Мастер-класс «Коммуникативные танцы и игры, как форма социализации дошкольников»
Цель: Ознакомить с разнообразием коммуникативных игр и танцев.
Задачи:
· Создать обстановку готовности к общению, доброжелательности и желания общаться друг с другом.
· Установить коммуникативные связи, сформировать умение играть и импровизировать.
· Поделиться своим опытом проведения коммуникативных игр с дошкольниками.
Оснащение: Музыкальный центр, раздаточный материал - карточки с играми, фонограммы, ноты.
План.
Введение. Вступительное слово.
Основная часть. Приглашаются участники мастер-класса. Объяснение правил игр и танцев. Пояснения по ходу игр.
Игры:
1. Игра –приветствие.
2. Игра «Здравствуй, Радость»
3. Игра «Сапожник»
4. Игра «Дразнилка»
5. Игра-эхо.
Заключительная часть.
Анализ и подведение итогов мастер-класса.
Литература:
1. Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников ».
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
4. Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 6-7 лет».
Введение.
Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания детей стремится к играм, которые развивают музыкальные и творческие способности, эстетические эмоции и чувства, и являются средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Музыкальные коммуникативные игры- это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для проявления индивидуальных качеств ребёнка.
По сути, коммуникативный игры - это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Музыкально–коммуникативные игры сопровождают детей в детском саду, начиная с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры.
|
В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия.
Существует большое разнообразие коммуникативных игр. К ним относится фольклор -частушки, потешки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра с включением песенок, танцев, шутливых действий участников. Существует большое количество коммуникативных игр: игра-приветствия, игры-прощания, песня-игра, игра-дразнилка, игра-мирилка, игра-бормоталка, кричалки, согревалки, игротанцы. Как правило, такие игры подразумевают пение.
Основная часть.
Приведу примеры таких игр.
«Музыкальное приветствие» слова Е. Кошкаровой.
1 куплет:
Проходите, проходите, все малыши. Приглашение детей в зал
Хорошо, что вы пришли!
– Ну, здравствуйте, ребята!
– Здрав-ствуй-те!
– Как ваше настроенье?
– Очень хорошо!
– Пора нам заниматься.
– Да-да-да!
– Мы будем все стараться
– Так же, как всегда.
– Будем танцевать Пружинка с поворотом
И песни распевать.
Прошу, ребята, вас
За мною повторять.
2 куплет:
Посмотрите, в гости к нам щенята пришли. Показать картинку со щенками
|
Отвечайте, как они.
– Ну, здравствуйте, щенята!
– Гав-гав-гав!
– Как ваше настроенье?
– Гав-гав-гав-гав-гав!
– Пора нам заниматься.
– Гав-гав-гав!
– Мы будем все стараться
– Гав-гав-гав-гав-гав!
– Будем танцевать Пружинка с поворотом или имитация движений щенят
И песни распевать.
Прошу, щенята, вас
За мною повторять.
3 куплет:
Посмотрите, в гости к нам мышата пришли. Показать картинку с мышатами
Отвечайте, как они.
– Ну, здравствуйте, мышата!
– Пи-пи-пи!
– Как ваше настроенье?
– Пи-пи-пи-пи-пи!
– Пора нам заниматься.
– Пи-пи-пи!
– Мы будем все стараться
– Пи-пи-пи-пи-пи!
– Будем танцевать Пружинка с поворотом или имитация движений мышей
И песни распевать.
Прошу, мышата, вас
За мною повторять.
Проходите, проходите, все малыши. Приглашение детей на стульчики.
Хорошо, что вы пришли!
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д.
Коммуникативная игра «Здравстуй, радость»
Дети стоят или сидят в кругу на стульчиках. Двое детей, взявшись за руки, ходят внутри круга.
С другом мы идём вдвоём
По тропиночке лесной
Мы вдвоём.Мы идём.
Радость мы к себе зовём.
Пара останавливается передребёнком и говорит ему:
Здравствуй,Радость к нам вставай
Пляску с нами начинай.
Дети берутся за руки и гуляют втроём
|
Мы идём уже втроём
Радостьмы к себе зовём
Мы втроём Мы поём
Радость мы к себе зовём.
Трое останавливаются перед новым ребёнком и говорят:
Здравствуй,Радость к нам вставай
Пляску с нами начинай.
Дети идут «паровозом» вчетвером.
И так далее:
Мы гуляем впятером, шестером, семером.Кружатся в хороводе.
Потом расцепляет руки. Каждыйищет себе пару и говорит:
Здравствуй,Радость,к нам вставай
Пляску снами начинай.
Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, а по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой. В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия.
Игра «Сапожник»
Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4 шага вперед и 4 шага назад на свое место.
Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами отходят назад.
На 2-ой и 3-ий куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задает
вопрос, а дети отвечают.
Дети, дети, вы куда идете?
- Ой, сапожник, мы идем на площадь!
Дети, дети, сапоги порвете!
- Ой, сапожник, ты их залатаешь!
Дети, дети, кто же мне заплатит?
- Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник» ловит их. Пойманный- становится «сапожником».
Дразнилки и мирилки относятся к ситуативному фольклору. Часто они использовались просто ради смеха, иногда для того чтобы высмеять какое-то качество (жадность, ябедничество), а иногда – чтобы привлечь к себе внимание. Дразнилки часто позволяют обойтись без драки, особенно если на дразнилку есть ответ другой дразнилкой. Если дразнилка смешная и необидная — то можно посмеяться вместе с дразнящим. Или даже придумать еще другие варианты дразнилки