Цель мастер-класса: обоснование роли и функционального назначения реабилитационного аспекта работы специалистов органов опеки и попечительства в работе с семьями группы риска и сопровождению замещающей семьи.
Задачи:
1. Изучение основных положений современной концепции реабилитации в системе комплексного сопровождения замещающей семьи.
2. Ознакомление с динамикой развития замещающей семьи и выделение потенциальных проблемных ситуаций в процессе взаимной адаптации замещающей семьи и ребенка (на разных возрастных этапах).
3. Освоение основных форм и методов психологической работы с ребенком, оставшимся без родительской заботы, в условиях замещающей семьи.
Раздел 1. Научно-методологические основы социально-психологической реабилитации ребенка в замещающей семье.
Общее понятие психической реабилитации как системы медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных функций психических, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.
Принципы психической реабилитации:
1) партнерство ‑ всемерное вовлечение индивида в восстановительный процесс;
2) разноплановость усилий ‑ направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;
3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
4) ступенчатость ‑ создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.
Социально-психологические условия успешной психической реабилитации: организация досуга, общения, наблюдение за динамикой психического состояния. Психопрофилактика и психотерапия в контексте проблемы психической реабилитации.
|
Социальная реабилитация ‑ это целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей.
Процесс социальной реабилитации чрезвычайно сложен и многогранен. В ходе взаимодействия с ребенком, имеющим жизненные ограничения, возникает немало проблем, связанных с пониманием влияния на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов, меняющих ее внутренний мир. С точки зрения социальной психологии и особенностей ребенка с опытом депривации, главной в социальной реабилитации выступает проблема, связанная с особенностями усвоения им социального опыта, его развития и безболезненного вхождения в систему общественных связей и отношений.
Основные положения концепции социальной реабилитации ребенка с последствиями депривации:
1) психика ребенка и его личностные качества формируются только в деятельности и общении и в результате проявления активности самой личностью по усвоению ею общественно-исторического опыта, выработанного предшествующими поколениями. (Л.С. Выготский, 1993, А.Н. Леонтьев, 1975, С.Л. Рубинштейн, 1938).
|
2) личность ребенка с последствиями депривации, формируясь на основе одних и тех же закономерностей, что и «нормальные дети», в силу неадекватного преломления воздействий социальной среды и воспитания через внутренний мир, осложненный последствиями физических или психических дефектов, имеет в своем развитии специфические особенности, которые могут отразиться на ее качественных характеристиках.
3) то или иные жизненные ограничения в развитии ребенка можно преодолеть, снизить их последствия, если научить его самостоятельно преодолевать и компенсировать дефекты, быть равным с окружающими его людьми.
Задачи социальной и социально-психологической реабилитации: изменение особенностей восприятия своего собственного «Я» и окружающей действительности, воспитание его как личности, обладающей устойчивостью к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способной успешно адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.
Условие реализации социально-психологической реабилитации ‑ включение ребенка в те или иные виды деятельности и общения. Необходимость создания условий для того, чтобы ребенок, выполняя конкретную деятельность, постепенно становился ее субъектом. Субъектность человека в своей основе связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования. Составляющими этого процесса выступает способность индивида управлять своими действиями, планировать способы их выполнения, реализовывать намеченные программы, контролировать и оценивать результаты своих действий.
|
Включение членов замещающей семьи в процесс социально-психологической реабилитации ребенка, оставшегося без родительской заботы.
Раздел 2. Учет динамических изменений в замещающей семье при планировании реабилитационной работы.
Динамика развития приемной семьи имеет свои психологические закономерности, этапы и кризисы.
Этапы развития семейной системы в течение первого года после приема:
1) «ориентировка» (взаимное изучение ‑ два мес.);
2) «напряжение» (преобладание эмоционального дискомфорта — от трех до восьми мес.);
3) «отвержение» (преобладание негативного отношения к приемным детям ‑ восемь–десять мес.) или первый кризис «системной перестройки».
Динамика последующих двух–трех лет после приема:
1) «штиль» (осознание взаимной связи или причастности ‑ 11–24 мес.);
2) «депрессия» (постепенное осознание проблем, связанных с приемом — 24–30 мес.) или второй кризис системной перестройки;
3) «принятие проблем» (принятие новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы).
Приемной семье необходима научно обоснованная психологическая помощь, так как психологическое сопровождение значительно облегчает и улучшает динамику взаимной адаптации ребенка-сироты и приемной семьи.
Проблемные приемные семьи, нуждающиеся в психологической помощи:
· - семьи, находящиеся до усыновления в стрессовой ситуации (смерть кровного ребенка, невозможность иметь собственного ребенка, угроза распада семьи). По выходу из стресса испытывают «обремененность» необходимостью воспитывать ребенка.
· - «симбиотические» семьи;
· - «разобщенные» семьи (члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции);
· - нарушения иерархии в семье (узурпация власти одним из родителей);
· - нарушения внутренних границ семьи вследствие объединения между членами детских и родительских подсистем;
· - триангуляция - тенденция использовать третьего для решения проблем двух членов семьи;
· - слишком открытая и закрытая семейная система: слишком открытая система не дает семье чувства комфорта и безопасности; чрезмерно закрытая система ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности;
Проблемные зоны профессиональной семьи на примере семейного детского дома (по В.В.Барабановой, 1995).
1. Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие.
2. Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.
3. Возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, иногда кажущимися неудачами.
4. Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях.
5. Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.
6. Проблемы супружеских взаимоотношений.
Направления работы с замещающей семьей в рамках психологического сопровождения
· Психодиагностика (личностное, познавательное развитие ребенка; личностные особенности взрослых, структурные особенности детско-родительских отношений и история семьи);
· Психологическое консультирование (подготовка семьи к структурным и ролевым изменениям, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, повышение компетентности в вопросах возрастных особенностей психического развития ребенка, поддержка семьи в новых ролевых отношениях, преодоление чувства отчужденности в семье и за ее пределами);
· Психотерапия (преодоление последствий травматического опыта у ребенка; формирование «адекватной родительской позиции», помощь в преодолении кризисных ситуаций).
· Психокоррекция психического развития ребенка (коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития).