ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЯ ВДОЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ




Лесные насаждения вдоль железных дорог создают для их защиты от снежных и песчаных заносов, сильных ветров, водной эрозии и т.п. Это эффективное, надежное и долговечное средство защиты.

Лесные насаждения, создаваемые вдоль железных дорог, выполняют разносторонние защитные функции, но в зависимости от их основного назначения подразделяются на следующие виды: снегозадерживающие, ветроослабляющие, пескозащитные, почвоукрепительные, противоэрозионные, оградительные, озеленительные и др.

Насаждения имеют большое эстетическое, санитарно – гигиеническое значение, улучшают микроклимат, защищают сельскохозяйственные поля от ядовитых веществ, способствуют повышению урожая на прилегающих полях. Они выполняют природоохранную, средозащитную роль, за счет повышения аккумулятивной способности.

При проектировании любого вида защитного лесонасаждения необходимо учитывать, что каждое из них может выполнять многообразные защитные функции, т.е. быть универсальным по своему назначению. В связи с этим защитные лесные насаждения должны удовлетворять следующим основным требованиям: полностью задерживать на минимально необходимой ширине полосы земельного отвода расчетное количество метелевого снега; вступать в эксплуатацию в наиболее короткий срок; состоять из наиболее ценных и долговечных древесных пород; как можно меньше повреждаться от снегоотложений; предупреждать выход скота на железнодорожное полотно и автомобильные трассы; создавать условия для максимальной механизации лесокультурных работ, обеспечивать возможность непрерывного защитного действия в период лесовосстановительных мероприятий; обладать наибольшей, по сравнению с другими видами защит, экономической эффективностью и наименьшим сроком окупаемости капитальных вложений.

В соответствии с Техническими указаниями по усилению средозащитной роли насаждений вдоль линий транспортных путей Северного Кавказа (Ростов-на-Дону, 1996), ведущим защитным функциям все виды защитных насаждений железных дорог подразделяют на типы: водоохранные, почвозащитные, ландшафтнозащитные, рекультивирующие и шумозащитные (таблица)

 

Водоохранные лесные насаждения (кроме охраны водных объектов в полосах отвода) регулируют и улучшают качество вод поверхностного стока, формирующихся на склонах придорожных ландшафтов. Эти насаждения регулируют талые и ливневые воды, предупреждая загрязнение ближайших водных объектов.

 

 

Типы защитных лесных насаждений транспортных путей

 

Тип Основное функциональное назначение
Водоохранный Снижение техногенного (связанного с подвижным составом) загрязнения водных объектов
Почвозащитный Предупреждение повышенного техногенного загрязнения почв ландшафтов, примыкающих к транспортным путям и сооружениям
Ландшафтнозащитный Формирование и обустройство придорожных ландшафтов, в том числе на участках железнодорожных станций
Рекультивирующий Биологическая рекультивация почв, нарушенных в ходе строительства и эксплуатации транспортных путей
Шумозащитный Обеспечение допустимых уровней шума на рекреационных и селитебных территориях, промышленных и производственных зонах, расположенных в непосредственной близости от транспортных путей и сооружений

 

Почвозащитные лесные насаждения «прикрывают» прилегающие к их полевым опушкам почвы агроландшафтов, способствуют их продуктивности. При этом на участках, прилегающих к путевым опушкам насаждений, в слое почв 0-20 см происходит определенное накопление цинка и иных металлов.

В целом границы повышенного (по сравнению с фоном) накопления валовых форм меди, цинка и марганца размешаются на расстоянии 100-120 м от железнодорожного пути. Но под пологом придорожных лесных пололс эти микроэлементы утилизируются древесными растениями, способствуя их росту и развитию.

Почвы придорожных лесных полос конденсируют радионуклиды, переносящиеся на пылинках, оседающих в кронах деревьев и накапливающихся в лесной подстилке.

Ландшафтнозащитные лесные насаждения ликвидируют ущерб, наносимый ландшафту, или снижают его проявление (компенсационно-восстановительные компоненты придорожных ландшафтов), маскируют неэстетичные участки.

Созданию этого типа лесных насаждений могут предшествовать ландшафтно-инженерные работы по засыпке оврагов, террасированию склонов, строительству ливнепропусков. подпорных стенок и т.п.

Обычно таким насаждениям присуще пирамидальное строение, когда низкорослые деревья центрируют вокруг высокорослых видов, расположенных в центральных рядах, а по опушкам размещают кустарники.

Структура (одноленточные, двухленточные, многоленточные) ландшафтнозащитных лесных насаждений определяется многофункциональным их предназначением. Они не только обеспечивают безопасное движение поездов но и предохраняют загрязнение компонентов придорожных ландшафтов, одновременно обеспечивая эстетические потребности пассажиров

Рекультивирующие насаждения создают: на участках почв, нарушенных при строительстве и ремонте железнодорожных путей и сооружений (где гумусовый слой почв уничтожен или погребен); на заброшенных участках железных дороги; на подъездных путях не работающих предприятий; на деградированных загрязненных, сильноэродированных участках почв, для восстановления их плодородия.

Создают их одноленточными, плотной конструкции, что обеспечивает на 10-15 лет утилизацию подвижных форм металлов, образование молодого гумусоподобного вещества в верхних слоях почв и формирование лесной подстилки.

Вдоль дорог по всей России существуют защитные лесные насаждения обеспечивающие:

§ безопасность движения автомобилей;

§ защиту дорожного полотна от заносов снегом и преждевременного разрушения

§ увеличение срока эксплуатации средств дорожной службы связи и сигнализации;

§ повышение эстетической оценки придорожных ландшафтов

§ защиту от загрязнения компонентов окружающей среды

Придорожная лесная полоса представляет собой симметричную композицию из параллельных рядов: опушечных кустарников сопутствующих (два-четыре ряда) и основных (многорядное «ядро» композиции) видов деревьев. Ширина междурядий при этом равна от 3 м до 5 м. Шаг посадки соответственно ранен от 1 до 3 м.

Наибольший вред окружающей среде наносят соединения свинца. На каждый пройденный километр автомашина в среднем выбрасывают около 80 мг свинца (Смит У.Х., 1985).

Компоненты придорожных ландшафтов кроме свинца загрязняются марганцем, медью, кобальтом, никелем, висмутом, железом, алюминием и другими металлами.

Накопление фитотоксичных металлов в древесных растениях придорожных лесных насаждений приводит к их угнетению (хлороз и некроз листьев, их преждевременный опад).

Устойчивыми видами древесных растений в лесных насаждениях придорожных ландшафтов являются робиния ложноакациевая, ясень ланцетный, тополь черный и белый, дуб черешчатый, клен остролистный, вяз обыкновенный, гледичия обыкновенная, береза повислая.

пологими склонами, где не наблюдается их разрушение волнобоем, лесную полосу создают в непосредственной близости (5—15 м) от нормального подпертого горизонта. Для этого в ближайших к воде рядах высаживают кустарниковые ивы, а затем древесные породы, хорошо произрастающие в этих условиях.

Классификация участков железнодорожного полотна от степени снегозаносимости (по Макарычу):

степень снегозаносимости кол-во приносимого снега на расчет. массу м3 Система защитных лесонасаждений
слабая до 100 1 – 2 – х полосные
средняя 101 – 250 2 – 3 – х полосные
сильная 251 – 400 3 – 4 –х полосные
особо сильная 400 и более 4 – х и болеее

 

 

Ширина полосы земельного отвода для придорожного снегозадерживающего отвода:

B = Sp/h

B – ширина полосы;

Sp – площадь сечения размера снегопереноса, равен объему принятой вероятности превышения, м2

h – высота отложения снега внутри насаждений.

 

Рисунок. Варианты усиления шумозащитной роли придорожной лесной полосы:

ОР - основные ряды древесной растительности;

ДР — дополнительные ряды;

ОЛ — основная лента;

МЛР — межленточное расстояние;

ДЛ— дополнительная лента;

ЛП - лесная полоса;

ОЗВ — озеленительный вал;

РГ — резерв грунта

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: