Методические указания к выполнению контрольной работы.




Контрольная работа № _2_

Учебная дисциплина

Сольфеджио

по специальности _______________________________________________

 

 

Омск 2017 г.

 

Составитель:

 

Морозова Ирина Анатольевна.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  стр.
1. Пояснительная записка.  
2. Методические рекомендации  
3. Варианты контрольной работы  
4. Критерии оценивания работы  
5. Список литературы.  

 

 

Пояснительная записка.

Учебная дисциплина Сольфеджио студентами специализации ……….. изучается на протяжении 8 семестров. Основной задачей курса «Сольфеджио» является организация и развитие музыкального слуха и музыкальной памяти, а также обучение активному использованию полученных знаний и навыков в творческой практике.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;

- сольфеджировать любой голос двух, -трехголосного музыкального примера, исполняя остальные голоса на фортепиано;

- сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;

- записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа;

- гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры;

- слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;

- доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;

- применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;

- демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями;

- выполнять теоретический анализ музыкального произведения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности ладовых систем;

- основы функциональной гармонии;

- закономерности формообразования;

- формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование.

Формой промежуточного контроля результатов усвоения дисциплины являются контрольные работы, которые студенты представляют в 3, 6 семестрах.

Цели контрольной работы по сольфеджио № 2 – закрепление знаний, навыков и умений, полученных в I и II семестре:

· навыки построения и интонирования мажорных и минорных гамм в тональностях с 1 ключевым знаком.

· построения главных трезвучий лада с обращениями в тональностях с 1 ключевым знаком.

· Навыки подбора аккомпанемента к мелодии.

· транспонирования мелодии на интервал секунда.

· закрепление теоретических знаний.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Согласно требованиям к оформлению работы, работа содержит: титульный лист с указанием данных студента, годом выполнения работы и данным рецензента; основную часть, которая выполняется на листах с заданиями.

Поля: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое - 15 мм.

Контрольные работы записываются и представляются в учебное заведение в межсессионный период в сроки, обозначенные в графике.

Приехав на сессию, необходимо отчитаться по данной контрольной работе, предоставив ее в учебную часть.

Далее, на первом же занятии по предмету нужно уметь качественно и в хорошем темпе петь гаммы, аккорды, примеры, отвечать на теоретические вопросы.

Методические указания к выполнению контрольной работы.

Перед выполнением контрольной работы необходимо обратиться к конспектам по сольфеджио и вспомнить темы:

· Строение мажорного и минорного лада, виды минора.

· Главные трезвучия лада и их обращения.

· Транспонирование мелодии.

· Тональности до 3-х ключевых знаков.

· Схемы дирижирования в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/9

· Ритмы: синкопа, четверть с точкой –восьмая, пунктирный ритм.

Записывая гаммы, необходимо пронумеровать каждую ступень римскими цифрами, выделить с помощью закрашивания неустойчивые ступени.

Выполняя транспонирование, обязательно проставьте ступени мелодии в исходной тональности. Затем постройте гамму той тональности, в которую будете транспонировать мелодию, найдите эти ступени и запишите мелодию в новой тональности.

В задании на подбор аккомпанемента обязательно пользуйтесь фортепиано. На отдельном листе выпишите главные трезвучия лада (Тонику, Субдоминанту и Доминанту). Проиграйте мелодию. А затем, по слуху добавляйте аккорды, которые звучат наиболее созвучно. Аккомпанемент выписывайте в басовом ключе, помечая функцию под аккордом (T S D). После письменного выполнения задания проиграйте номер с аккомпанементом двумя руками.

 

Варианты контрольной работы

 

 

Вариант 1.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ре мажор и си минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Ре мажор .

 

Си минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях Ре мажор и си минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.

 

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.

 

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

  1. Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

Вариант 2.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Си бемоль мажор и соль минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Си бемоль мажор .

 

Соль минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях Си бемоль мажор и соль минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ля минор в тональность до минор.

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

  1. Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

Вариант 3.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ля мажор и фа диез минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Ля мажор .

 

фа диез минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях гаммы Ля мажор и фа диез минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.

 

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.

 

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

  1. Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

Вариант 4.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы ми бемоль мажор и до минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Ми бемоль мажор .

 

До минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях Ми бемоль мажор и до минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ре минор в тональность фа диез минор.

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

 

 

  1. Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

Варианты контрольной работы

 

 

Вариант 5.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ре мажор и си минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Ре мажор .

 

Си минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях Ре мажор и си минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.

 

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.

 

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

8. Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

9 Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

Вариант 6.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Си бемоль мажор и соль минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Си бемоль мажор .

 

Соль минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях Си бемоль мажор и соль минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ля минор в тональность до минор.

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

8. Сделайте транспонирование примера в тональность фа диез минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

  1. Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

Вариант 7.

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы Ля мажор и фа диез минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Ля мажор .

 

фа диез минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях гаммы Ля мажор и фа диез минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности до мажор в тональность фа мажор.

 

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в скрипичный ключ.

 

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

 

8.Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

9.Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

 

Вариант 10.

 

  1. Повторите тему виды минора. Постройте и запишите гаммы ми бемоль мажор и до минор 3 вида. В гаммах укажите устойчивые и неустойчивые ступени. Спойте гаммы с дирижированием в размерах 2/4, ¾.

Ми бемоль мажор .

 

До минор натуральный гармонический

 

Мелодический

 

  1. В тональностях Ми бемоль мажор и до минор постройте главные трезвучия лада с обращениями, подпишите их.

 

 

 

  1. Подпишите ступени в мелодии. Сделайте транспонирование мелодии из тональности ре минор в тональность фа диез минор.

 

4. Прохлопайте ритмический рисунок примера, перепишите пример в басовый ключ.

 

 

5. Повторите схему дирижирования в размере 6/8. Спойте пример с дирижированием.

 

6. Повторите тему Пунктирный ритм. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

7. Повторите тему Синкопа. Подчеркните синкопу в примере. Прохлопайте ритм и спойте пример с дирижированием.

 

 

8.Сделайте транспонирование примера в тональность соль минор. Спойте пример с дирижированием.

 

 

 

 

9.Подпишите аккомпанемент к примеру. Сыграйте и спойте пример с аккомпанементом.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

 

Работа оценивается по принципу зачета. «Зачтено» ставится в том случае, если в работе выполнены все задания. Допускаются незначительные ошибки, не более 2 в каждом задании. В случае большего числа ошибок допускается выполнение другого варианта контрольной работы, а также проведение работы над ошибками.

 

 

5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М.: Муз, 2004.

2. Н. М. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. М.: Муз, 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: