Музыка эпохи Возрождения




Период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы. В Италии XIV – XVIвв., в других странах XV–XVI вв. (зарождение капитализма). Отличительная черта культуры – светский характер, уход от догм церкви, гуманистическая направленность литературы и искусства, обращение к идеям античности. Слово «ренессанс» французского происхождения как и термин arsnova(новое искусство). Но появилось Возрождение в Италии во Флоренции в творчестве Данте и Джотто. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Идеал – гармонически раскрепощённая творческая личность, красота и гармония действительности (идеи Пико деллаМирандолы). Деятели Возрождения – многогранно одарённые люди – Микеланджело, Леонардо да Винчи.

Архитектура – светские сооружения, общественные здания, дворцы, дома горожан. Используются арочные галереи, коллонады, портики,своды. Бруннелески, Броманте придавали своим постройкам величавую строгость и ясность.

Живопись – Джотто, Леонардо да Винчи,, Микеланджело, Тициан, Ботичелли в Италии, Брейгель в Нидерландах, Дюрер в Германии овладевали художественным отображением действительности – передачей объёма, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнажённой),пейзажа, интерьера.

В литературе – появляются памятники непреходящей ценности: драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» Сервантеса, Сонеты Петрарки,новеллыБокаччо, героические поэмы Тассо, антиклерикальная поэзия Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Многие из этих сочинений соединяют в себе обращение к античности и народному искусству, пафос комического с элементами трагизма.

В науке распространяются идеи неоплатонизма (Фичино), пантеизма (Бруно), географические открытия Колумба, астрономические. Коперник открывает гелеоцентрическую систему (земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца). Везалий, Леонардо да Винчи – открытия в анатомии. Галилео Галилеи открывает законы земного притяжения, строит первый в мире телескоп, открывает горы на Луне. Были разрушены феодально-религиозные представления о многих явлениях.

Музыка. Ранний Ренессанс в Италии уже в XIVвеке.Центром была Флоренция. Основные музыкальные жанры – мадригал, баллада, качча. Рождается светская профессиональная музыка, порывающая с условностями культовой музыки. Винченцо Галилей пишет вокальные сочинения, где текст и музыка выражают одно и тоже (итальянский язык вместо латыни). В многоголосной музыке верхний голос становится ведущим, мелодия и ритм более гибкие, экспрессивные, тенденция к импровизационности, изобразительности. Под влиянием надерландской полифонической школы на грани XV – XVI рождается многоголосный мадригал, отличающийся лирической углублённгостью и утончённостью выражения.

Мадригальная комедия – предтеча оперы (драматизированный мадригал).

Во Франции крупнейшие представители – Филипп де Витри, Гийом де Машо. Искусство связано, прежде всего, с папским Авиньоном и двором герцога Бургундского. Два стилистических направления: изощрённый стиль и прояснённый (Дюфаи). Типичный жанр – полифоническая песня шансон (Жанекен, Котле) была заимствована Нидерландами.

В Испании царят музыкальные жанры народного происхождения – романс, вильянсико. Вильянсико были солдатскими, любовными, шуточными. Церковную музыку пишет Моралес, светскую – Луи де Нарваес. Звучали различные ансамбли, для которых перекладывались песенные мелодии.

В Германии тяга к гармоническому, хоральному складу с главной мелодией в среднем голосе. Появляется полифоническая 2-х голосная песня – бициниум, духовные симфонии Щютца, органная музыка, инструментальные сочинения Хасслера.

Развитие инструментальной музыки связано с появлением прикладных танцев, объединённых в сюиты. Появляются самостоятельные пьесы прелюдии, фантазии, ричеркары, вариации. В XV веке развивается лютневая музыка, исполнительство на клавишных инструментах: органе, клавесине, клавикорде, вёрджинале, чембало.

Усиливается воздействие народного искусства на профессиональную музыку, особенно в странах, охваченных антиклерикальным движением Реформации. Оно вызвало ук жизни гуситский гимн в Чехии, протестанский хорал в Германии, гугенотские псалмы во Франции, протестанские псалмы в Польше. Потеряв монополию в развитии профессиональной музыки, церковь играла роль оганизующих центров. Являясь проводником официальной идеологии и располагая материальными средствами, она готоыла композиторов-профессионалов. Главным жанром становится месса на традиционный католический текст и мотет. Она достигла расцвета в творчестве композиторов франко-фламандской полифонической школы: Дюфаи, Огегем, Обрехт, Лассо.

Работая в разных странах, они обобщали особенности национальных культур, создали высокоразвитый полифонический стиль. К середине XVIвека приемноком становится римская школа во главе с Габриэли. Их стиль нашёл продолжение в творчестве Моралеса и Виктории, англичанина Берда. Влияние светского начала сказывается в усложнении техники полифонического письма, что затрудняло восприятие молитвенных текстов. На Тридентском соборе запретили полифонию.

В целом эпоха Возрождения принесла великие музыкальные открытия и заложила фундамент дальнейшего развития музыкального искусства. Становление нотопечатания, успехи в конструкции музыкальных инструментов, зарождение полифонического и гомофонно-гармонического письма, усиление связи музыки и текста, переход к хоровой полифонии, превращение мессы в крупномасштабную циклическуюкомпозицию с тематическим единством, начало самостоятельного развития и нструментальной музыки, кристаллизация мажоро-минорной системы, рождение оперы, создание предпосылок для рождения кантаты, оратории, сольной художественной песни. Развитие музыкально-теоретической мысли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: