Лабораторная № 2: Работа с Окнами Видов
Теоретическая часть.
Создаем Окна Видов (или дополнительные окна)
В большинстве случаев для работы вам необходимо более одного 3D окна для правильного расположения объекта в трех измерениях. Большинство программ рендеринга и анимации позволяют работать с разными направлениями просмотра. Blender также предоставляет такую возможность. Как вы знаете, при запуске Blender отображает 3 окна: "Окно Пользовательских Настроек", "3D Окно" и "Окно Кнопок".
Вы можете изменить размер каждого из этих окон, просто потянув Левой Кнопкой Мышки за линию разделяющую окна. Как вы можете заметить, указатель мышки при наведении на эту линию изменился, он стал похож на стрелку с двумя указателями. Если вы хотите разделить окно на две части - наведите указатель на эту линию и кликните Правой Кнопкой Мышки, в появившемся меню выберите "Split Area".
Двигайте появившуюся разделительную линию до нужного положения и размера окна. Перемещая мышь на другую границу окна, вы выбираете направление разделения. Объединение окон производится тем же способом (в меню, вызываемом правой кнопкой мыши, вместо "Split Area" нужно выбрать "Join Areas"). Вы можете разделять окно без ограничений сколько угодно раз. Чтобы работать с двумя 3D окнами, в левом окне я нужно настроить рабочие режимы просмотра (вид сверху, спереди и с боку), а в правом - вид из камеры или Редактор анимации.
Окно можно разделить также и по вертикали. Некоторые 3D программы традиционно имеют 4 Окна Видов (вид сверху, спереди, справа и вид в перспективе или из камеры).
Изменение Типа Окна
Теперь, когда Вы добавили несколько дополнительных Окон, помните, что типы окон можно менять. Когда вы станете ближе знакомы с Blender, вам потребуются такие типы Окон как "Редактор Ipo", "Редактор Действий" и другие.
|
Опции Окна Кнопок
Традиционно Окно Кнопок в Blender расположено внизу экрана, однако это окно можно расположить справа, как в некоторых 3D редакторах. Это сделано для облегчения изучения программы новичками. Вам нужно разделить ваше Окно 3D Вида на две части по вертикали и, затем, в правом окне в меню типа окна выбрать «Buttons Window» (Окно Кнопок).
Перемещение в 3D пространстве
В 3D программе, Вы должны думать не только о том, как расположить объект в 2 измерениях (высота и ширина), вы также должны учитывать глубину объекта (как близко или далеко он от вас). Прежде, чем вы начнете работать в трехмерном пространстве, было бы хорошо получить некоторые навыки в 2D рисовании и верстке. Навигация в 3D окне осуществляется мышкой и кнопками на NumPad (дополнительной цифровой клавиатуре). Существует 3 стандартных вида отрисовки - вид сверху, вид спереди и вид справа. Эти виды соответствуют кнопкам на Num-
клавиатуре - 7 (вид сверху), 1 (вид спереди), 3 (вид справа).
Поместите курсор мыши в окно 3D Вида и попробуйте нажать на каждую из клавиш. Нажав 0 (ноль) - Вы попадете в "вид из камеры" (вы теперь видите то, что видит камера). Камера представлена 3 прямоугольниками. Внешняя сплошная линия - для выделения камеры и дальнейшей манипуляции с ее положением. Следующий пунктирный прямоугольник - это предел видимости камеры. В вашей картинке после рендеринга будет лишь то, что попало в этот пунктирный прямоугольник. Внутренний пунктирный прямоугольник - помогает вам отцентрировать положение объектов в камере. Если вы его не видите, его настройки можно изменить в разделе Edit в Окне Кнопок.
|
Кнопка "5" на цифровой клавиатуре переключает между ортографическим и перспективным режимом просмотра. Клавиши цифровой клавиатуры со стрелками (это кнопки 2, 4, 6, 8) позволяют вращаться вокруг объекта в окне 3D вида. Кнопки "+" и "-" на цифровой клавиатуре позволяют увеличить или уменьшить масштаб объекта. Кнопка "." (точка) позволяет сосредоточить центр вашего вида на выбранном объекте.
Мышка выполняет большое количество различных функций. Левой Кнопкой Мышки, можно перемещать 3D-курсор, растягивать окна и выделять объекты. Расположение 3D-
курсора определяет место создания новых объектов. Позже мы рассмотрим и другие возможности, которыми обладает 3D-курсор. Правая кнопка используется для выбора объектов или вершин (в Режиме Редактирования). Колесико мыши служит двум целям. Прокрутка увеличивает или уменьшает масштаб отображения (как и клавиши "+" и "-" на цифровой клавиатуре). Нажав на колесико вы сможете вращать вид отображения. А удерживание колесика нажатым в сочетании с Shift позволит вам панорамировать (двигать) вид отображения.
Типичные Виды и их Кнопки
Это некоторые виды отображения, использующиеся в 3D моделировании и кнопки на цифровой клавиатуре вызывающие эти Виды отображения. Чтобы эти кнопки работали, необходимо включить цифровую клавиатуру (нажатием кнопки Num Lock). Используйте эти виды (вид сверху, спереди, сбоку) в ортогональном режиме при размещении 3D-курсора в нужном месте. Вам потребуется проверить положение курсора как минимум в двух видах для размещения вновь создаваемого объекта в нужном месте.
|
Задание
Чтобы получить немного опыта в использовании этих команд, настройте экран с четырьмя видами отображения: видом сверху, спереди, сбоку и с видом из камеры или перспективным отображением, как показано ниже:
Будьте готовы продемонстрировать преподавателю следующие вещи:
- Как передвинуть вид отображения?
- Как увеличить масштаб отображения (zoom)?
- Как изменить Тип Окна?
- Как сосредоточить центр вашего вида на выбранном объекте?
- Как переключаться между видами (вид сверху, спереди, из камеры, свободное
вращение)?