Женское лицо безработицы




Женщины сегодня играют ключевую роль в экономике, составляя громадный источник трудовых ресурсов республики. Многие отрасли экономики можно отнести в настоящее время к «женским». Таковыми являются здравоохранение, образование, культура, торговля и социальное обеспечение, где работают около 83,6% всех занятых в этих отраслях. Более половины из числа работающих женщин (около 54%) заняты с сфере материального производства. Значительная часть их представители рабочих профессий. Наибольшее количество женщин- рабочих занято в сельском хозяйстве (87%).

Распад единого пространства, либерализация цен повлекла за собой спад производства, снижение объемов работ, банкротство предприятий и, как следствие, многие граждане оказались безработными.

Среди зарегистрированных безработных в среднем 60% по республике составляют женщины. Неофициальная безработица по некоторым оценкам еще выше, шансы женщин найти работу становятся все более шаткими, получить работу становиться все труднее, даже если квалификация выше, чем у кандидата-мужчины. Интересно отметить, что образовательный уровень женщин в Казахстане выше, чем у мужчин.

Политика сокращения социальных расходов привела к тому, что многие детские сады и внешкольные учреждения закрылись, поэтому многим женщинам ничего не остается, как уходить надолго с работы.

Таким образом, безработица приоткрыла свое лицо, и оно оказалось женским.

Как известно, конституция всем жителям нашей республики гарантирует право на труд.

Но одно дело иметь право, другое - объективная реальность. А она на сегодняшний день такова: на рынке труда сложилась устойчивая тенденция роста безработицы, включая и женскую. Значительную часть тех, кто остался не у дел, составили женщины с высшим и средним специальным образованием, причем с большим стажем работы - свыше 10 лет. А найти работу, как показывает практика, сегодня не так уж и просто: в целом по республике через службы занятости трудоустраиваются лишь каждая десятая женщина (у мужчин, кстати, дела обстоят значительно лучше: каждый пятый). Также если в среднем в течение месяца находит место каждый четвертый безработный Северного Казахстана, то женщины - только одна из шести. И эти цифры растут. По своей остроте и значимости проблема, особенно в сельском хозяйстве, нуждается в комплексном исследовании и принятии мер.

Несложно предположить, что чем старше утратившая место работы женщина, тем сложнее ей решить проблему со своей занятостью. В условиях всеобщего падения спроса на рабочую силу практически не имеют перспектив найти работу по специальности женщины старше 45 лет, а ведь впереди достаточно много продуктивного времени, когда можно приносить пользу, когда есть что предложить в смысле профессионального опыта.

Особенно трудно найти работу выпускницам школ и др. учебных заведений. Чтобы переквалифицироваться селянкам, например, надо ездить в город на занятия, оставив свою семью, хозяйство. Таким образом, сужается круг специальностей для переподготовки и значительно сокращаются возможности последующего трудоустройства.

Женщин среди безработных стало больше. За два последних года их доля увеличилась с 64% до 72%, в числе официально признанных безработных - 56% до 57%. Интересен такой факт: больше всего безработных женщин состоит на учете центров государственной службы занятости в Южно-Казахстанской и Семипалатинской областях. Значительно острее, чем в крупных городах, стоит проблема с женским трудоустройством в небольших селах и рабочих поселках. Как известно, у каждого явления есть причины. Если же говорить о причинах женской безработицы, то они, по мнению социологов, таковы: общий рост напряженности на рынке труда, низкий спрос предприятий на женский труд, доля вакансий для женщин по-прежнему составляет всего лишь 20% в общем количестве рабочих мест, несоответствие женщин, низкая заработная плата, при проведении мероприятий по сокращению штатов первыми, как правило, высвобождаются женщины. И вот тут уже самое время сказать о дискриминации, которая, увы, имеет место в нашем обществе. Ни для кого не секрет, что при прием, а работу обычно отдается предпочтение мужчинам, женщины, как правило, остаются за бортом, особенно в том случае, если у них несколько детей. Как правило, в организациях и предприятиях у женщин заработная плата ниже, чем у мужчин, женщины составляют большинство на низших ступенях административной лестницы почти во всех профессиональных группах. В результате мы имеет более чем странную картину: женщины-специалисты, на образование которых расходуется такая же, как на образование мужчин, часть госбюджета, в результате становятся маргинальной половиной населения, не реализовавшей своих профессиональных потенциальных возможностей.

Министерством труд аи социальной защиты были предприняты попытки обучения и переобучения женщин навыкам рыночной экономики. 30% занятых в сфере малого бизнеса составляют женщины, из них 50% работает в частных фирмах, 44% - на малых предприятиях, 6% - в кооперативах.

Дела у женщин в бизнесе, по их субъективным оценкам, в целом идут хуже, чем у мужчин. Дело не в том, что их чаще постигают неудачи, достижения прекрасному полу даются более трудной ценой, так как сама ситуация в бизнесе складывается таким образом, что требует постоянного преодоления препятствий и чуть ли не ежедневного подвига. Для женщин с более тонкой организацией психики достаточно сложно приспособиться и выжить в мире «мужского бизнеса». Однако рыночные отношения уравнивают представителей обоих полов в их правах и обязанностях.

Сформировались такие категории женщин-предпринимательниц, как «чесночницы», которые торгуют на рынках. Возрастная категория данной группы достаточно велика: от 17 лет до 60 и старше. Женщины на оптовых рынках - 80%, на колхозных - 85%, т.е. на рынках задействовано 4 и 5% занятого населения (данные по Алматы). Такая же картина и для всех областных городов Казахстана Необходимо отметить высокий образовательный уровень данной категории предпринимательниц 36% с высшим образованием. Основной причиной прихода в малый бизнес является нищенская заработная плата и задержки с ее выплатой. Другие женщины-предпринимательницы, имеющие свои малые предприятия с небольшим оборотом денежных средств, оказывают в основном посреднические, медицинские, торговые и рекламные услуги. Доля деловых дам, возглавляющих малые и средние предприятия в г. Алматы, достигла 2%. Данная категория женщин считает, что ни постоянно находятся на грани разорения в силу постоянно меняющихся законодательных, налоговых и таможенных актов и нормативов, а также наличия теневого рэкета, вымогательства государственных чиновников и бюрократических преград.

Еще одна категория - женщины-директоры крупных компаний или менеджеры на правах компаньонов или партнеров. Данная категория женщин представляет элиту женского бизнеса в Казахстане, они умны, обаятельны, хорошо образованы и успешно ведут собственное дело. Здесь лица коренной национальности превалируют, так как основная часть русского населения эмигрировала за рубеж. Однако, именно эта категория женщин, по их субъективным оценкам, подвержена сексуальным домогательствам со стороны их деловых партнеров или государственных чиновников, которые тем самым стараются занизить ее статус успешного предпринимателя.

Женщина, занимаясь предпринимательством, реализует свои интересы выживания в условиях рыночных отношений. В этих условиях развитие женского предпринимательства на локальном уровне видится во взаимодействии с общественными объединениями и международными женскими организациями. Многие женские неправительственные организации республики, в частности Ассоциация деловых женщин Казахстана, пошли по пути создания обучающих программ, тренингов, семинаров для женщин-предпринимателей. Однако, эта работа еще не налажена повсеместно, особенно в сельских районах и на периферии. Необходимы разработка и финансирование программ обучения женщин основам рынка совместно с международными фондами, неправительственными объединениями и др. организациями, организациями бесплатных консультационных услуг по вопросам финансирования, налогообложения и таможенных процедур, постоянной сети экономической информации о рынках труда, технологиях, маркетинговых возможностей. Смягчить проблему занятости, особенно женщин, могла бы организация общественных работ. Но в качестве метода социальной защиты населения они у нас широкого распространения не получили. В сельской местности в них принимают участие только 2,5% общего числа безработных. А ведь возможности создать новые рабочие места найдутся в любом хозяйстве. Надо только в каждом отдельном случае искать источники финансирования. Увеличить занятость могла бы и организация временных работ при службе занятости. Пока лишь 9,2% участвуют в них. Несмотря на происходящие перемены в экономике, женщины в основном останутся наемными работницами. И потому, нужно проявлять особую заботу об условиях труда этой категории, их юридической и социальной защите.

Эффективной мерой, увеличивающей занятость среди женщин, безусловно, станет развитие малого частного бизнеса. Но пока ему не уделяется должного внимания. Нет даже учреждения, которое обучало бы этому делу, оказывало практическую помощь, консультировало, давало кредит. Нет и банка, который обслуживал бы в основном женщин. В Бангладеш, например, поддержкой малого бизнеса занимается «Граминбанк»; 90% его клиентов - женщины.

Если мы хотим сократить безработицу среди женщин, то нужно создавать систему подготовки предпринимательниц, причем разных форм: для тех, кто уже открыл свое дело, но столкнулся с трудностями — другую.

Для повышения занятости женщин надо создать условия желающим трудится на дому. Пока же женщин-надомниц лишь 1% их количества, а в условиях неполного рабочего времени - 0,8 %. В западных странах этот показатель доходит до 25% и более, причем около трех четвертей трудится в сфере услуг. Решению проблемы занятости в сельском хозяйстве эффективно помогает развитие малой индустрии на селе. Необходимо активнее создавать новые рабочие места на малых предприятиях при службе занятости. Улучшить механизм регулирования занятости населения можно путем совершенствования работы бирж труда.

И государственные, и коммерческие структуры в настоящее время не уделяют достаточного внимания поиску места для безработных, профессиональной подготовке и переподготовке. Между тем, в развитых странах в этом направлении накоплен большой опыт. Так, американские биржи дают информацию о рынке труда на местном, региональном и национальном уровнях, что помогает найти место в течение месяца каждому второму безработному. В ФРГ информация о свободных местах, о содержании профессии вплоть до заработка собираются во всех регионах страны, причем сохраняется полная анонимность обслуживания. Наши же областные комитеты не располагают информацией о спросе и предложении на рабочую силу в сельском хозяйстве, что приводит к затягиванию поиска работы до года и более.

Это порождает парадоксальную ситуацию: при растущей безработице в республике сохраняется недоукомплектованность рабочих мест. В регионах возникает расхождение между имеющимися местами и наличием рабочей силы из-за низкой территориальной и профессиональной мобильности населения. Так, по Северному Казахстану большое число хозяйств дают сведения о потребности рабочих. В это же время здесь многие хозяйства сообщают о высвобождении работников.

Диспропорция между спросом и предложением рабочей силы остается острой и продолжается обостряться. И особенно для женщин. Между тем безработные женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с безработными мужчинами. Это говори!1 о шм, что возникает проблема несоответствия качественного состава безработных женщин и вакантных рабочих мест. Более 90% вакансий — это рабочие места, не требующие высокого образования.

Проблема обостряется еще и тем, что большинство безработных женщин воспитывает детей. Каждая десятая из них является единственной кормилицей в семье.

Женщине приходиться добиваться когда-то отвоеванного права полноценно трудится и не столько для морального удовлетворения, сколько для решения финансовых проблем.

При рыночной экономике безработица - не социальная болезнь общества, а мобильный потенциальный резерв труда, он может во многих случаях существовать открыто. И надо не бороться с безработицей, а исследовать, создавать защиту, искать пути обеспечения эффективной занятости людей, конкретные направления регулирования рынка труда, в т.ч. и женского. Пока же этому уделяется мало времени.

Недостаточная поддержка экономической деятельности женщин в условиях перехода на рыночные отношения - это не просто женский вопрос, это общая проблема государства, которую нам необходимо решать всем вместе.

Вопросы для обсуждения:

1. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить программы:

- по стимулированию роста занятости увеличению рабочих мест в госсекторе;

- по подготовке и переподготовке кадров;

- содействия найму рабочей силы;

- по социальному страхованию безработицы.

Какие из вышеперечисленных направлений госрегулирования, согласно вышеизложенной

ситуации, применяются в Казахстане? Достаточны ли эти меры? Ответ обоснуйте.

2. С какими проблемами сталкиваются женщины при поиске работы?

3. Чем обусловлена тенденция роста женской безработицы?

4. Какие меры по предотвращению роста женской безработицы предлагаете Вы?

5. Как правительство реагирует на проблемы занятости женщин?

6. Какие перспективные профессии для женщин Вы можете предложить?

Тема 13. Система государственных мер по экологическому регулированию

1. Тематика эссе:

1. Формирование стратегии государственного менеджмента экоразвития.

2. Национальные программы по охране окружающей среды.

2. Ситуации для обсуждения:

Экологические проблемы в РК и их последствия.

Политический механизм обеспечения экологической безопасности РК - политический процесс, обеспечивающий жизнедеятельность экологической системы. Поскольку отношения человека с окружающей средой строятся на ресурсопользовании, всестороннее рассмотрение этой проблемы - главный фактор формирования экологических отношений общества.

Первостепенной экологической проблемой для нашей страны является вложение всевозрастающих иностранных инвестиций в промышленность республики, так как в экологической политике нет ничего более важного, чем грамотное отношение с природой, а это частую идет вразрез с интересами предприятий получать прибыль, что подтверждает наличие 18 млрд. т. отходов близ промышленных предприятий. Через старые трубопроводы в г. Астане теряется 40% воды. Загрязненный воздушный бассейн городов Алматы, Лениногорска, Жамбыла, Темиртау, Усть-Каменогорска, Зырянска, Шымкента, Балхаша, Алги, где концентрация отдельных токсических компонентов в атмосфере - тяжелых металлов, пыли, двуокиси серы, окиси углерода и др. - в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации (ПДК).

Высокий уровень загрязнения обусловлен экологически необоснованной стратегией размещения производительных сил республики, дающей значительный экономический эффект.

В индустриальных районах происходит загрязнение поверхностных и подземных вод и др. компонентов биосферы. В промышленных районах: Каратау - Темиртау - сформировались аномальные геохимические провинции фосфора, свинца ртути, хрома и др. веществ. Тенгизское, Карачаганакское месторождения только на этапе разведки нанесли ущерб природу на десятки миллионов тенге с выбросами сероводорода, меркаптана.

Единственным преимуществом современной тяжелой экономической ситуации является отсутствие средств на приобретение химических удобрений, которые десятками лет загрязняли не только окружающую среду, но и продукты питания. Тем не менее, такое опасное вещество, как ДДТ, обнаружено в молоке у кормящих матерей г. Алматы, Кызылорды.

Охрана животного и растительного миров имеет значение при выживании человечества, что подтверждено современными научными данными. Дело в том, что с исчезновением отдельных видов флоры и фауны уменьшается устойчивость к внешним воздействиям. Вместе с вымиранием исчезает и генетический аппарат, т.е. информационные программы, учитывающие опыт приспособления животных и растений к изменяющимся параметрам биосферы.

Для республики проблема сохранения генофонда имеет важное значение, гибель экосистемы Каспия, Арала, Балхаша, опустынивание, распашка миллионов гектаров целинных земель, загрязнение окружающей среды привели к количественному сокращению отдельных видов особей диких животных и растений. Из 5600 видов дикой флоры более 300 включены в Красную книгу Казахстана, из 850 видов позвоночных 129 являются исчезающими. Темпы создания охраняемых территорий республики не обеспечивают сохранения генофонда.

Сохранение леса должно сочетаться с разумным его использованием. Его вырубка не должна опережать скорость естественного восстановления лесного покрова. Для лесных хозяйств Казахстана лес считается основным источником получения денег.

Опустынивание выражается в обеднении и полном уничтожении растительного покрова, эрозии почв, их уплотнении, засолении, заболачивании, расширении зон, покрытых песками, и, в конечном счете, в уменьшении плодородия почвы и урожайности.

По данным экспертов, суммарная площадь аридных территорий республики, подверженных тому или иному типу опустынивания, составляет 6333 тыс.кв.м. По сведениям НЦДООО РК, 50% земли республики подвержены опустыниванию. Очевидно, начавшаяся деградация окружающей среды может ускоряться сама по себе.

Уменьшение растительного покрова неблагоприятно влияет на количество выпадаемых осадков, а поскольку первое зависит от последнего, то скорость уменьшения растительного покрова соответственно увеличивается.

Окружающая среда принимает активное участие в той жизни, которую люди создают сами себе. Человек и природа находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Результатом необдуманных разобщении в политической жизни стало отстранение Газпрома из Карачаганакского месторождения, когда новые хозяева стали извлекать конденсат без сайклинг-процесса (обратного откачивания отдаленного от конденсата сухого газа), что необходимо для поддержания гидродинамического равновесия.

Последнее играет роль в физическом процессе: конденсатный фактор в газе до 1000 куб.м. способен выделяться в самостоятельную фазу при незначительном объеме гидродинамической обстановки, в этом случае уже невозможно будет извлечь нижнюю нефтяную часть.

Кроме того, в процессе бурения объекта имели место случаи продолжительного открытого выброса. Сложной проблемой для Атырауского региона остается ликвидация последствий деятельности военных полигонов, которые занимали более 15% территории области. В частности, в Курмангазинском районе находился полигон противоздушной обороны «Ашулук», площадью около 0,5 млн.га, в Кызылкогинском районе - объект «Тайсойган», земли которого (1 млн га) занимал центр 929-го летно-испытательного полигона военно-воздушных сил. Тут же была площадка падения ступеней баллистических ракет 4-го Государственного центрального полигона.

Эти земли, а также другие участки, занятые военными ведомствами с Исатайском и Индерском районах,. захламлены остатками военной техники общим объемом более 4 тыс.га. 26 апреля 1966г. по 10 ноября 1979г. Институтом экспериментальной физики в зоне Азгира проведено 17 ядерных взрывов.

Статья 6 Конституции, водные ресурсы относит к государственной собственности, что отражено в Водном кодексе, 21 законах и 25 постановлениях Правительства, а также в 110 нормативно-регламентирующих документах. Тем не менее, водоэкологическая проблема остается важнейшей для республики.

Вместе с тем, мировое сообщество осознало необходимость консолидации в решении экопроблем. Так, в 1995г. была принята Нукусская декларация. В 1993г. центральноазиатские государства сформировали Межгосударственный совет по проблемам бассейна Аральского моря и образовали две Межгосударственные комиссии: по социально-экономическому, научно-техническому, экологическому сотрудничеству и Координационную водохозяйственную комиссию.

На территории Казахстана почти все водоистоки являются трансграничными: реки Ишим, Тобол текут в Россию, а Урал приходит оттуда. Иртыш связывает Казахстан сразу с двумя соседями, Сырдарья - с Узбекистаном, Или - с Китаем и т.д.

В настоящее время они находятся в предкризисном состоянии. В частности, в бассейне реки Нира с 1953г. накопились отходы, содержащие ртуть, сбрасываемые заводом по производству ацетальдегида в г. Темиртау. К реке Иртыш передвигаются подземные потоки жидких нефтепродуктов из Семипалатинского авиапредприятия и воинских частей.

В Казахстане найдены все элементы, существующие в таблице Менделеева. С точки зрения обывателя -это гордость за страну, экополитолога - тревога за будущее страны.

Третьи страны, к числу которых мы относимся, не имея средств на применение экологически чистых технологий, пренебрегают экологической безопасностью страны.

На сегодняшний день экологические проблемы Казахстана связаны не только с антропогенно-техногенными факторами воздействия на окружающую среду, но и с экологически неграмотным подходом к ресурсопользованию. Во многих населенных пунктах не работают водосберегающие сооружения.

Экологические проблемы Казахстана можно разделить на две главные проблемы: ресурсопользования и ресурсосбережения. И эти составные грамотной экологической политики должны учитывать особенности национального менталитета и народного обычая ведения хозяйства в условиях континентального климата и геоэкологического расположения.

Стратегическим ориентиром при создании экологических основ природопользования и ресурсосбережения является Концепция экологической безопасности, которая была принята в 1997г. правительством республики, как главный аспект необходимости создания нормативно-методической базы документов экологического районирования.

До настоящего времени в республике действует практика регулирования ресурсопользования по системе рыбохозяйственной и санитарно-гигиенической предельно допустимой концентрации веществ, что, конечно, не отвечает особенностям ни проекта, ни субъекта. Поэтому необходимо создать системы эколого-географического районирования и разработать специфическое нормирование природопользования.

В Казахстане много экологически чистых источников природопользования. Использование природных факторов ветра выгодно при наличии большего количества потребителей с малыми запросами в отдаленных местностях. Тем более ветроэлектростанции могут быть обеспечены отечественным оборудованием с Петропавловского и Алматинского заводов тяжелого машиностроения. Использование солнечной энергии обеспечило бы 60% населения, не охваченного централизованной тепловой сетью, максимально эффективным теплоснабжением.

В реализацию экологических проблем только в 2000г. было вложено 276 млн.тенге. Но экологическая обстановка в республике все еще остается сложной. Большинство людей считают, что экологические проблемы -это загрязнение окружающей среды или трудности сохранения редких видов животных. Это далеко не так, достижение реальной экологической безопасности возможно только в результате глубоких социально-экономических преобразований, затрагивающих все стороны жизни общества: это и устойчивая экономика, улучшение условий жизни, здоровья, образование и осознанная потребность всех улучшать и беречь окружающую среду.

Вопросы для обсуждения:

1.Что Вы понимаете под экологической политикой?

2.Какие факторы определяют успешную реализацию экологической политики?

3.К каким последствия привели изменения экосистем Каспия, Балхаша, Арала?

4.Почему происходит пренебрежение экологической безопасности?

5.В чем заключается политика государства, направленная на защиту экологии? Каковы возможности ее улучшения?

Тема 14. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства.

1. Тематика эссе:

1. Структурные звенья внешнеэкономической политики Казахстана.

2. Реализация внешнеэкономической политики.

2. Ситуации для обсуждения

Цивилизованные таможенные границы как основа нормальной внешнеэкономической деятельности.

Современное экономическое развитие характеризуется тенденцией интеграции национальных экономик в региональные и единый мировой комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, таможенных союзов, к подписанию международных соглашений по обмену товарами и услугами. Создаются предпосылки для формирования мирового рынка с едиными правилами.

Большинство стран, вовлеченных в систему мировой торговли, сталкивается с проблемами, возникающими в связи с увеличением объема международной торговли, с быстро меняющейся экономической ситуацией национального и мирового характера. В то же время перед таможенными службами на первый план выдвигаются задачи обеспечения экономической безопасности государства, предотвращения попыток провоза запрещенных или ограниченных товаров, осуществление упрощенных процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

При этом таможенные службы должны перестроить свою работу таким образом, чтобы не стать тормозом на пути развития национальных экономик государств и максимально содействовать развитию мировой торговли, соблюдая баланс между необходимостью проведения достаточного таможенного контроля и выполнения минимальных таможенных процедур при перемещении товаров.

С начала рыночных преобразований вся система и организация порядка ведения внешнеэкономической деятельности в РК претерпели значительные преобразования, прежде всего в механизме его регулирования. Был упразднен прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капитала между национальным и мировым хозяйствами, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти вопросы.

Для решения задачи превращения Казахстана в обозримой перспективе в страну с высокими стандартами жизненного уровня подавляющего большинства граждан наиболее полно использовать открывающиеся возможности его участия в углубляющемся процессе международного разделения труда в различных формам государственной кооперации, создание общего с другими странами экономического пространства. При этом важно сохранить целостность национальной экономики страны, являющуюся условием непрерывного роста ее потенциала и фактором самостоятельного участия в мировом воспроизводственном процессе.

Государство должно создавать эффективные законодательные рамки для бизнеса, включая монопольную практику крупных фирм, развивать рыночную инфраструктуру и систему рыночного образования, обеспечить охрану окружающей среды.

Пассивное участие государства в решении таможенных вопросов может разрушить потенциал РК, расположившей на своей территории основные маршруты товарооборота между странами ближнего и дальнего зарубежья, как удобного партнера в силу своих географических особенностей.

В росте объемом платежей по линии таможенных сборов можно отметить следующие факторы: улучшение администрирования и работы таможенников по созданию условий для увеличения товарооборота. Но перед таможенными органами стоит задача поощрения торговли путем минимизации таможенных процедур, что позволит обеспечить не только рост платежей, но и адекватно формировать рыночное поведение у субъектов таможенного процесса. Поэтому в целях решения данной задачи, а также для стимулирования грузопотоков через границы Казахстана Таможенный комитет вводит курс на упрощение таможенных процедур посредством таких мер, как создание «зеленого коридора». Но данная программа пока коснется не всех участников ВЭД, а только крупных инвесторов, работающих на нашем рынке, для которых проверка документов будет носить либеральный характер, что создаст цивилизованный подход в таможенных процедурах. Запутанная ситуация на таможенных границах мешает цивилизованно осуществляться ВЭД. Об этом свидетельствуют взаимные претензии соседствующих государств по поводу массы препятствий для прохождения грузов через территории других государств. Например, Узбекистан высказывает недовольство по поводу того, что количество платежей на казахстанской стороне непомерно большое, 10-12 различных сборов, таких как транспортная инспекция, карантинная служба, сертификация и другие, что позволяет местным таможенникам «придраться к грузовладельцам в любом случае». Поэтому некоторые грузовладельцы стараются найти другие альтернативные пути транзита перевозок. Например, китайский груз уже поворачивается на Кыргызстан и Россию, хотя казахстанский маршрут намного короче. И если не решить проблему таможенных процедур сейчас, Казахстан может потерять не только Китай, но и ряд других соседствующих государств, что отрицательно сказывается на собираемости таможенных сборов и, как следствие, низком поступлении в бюджет, а также на товарообороте между странами. По-прежнему лидирующее место в контрабанде занимает табачная продукция, алкоголь, наркотические вещества, ГСМ. Но таможня вынуждена признать, что не в состоянии контролировать эти потоки контрабанды из-за нехватки технических, людских и финансовых ресурсов, что, в свою очередь, позволяет незаконно проникать на рынка Казахстана «неучтенной» продукции, т.е. мимо бюджета..

Наплыв табачных товаров на рынки Казахстана беспокоит также местных производителей, таких как «Филипп Моррис», которые ведут переговоры с таможенниками о том, чтобы конфискованный груз не реализовывался, а уничтожался на компенсационных условиях.

Не обошли стороной таможенные органы и политические события в Узбекистане и Кыргызстане, что заставило Казахстан активизировать мероприятия по закрытию границ для нежелательных последствий. В ближайшее время намечено заседание межправительственной комиссии, которая призвана будет снять напряжение в регионе.

Таким образом, подытоживая вышеуказанное, мы определили основные моменты проблемы таможенных органов на сегодняшний день.

Вопросы для обсуждения:

1.Какое должно быть участие государства в решении таможенных вопросов?

2.Какие факторы обеспечивают эффективную работу таможенных органов по сбору платежей?

3.Что подразумевается под упрощением таможенных процедур?

4.Назовите основную продукцию контрабанды, поставляющуюся в Казахстан?

5.О чем ведет переговоры компания «Филипп Моррис» с таможенными органами?

6.Каковы главные задачи таможенной политики РК?

Тема 15. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов

1. Тематика эссе:

1. Развитие региональных кластеров в Казахстане.

2. Зарубежный опыт политики «выравнивания».

3. Приоритетные аспекты региональной политики.

2. Ситуации для обсуждения:

Привлечение инвестиций в регионы Казахстана

По приоритетности развития и опыту в привлечении капиталовложений в Казахстане можно выделить три региона, представляющие интерес для инвесторов.

Первым является столица, объем инвестиций в различные сектора экономики составил в 2000г. 56 млрд.

Быстрыми темпами ведется строительство. Город застраивается новыми современными зданиями административно-хозяйственного и жилищного назначения. Высокое качество архитектурного решения и современный дизайн придают столице новый облик делового центра страны.

С 1999г. реализуется Региональная инвестиционная программа город Астаны «Городская программа ипотечного кредитования жилищного строительства». Предприятиями и организациями всех форм собственности и населением в январе-июне 2001 г. построено 727 квартир общей площадью 104586 кв.метров, и по сравнению с тем же периодом прошлого года объем ввода жилья увеличился на 1,3 процентных пункта. Динамика основных показателей капитального строительства по годам приведена в табл. 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: