальные голоса на фортепиано;
- сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;
- записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа;
- гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры;
- слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;
- доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;
- применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;
- демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями;
- выполнять теоретический анализ музыкального произведения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности ладовых систем;
- основы функциональной гармонии;
- закономерности формообразования;
- формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование.
Формой промежуточного контроля результатов усвоения дисциплины являются контрольные работы, которые студенты представляют в 3, 6 семестрах.
Цели контрольной работы по сольфеджио № 2 – закрепление знаний, навыков и умений, полученных в I и II семестре:
· навыки построения и интонирования мажорных и минорных гамм в тональностях с 1 ключевым знаком.
· построения главных трезвучий лада с обращениями в тональностях с 1 ключевым знаком.
· Навыки подбора аккомпанемента к мелодии.
· транспонирования мелодии на интервал секунда.
· закрепление теоретических знаний.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Согласно требованиям к оформлению работы, работа содержит: титульный лист с указанием данных студента, годом выполнения работы и данным рецензента; основную часть, которая выполняется на листах с заданиями.
Поля: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое - 15 мм.
Контрольные работы записываются и представляются в учебное заведение в межсессионный период в сроки, обозначенные в графике.
Приехав на сессию, необходимо отчитаться по данной контрольной работе, предоставив ее в учебную часть.
Далее, на первом же занятии по предмету нужно уметь качественно и в хорошем темпе петь гаммы, аккорды, примеры, отвечать на теоретические вопросы.
Методические указания к выполнению контрольной работы.
Перед выполнением контрольной работы необходимо обратиться к конспектам по сольфеджио и вспомнить темы:
· Строение мажорного и минорного лада, виды минора.
· Главные трезвучия лада и их обращения.
· Транспонирование мелодии.
· Тональности до 3-х ключевых знаков.
· Схемы дирижирования в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/9
· Ритмы: синкопа, четверть с точкой –восьмая, пунктирный ритм.
Записывая гаммы, необходимо пронумеровать каждую ступень римскими цифрами, выделить с помощью закрашивания неустойчивые ступени.
Выполняя транспонирование, обязательно проставьте ступени мелодии в исходной тональности. Затем постройте гамму той тональности, в которую будете транспонировать мелодию, найдите эти ступени и запишите мелодию в новой тональности.
В задании на подбор аккомпанемента обязательно пользуйтесь фортепиано. На отдельном листе выпишите главные трезвучия лада (Тонику, Субдоминанту и Доминанту). Проиграйте мелодию. А затем, по слуху добавляйте аккорды, которые звучат наиболее созвучно. Аккомпанемент выписывайте в басовом ключе, помечая функцию под аккордом (T S D). После письменного выполнения задания проиграйте номер с аккомпанементом двумя руками.
Варианты контрольной работы
Вариант 1.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ре мажор и си минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Ре мажор
.
Си минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях Ре мажор и си минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.
- Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Вариант 2.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Си бемоль мажор и соль минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Си бемоль мажор
.
Соль минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях Си бемоль мажор и соль минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ля минор в тональность до минор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.
-
Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Вариант 3.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ля мажор и фа диез минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Ля мажор
.
фа диез минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях гаммы Ля мажор и фа диез минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.
- Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Вариант 4.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы ми бемоль мажор и до минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Ми бемоль мажор
.
До минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях Ми бемоль мажор и до минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ре минор в тональность фа диез минор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.
-
Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Варианты контрольной работы
Вариант 5.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ре мажор и си минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Ре мажор
.
Си минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях Ре мажор и си минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
8. Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.
9 Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Вариант 6.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Си бемоль мажор и соль минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Си бемоль мажор
.
Соль минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях Си бемоль мажор и соль минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ля минор в тональность до минор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
8. Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.
-
Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Вариант 7.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ля мажор и фа диез минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Ля мажор
.
фа диез минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях гаммы Ля мажор и фа диез минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
8.Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.
9.Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
Вариант 10.
- Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы ми бемоль мажор и до минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.
Ми бемоль мажор
.
До минор натуральный гармонический
Мелодический
- В тональностях Ми бемоль мажор и до минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.
- Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ре минор в тональность фа диез минор.
4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.
5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.
6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.
8.Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.
9.Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
Работа оценивается по принципу зачета. «Зачтено» ставится в том случае, если в работе выполнены все задания. Допускаются незначительные ошибки, не более 2 в каждом задании. В случае большего числа ошибок допускается выполнение другого варианта контрольной работы, а также проведение работы над ошибками.
5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М.: Муз, 2004.
2. Н. М. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. М.: Муз, 2005.